Через тернии — к компромиссу
РАЗУМНО И УДОБНО
С социальной точки зрения, медиация приносит обществу большую пользу, что подтверждает опыт зарубежных стран, где институт медиации широко применяется более четверти столетия. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 21 мая 2008 года №2008/52/ЕС «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах» рекомендует создание законодательных актов в странах – членах ЕС, где правовая база досудебного урегулирования споров еще не создана.
В России сегодня существует много форм защиты гражданских прав. Одна из них – Федеральный закон от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» (Закон о медиации). Этот внесудебный способ позволяет урегулировать спорные правоотношения и восстановить нарушенные права с помощью медиатора, то есть независимого лица, которого стороны выбирают для мирного урегулирования возникшего спора. Предоставленная форма защиты права специфична в современной России, но широко применялась в нашей стране до 1917 года и активно применяется в других правовых системах.
Суть указанной процедуры заключается в урегулировании спорных вопросов (конфликтов) путем переговоров с помощью посредника, специалиста, который обладает знаниями в сфере возникшего конфликта и владеет техниками медиации для подведения сторон к взаимоприемлемому решению. Медиационное соглашение, поскольку оно выработано сторонами в ходе переговорного процесса, выполняется на добровольной основе. Процедура медиации предполагает удобные сроки проведения (в отличие от судебно-процессуальных сроков), исключает исполнительное производство по решению, принятому судом, позволяет сторонам спора сохранить нормальные взаимоотношения, ведь спор разрешается на приемлемых для сторон условиях. Разумный компромисс – это фундамент, на котором базируется медиация.
Принятие Закона о медиации указывает на степень развития демократических процессов в российском обществе, преемственность традиций и гармонизацию российского законодательства с другими правовыми системами.
СТАТУСЫ ДЛЯ ПРОФИ
Любое новое направление правовой мысли вызывает всестороннее обсуждение в прессе. Анализ опубликованных статей показывает, что медиаторы и специалисты различных профессиональных сообществ по-разному смотрят на способы проведения процедур, работу специалистов и их объединений, а также на отдельные законодательные положения в рамках Закона о медиации.
Обсудить разные точки зрения можно было на прошедшей 31 октября 2012 года межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы развития законодательства об альтернативной процедуре урегулирования споров и практике его применения». Конференция была организована по инициативе Некоммерческого партнерства «Центр технологий примирительных процедур (медиации)» в московском Институте экономики и антикризисного управления. В ней приняли участие представители органов исполнительной власти, эксперты, аккредитованные при Министерстве юстиции РФ, а также специалисты, практикующие в сфере досудебного урегулирования споров (медиаторы).
На межрегиональной конференции участники анализировали нормы Закона о медиации на его соответствие действующему в Российской Федерации законодательству, рассматривали примеры удачных процедур досудебного урегулирования (в частности, в области предпринимательской деятельности в сфере туризма). Выступавшие на конференции ученые и практики предлагали свои решения для успешного применения медиации в повседневной практике разрешения возникающих споров и конфликтных ситуаций.
Были высказаны предложения о законодательном закреплении статуса медиатора как субъекта профессиональной деятельности. Во-первых, это позволило бы специалистам, работающим в этой сфере на коммерческой основе, получить возможность заниматься данным видом деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или иным способом, определенным законодательством для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Во-вторых, специалисты смогли бы получить определенные Налоговым кодексом Российской Федерации льготы, что стало бы мотивацией для вовлечения большего количества специалистов-профессионалов в эту сферу деятельности.
Большой интерес вызвала дискуссия о необходимости саморегулирования в области досудебного урегулирования споров. В настоящее время положения статьи 18 Закона о медиации не требуют от медиатора обязательного членства в профессиональном сообществе, что вытекает из логики указанного нормативного акта, поскольку деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.
Были также затронуты вопросы конфиденциальности информации, которую медиатор получает в процессе примирения сторон. В настоящее время этот аспект не проработан законодательно и посему носит индивидуальный характер.
Обсуждался и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур», который был предложен Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, а также введение им новой процедуры и вида профессиональной деятельности – судебного примирения и судебных примирителей. Участниками межрегиональной конференции было отмечено, что данная процедура, будучи одной из альтернативных форм урегулирования споров (мировое соглашение, медиация), не может относиться к медиационным процедурам. Это объясняется тем, что введение определения личности примирителя (судья в отставке, помощник судьи, не принимающий участия в рассмотрении дела, работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование) нарушает основные положения Закона о медиации и противоречит Конституции РФ.
СЛОЖНОСТИ НЕЙТРАЛИТЕТА
Рассматривая вопросы практики применения медиационных процедур профессиональными медиаторами, участники конференции отметили необходимость создания Национального Совета по медиации в качестве совещательного и координационного органа при Минэкономразвития России. Также была подчеркнута необходимость подготовки этим органом концепции профессиональных стандартов и стандартов в сфере досудебного урегулирования споров (медиации) с целью последующего обсуждения их профессиональным сообществом и принятия для единообразного применения указанных процедур на территории Российской Федерации.
На конференции было отмечено высокое качество подготовки профессиональных медиаторов, которую осуществляет Институт экономики и антикризисного управления. Медиаторы, окончившие специализированный курс, занимаются разъяснительной деятельностью по применению процедур медиации в регионах, имеют успешный опыт досудебного урегулирования по сложным спорам в сфере предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и между публичными образованиями.
Участники конференции отмечали, что наибольшую трудность вызывает соблюдение медиатором нейтралитета. Возникновение спора часто связано с личными качествами сторон либо с объективными обстоятельствами, и решение по урегулированию очевидно, но стороны не хотят идти на компромисс. В таких случаях медиатору нужно терпеливо с помощью различных техник приводить стороны к удовлетворяющему их (или третьих лиц, иногда зависящих от принятого решения) разумному компромиссу.
На конференции было также отмечено, что иностранные партнеры при заключении контракта положительно воспринимают оговорку о досудебном урегулировании спора в случае его возникновения. Потому как в настоящее время одним из факторов, влияющих на трудности при заключении контрактов с иностранными партнерами и инвесторами, как раз являются сложности, которые возникают при разрешении спорных вопросов в общепринятом судебном порядке. Этот процесс для предпринимательской деятельности долог и может быть растянут не на один финансовый год.
Таким образом, прошедшая межрегиональная конференция выявила моменты законодательных пробелов в сфере альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника и определила направления деятельности для успешного применения Закона о медиации на российском правовом пространстве.
Каким должен быть профессиональный посредник
Слово «медиатор» происходит от латинского mediare, что значит «посредничать». Требования к профессиональному посреднику в сегодняшнее время высоки. Медиатор должен хорошо знать законодательство, быть специалистом в сфере возникшего спора, иметь устойчивую психику и владеть техниками медиации, которых насчитывается более 50. Самым трудным в работе медиатора, помимо жесткого руководства переговорным процессом, является умение оставаться нейтральным, предоставляя спорящим сторонам всесторонне выразить свою точку зрения и подвести их к законно обоснованному решению.
Выход из кризиса – в два раза быстрее
Специалисты Городского центра юридической поддержки и консалтинговых услуг в рамках финансового оздоровления хозяйствующего субъекта провели в 2012 году 11 процедур медиации, которые позволили разрешить спорные вопросы имущественного характера, рассрочить кредиторскую задолженность, решить вопросы с инвесторами. Применение указанных процедур способствовало выведению хозяйствующего субъекта из сложного экономического положения в шестимесячный срок. При разрешении спорных вопросов в судебном порядке этот срок бы как минимум удвоился.
И ЦЕЛОГО ЗАКОНА МАЛО
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРИМИРЕНИИ