Тема

Инновационный консалтинг или инновации в консалтинге

ВАЖЕН БАЛАНС

Лана Мирная: В недавно опубликованном докладе Высшей школы экономики (ВШЭ) «Программы инновационного развития компаний с государственным участием: промежуточные итоги и приоритеты» содержатся ссылки на результаты опроса, организованного Минэкономразвития России в целях анализа практик управления инновациями в госкомпаниях. Что показал доклад – как выстроены внутри компаний эти процессы, какие были сюрпризы по итогам исследований для ведомства?

Артем Шадрин: Сначала о выявленных проблемах. Во-первых, сохраняется склонность компаний к реализации низкорисковых инновационных стратегий, внедрению улучшений, ориентированных преимущественно на ре шение локальных, краткосрочных проблем, а не создание прорывных инноваций. Во многих компаниях наблюдается недостаточное внимание топ-менеджмента к иннова ционной деятельности. Кроме того, не очень ровно идет процесс формирования систем открытых инноваций, то есть подключения сторонних организаций к решению инновационных задач компаний, например реализации НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. – Прим. ред.). Одно из направлений открытых инноваций, которые поддерживает и Минэкономразвития, и «РВК» (ОАО «Российская венчурная компания». – Прим. ред.), – формирование корпоративных венчурных фондов (КВФ). К сожалению, пока их создано мало. В частности, они есть в «Ростелекоме», в «Ростехе». Но в целом пока компании к этому не готовы.

 Лана: В связи с кризисом или с неготовностью корпоративной культуры?

Артем: Преимущественно причина в особенностях корпоративной культуры. Какой плюс у финансирования через КВФ? Когда открывается спин-офф (один из видов реорганизации предусмотренных законодательством РФ. – Прим. ред.), сотрудники получают возможность работать с большей инициативой, больше рисковать при лучшей мотивации. Но для компаний это чревато потерей управляемости. Эксперты отмечают, что компании не готовы отпускать в свободное плаванье свои спин-оффы. Отсутствие инициативы для маневра лишает смысла всю систему, которая должна способствовать динамичному продвижению продуктов на новые рынки.

В случае с другой моделью КВФ, который ориентирован не на инвестиции в собственные спин-оффы, а на выращивание внешних инновационных малых и средних предприятий – потенциальных поставщиков, компании отмечают другую проблему: недостаток предложения на российском рынке стартапов и разработчиков, которые были бы интересны компании. Кроме того, надо упомянуть, что создание КВФ – это сложная организационная задача. Она требует серьезных управленческих компетенций, которыми зачастую не обладают сотрудники госкомпаний. Есть также проблема со спецификой статуса госкомпаний, деятельностью контрольно- надзорных органов, из-за чего компаниям бывает сложно обосновать целесообразность рисковых вложений в КВФ.

 Лана: Получается, что «Ростелеком» впереди планеты всей – они и акселератор создали, который, по сути, работает для внешних проектов.

Артем: Они молодцы, но, наверное, нет идеальных ситуаций, всегда можно посмотреть с двух сторон. Есть хороший отечественный производитель телекоммуникационного оборудования, компания «Т 8». Он жалуется, что завоевывать рынок «Ростелекома» сложно. Но если слишком перегнуть палку, есть риск, что они будут принуждаться к приобретению недостаточно качественного оборудования. Одна из наших сверхзадач – максимизировать масштабные (суммарно – на сотни миллиардов рублей) закупки, которые осуществляют крупные компании для ускорения темпов развития российских поставщиков, конкурирующих с зарубежными брендами.

РАЗРУШАЯ КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ

Лана: Тема открытых инноваций достаточно тесно перекликается с темой технологических платформ. По сути, они представляют собой некий научный, дискуссионный и лоббистский инструмент. Михаил Голанд, директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями ИСИЭЗ (Институт Статистических Исследований и Экономики Знаний. – Прим. ред.) НИУ ВШЭ, недавно отметил, что развитие частно-государственного партнерства идет во взаимодействии с технологическими платформами. Как Вы оцениваете эффективность их деятельности?

Артем: Технологические платформы – это коммуникационные и экспертные площадки, где представлены ключевые бизнес-игроки, лидеры среди научных организаций и университетов. Сейчас это единственный инструмент институционализированного многостороннего взаимодействия бизнеса и научных и образовательных организаций.

На самом деле, коммуникационные барьеры сильно препятствуют эффективной кооперации бизнеса, науки и образования. Поэтому были запущены такие инструменты, как постановление Правительства Российской Федерации № 218 о субсидиях производственным компаниям для финансирования проектов организации высокотехнологичных производств совместно с вузами. Теперь государство выделяет в виде субсидий до 300 млн рублей на безвозмездной основе в ответ на встречные обязательства по финансированию компаниями НИОКР, коммерциализации технологий и их выведению на рынок. Технологические платформы в значительной степени помогают обеспечить эту кооперацию.

Что касается программ инновационного развития, у нас было прямое поручение президента о том, чтобы крупные госкомпании участвовали в одной или нескольких профильных технологических платформах. Так реализуются поставленные задачи по взаимодействию госкомпаний с университетами, формированию рынка для поставок продукции малого и среднего бизнеса.

 Лана: Коммерческим сговором это не назовут?

Артем: Это не коммерческий сговор. Любая крупная компания должна заниматься развитием системы поставщиков, содействовать формированию у потенциальных поставщиков видения будущих перспективных потребностей в новой продукции, в технологических решениях. То есть компания позволяет формировать под свои будущие запросы производственные возможности поставщиков. Это, конечно, важно и для импортозамещения – открытие рынка закупок крупнейших компаний для российских производителей – и для снижения времени запуска новых продуктов.

В развитии системы поставщиков заложен значимый резерв для повышения производительности труда, связанный с развитием субконтрактации, формированием системы поставщиков первого, второго уровней и т. д. За счет этого крупные компании получают возможность сосредоточиться на ключевых компетенциях. В отличие от привычной практики, когда почти весь производственный цикл сосредотачивался на одном предприятии, в рамках развития механизмов субконтрактации инвестиции в оборудование для производства комплектующих берет на себя подрядчик.

Здесь используется, в частности, такой инструмент, как инновационные территориальные кластеры. Например, «ОАК» (Объединенная авиастроительная корпорация. – Прим. ред.) активно формирует кластер поставщиков комплектующих в Воронежской, Иркутской областях, используя в том числе инструменты программы поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в рамках программы из федерального и регионального бюджетов софинансируется создание центров сертификации поставщиков комплектующих, позволяя вовлекать новые предприятия в производственные цепочки крупных компаний.

ОПТИМАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

 Лана: Даже развитые технологические организации жалуются на невыстроенность механизмов финансирования их деятельности.

Артем: Нужно разделять финансирование администрирующей и коммуникативной функции техплатформы, то есть фактически работу координаторов, и финансирование непосредственно инновационных проектов участников. Первое направление, как правило, реализуется на средства организации-координатора и добровольных взносов участников техплафтформы. Возможным источником средств может быть оказание технологической платформой какихто платных услуг. Например, Российский фонд технологического развития привлекал технологические платформы к экспертизе инновационных проектов. Но, конечно, главная роль техплатформы – это коммуникация участников и создание консорциумов для реализации совместных инновационных проектов. Когда я слышу критику в адрес техплатформ, всегда повторяю, что этот инструмент не потребовал на свой запуск и функционирование ни одной копейки денег из федерального бюджета. Организации участвуют в их работе на добровольной основе.

 Лана: На текущий момент какие технологические платформы в России самые эффективные?

Артем: Сейчас у нас зарегистрировано 35 технологических платформ. В числе лидеров я бы выделил техплатформы «Медицина будущего», «БиоТех2030», «Авиационная мобильность », «Радиационные технологии» и ряд других.

 Лана: При поддержке Минэкономразвития России был разработан специализированный портал АИС «Инновации ». Какова его практическая польза?

Артем: Сейчас при поддержке «РВК» мы планируем донастроить портал АИС «Инновации».Также нам очень помогает Ассоциация инновационных регионов России в подготовке формации по инновационной структуре в регионах. Программаминимум – создать исчерпывающий оперативно актуализируемый источник информации по вопросам государственной поддержки инновационной деятельности. Он будет полезен и для бизнеса, и для институтов развития, и для региональных и местных органов власти.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Лана: АСИ (Агентство стратегических инициатив. – Прим. ред.) периодически заявляет о поддержке инновационных проектов. Они както вовлечены в этот процесс?

Артем: Безусловно, сейчас началась активная работа в рам ках Национальной технологической инициативы. Основная задача – отталкиваться от перспективных потребностей рынка. Речь идет об авиационных и автомобильных бес пилотниках, технологиях «умных» энергетических сетей Smart Grid, новых производственных технологиях, перспек тивных решениях в медицине. Основная задача – помочь российским компаниям занять максимально выгодные позиции на этих рынках.

Технологические платформы также ориентированы на ана лиз рынков, связанных с теми технологиями, которые они развивают. Разница в том, что технологические платфор мы, как правило, сосредоточены на действующих рынках. А Национальная технологическая инициатива в первую очередь говорит о новых, возникающих рынках с большим потенциалом развития в более долгосрочной перспективе.

Лана: Тогда в АСИ нужно привлекать профессиональных футурологов.

Артем: Футурологов на уровне бизнес-аналитики. Например, согласно имеющейся информации, уже к 2025 году в планах автомобильных компаний заложен переход на выпуск бес пилотных автомобилей, работающих при этом на электро- или гибридных двигателях. Можно считать, что это какая-то фантастика. А можно заметить, что капитализация Uber больше капитализации крупных нефтяных компаний. Я уже не говорю про онлайн-торговлю типа Amazon или Alibaba. Многие иронизируют над «новой экономикой», но она работает. Какой еще есть переход к диверсификации экономики, если не освоение новых рынков?

АУДИТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

 Лана: Согласно данным ежегодных мониторингов реализации ПИР (Программы информационного развития. – Прим. ред.), на научные, проектноконструкторские организации и вузы приходится примерно столько же объемов заказов исследований и разработок, размещаемых госкомпаниями, сколько и на компании, в той или иной мере являющиеся консалтинговыми. Насколько консалтинговый сегмент задействован в процессах разработки программы инновационного развития?

Артем: Отмечу, что и в тех ПИР, которые готовились четыре года назад, и сейчас есть такой важный элемент, как прове дение технологического аудита. Это специализированный анализ конкурентоспособности компаний в инновационной сфере, сопоставление с конкурентами, зарубежными компаниями-аналогами, работающими в соответствующих секторах экономики. С теми, что сопоставимы с ними по масштабу, с точки зрения применяемых и разрабатываемых технологий, продуктов, услуг, управленческих практик, систем технологического оснащения и системы управления технологиями.

Здесь требуется особая компетенция, поэтому консалтинговые компании, которые имеют не просто доступ к данным открытых источников, но и опыт, связанный с консультированием других организаций, опыт понимания не только внешней статистики, но и внутренних механизмов функционирования компаний, конечно, очень востребованы.

Лана: Какой функционал, связанный с инновациями компаний, с реализацией ПИРов, чаще всего передается на аутсорсинг? В названном докладе Высшей школы экономики указано, что практически все госкомпании жалуются на недостаток финансирования и числа человеческих ресурсов в своих инновационных подразделениях. Вторая проблема достаточно просто решается путем привлечения сторонних консультантов, но отсутствие нормального бюджета, по сути, не позволяет это сделать. Где золотая середина?

Артем: Компании прибегают к услугам внешних консультантов в первую очередь для восполнения недостающих компетенций, получения доступа к лучшим управленческим практикам других компаний либо в случае с технологическим аудитом, когда необходимо выполнить требование о независимости экспертизы. И это представляется оправданным.

Что касается нехватки средств в бюджетах, то один из путей решения – оптимизация расходов компаний. Приведу пример. Одна уважаемая в энергетике компания заказала очень большой НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. – Прим. ред.) на разработку новой технологии. Приняла отчет, признала эту разработку успешной, освоила деньги, а потом другое подразделение этой компании купило аналогичную продукцию у зарубежной организации. И тем и другим хорошо, KPI они достигли. Вот только деньги выброшены на ветер. С этой точки зрения нормальное сквозное управление инновациями позволяет экономить деньги. Вопрос в координации закупочной деятельности компаний и планировании исследований и разработок.

Лана: Согласно тому же исследованию ВШЭ, в российской практике контроль за проектом зачастую завершается после его внедрения. Аудит, анализ эффективности проектов в течение их реализации не выполняется. В зарубежной практике есть постоянный контроль финансово-технических результатов проектов портфеля или их выборочный аудит. На текущий момент методы и рекомендации, разработанные Минэкономразвития, решают эту проблему?

Артем: Да, в обновленных методических указаниях по разработке ПИР сделан акцент на внедрение компаниями проектного принципа управления инновациями. Это в первую очередь означает обеспечение реализации полного жизненного цикла от разработки до внедрения (масштабирования) технологий в компании или коммерциализации продукта на рынке с контролем экономической эффективности всего проекта в целом. Эти рекомендации направлены на устранение ситуаций, когда НИОКР проведен, может быть даже получены патенты, а потом все «кладется на полку».

Крайне важно, чтобы была обеспечена отдача на вложенные в НИОКР средства. Кстати, для топ-менеджмента госкомпаний планируется с 2016 года ввести интегральный KPI инновационной деятельности (с весом от 20 до 25 % в системе мотивации), который также построен по принципу отражения всего жизненного цикла инноваций: от вложений в разработку до коммерциализации.

ШАНСЫ НА УСПЕХ

Лана: На каком-то интернет-форуме мне попалось высказование, что «государственная поддержка очень важна для воплощения инноваций, и для того чтобы получить субсидирование на развитие бизнеса, приходится следовать огромному количеству правил и предписаний и доказывать, что твои идеи имеют коммерческие перспективы. Для начинающих предпринимателей зачастую это невыполнимая задача. Получается, что шансы на успех имеют только крупные корпорации». На ваш взгляд, так ли это?

Артем: Доказывать надо. Было бы смешно, если бы деньги раздавались просто так, без какого-либо основания. Есть Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), который выделяет субсидии на безвозвратной основе – до 15 млн рублей. Он выделяет деньги на программу «Старт» под НИОКР (разработка и доработка продукта). Также им реализуется программа «Коммерциализация», компенсирующая расходы малых компаний, связанных с продвижением инновационной продукции, сертификацией, патентованием, изготовлением прототипа, выходом на внешние рынки, маркетингом и т. д. Бюджет Фонда содействия был увеличен на 5 млрд рублей в 2015 году в рамках реализации пакета антикризисных мер. Считаем целесообразным не снижать бюджет Фонда и в дальнейшем.

Другой инструмент финансирования – Фонд «Сколково», который предоставляет безвозвратные субсидии части своих резидентов. Льготное кредитование обеспечивает Фонд развития промышленности – это уже для более крупных компаний. Есть посевной фонд Российской венчурной компании, предоставляющей средства стартапам за долю в капитале.

Более гибкой стала система поддержки инновационных компаний в рамках нанотехнологических центров группы «Роснано», которые тоже входят в капитал компаний и поддержку коммерциализации широкого спектра технологий, связанных с наноиндустрией, – от новых материалов до лекарств и продукции фотоники.

Задача – формирование и поддержка насыщенной, целостной системы коммерциализации технологий, обеспечивающей поток проектов, которые могут затем развиваться с привлечением средств частных инвесторов и институтов развития. Эта работа постепенно реализуется на базе бизнесакселераторов, центров трансфера технологий, в том числе на базе ведущих университетов и инновационных территориальных кластеров.

 Лана: Это работа на уровне регионов?

Артем: Конечно. Малый бизнес – это уровень регионов и профильных институтов развития. Есть два крупных сетевых бизнес-акселератора – это Generation S, который делает «РВК», причем по ряду отраслевых направлений – в партнерстве с крупными компаниями, и проект Фонда «Сколково» – StartupVillage. В них суммарно участвуют несколько тысяч малых инновационных предприятий.

В ряде регионов созданы специализированные институты развития, например Центр инновационного развития Москвы, Центр развития инновации Самарской области, технопарк «Ингрия» в Санкт-Петербурге, которые активно проводят акселерационные программы.

Лана: В сегменте публичных обсуждений интерес к инновациям в последнее время остыл. Например, на портале РИА Новости последний материал по данной теме датирован апрелем 2012 года. С чем связано такое ослабление интереса со стороны, по крайней мере, центральных СМИ? Профессиональные СМИ, которые в той или иной мере задействованы в тематике, постоянно об этом пишут.

Артем: На самом деле ничего удивительного нет. О стратегии сообщают, когда она принята. А потом уже пишут о мероприятиях, связанных с ее реализацией. Рядовому читателю совершенно не интересно, что данное конкретное мероприятие было проведено в соответствии со стратегией. Новую налоговую льготу ввели – да, это информационный повод. А то, что это было в какой-то стратегии записано, – кто об этом вспомнит?! Так можно было бы все время ссылаться на какие-то программные документы…

Мы сейчас готовим программу популяризации инновационной деятельности. Планируем скоординировать работу институтов развития, каждый из которых в той или иной степени контактирует со средствами массовой информации, включая «РВК», Сколково, Фонд содействия, «Роснано». Мы намерены привлекать и крупные госкомпании, реализующие программы инновационного развития, там тоже есть мощные отделы по связям с общественностью.

Одна из основных целей – повышение престижности деятельности инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности в первую очередь среди молодежи. В последние годы реализуется много интересных проектов: летние научные лагеря, хакатоны, фестивали робототехники…

Распоряжение правительства об утверждении программы популяризации инновационной деятельности должно быть утверждено в начале следующего года.

000
Беседовала Лана Мирная
комментарий Зинина Тамара Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития России

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНЕШНИХ КОНСУЛЬТАНТОВ К РАЗРАБОТКЕ ПИР

Разработка госкомпаниями программ инновационного развития (ПИР) была инициирована в 2010 году и преследовала две основные цели: повысить эффективность работы госкомпаний за счет внедрения инноваций, а также стимулировать развитие субъектов национальной инновационной системы (вузов, инновационного малого и среднего бизнеса, научных организаций) за счет повышения спроса на инновации и новые технологические решения со стороны госкомпаний.

Хотя компании к тому моменту уже имели опыт ведения инновационной деятельности, разработка ПИР для них была новой задачей. Сначала они составляли концеп ции ПИР, которые проходили согласование в профильных ми нистерствах (Минэкономразвития, Минобрнауки и отраслевом), а затем – полноценные программы. По оценкам, примерно треть компаний прибегла к услугам внешних консультантов для проведения разработки ПИР. Данное решение было об условлено рядом факторов.

Наиболее часто внешние компетенции привлекали компании добывающего, инфраструктурного секторов, энергетики. За частую это связано с тем, что у них имелась длительная практика работы с консалтинговыми компаниями. Акции многих таких госкомпаний (негосударственная часть пакета) обращаются на бирже, что создает определенные требования к стандартам корпоративного управления, финансовой отчетности и т. п. Другими словами, данные компании стремятся к большей прозрачности и открытости, синхронизации своей деятельности с международной практикой, в чем им помогают внешние консультанты.

Другая категория госкомпаний, разрабатывающих ПИР, – компании ОПК (оборонно-промышленного комплекса), космического сектора, а также авиа- и судостроения, которые также во многом ориентированы на гособоронзаказ. Для них более характерна разработка ПИР собственными силами по очевидным причинам. В первую очередь это закрытый характер деятельности. Кроме того, в таких компаниях затруднен бенчмаркинг и сравнение с зарубежными аналогами и конкурентами.

Наконец, поскольку данные компании изначально относятся к высокотехнологичным секторам, еще до разработки ПИР в них велась интенсивная научно-техническая деятельность. Программа разработок новой продукции, проведения НИОКР, как правило, уже определена с госзаказчиками, поэтому ПИР фактически представляет собой отражение уже принятых решений. По данным причинам разработкой ПИР и проведением технологического аудита в таких компаниях чаще всего занимаются дочерние научные организации.

Ключевой проблемой разработки программ инновационного развития, которая была предсказана заранее и действительно имела место на практике, стало сведение ПИР к инновационной деятельности «пассивного типа». В определении, приводимом в методических материалах по разработке ПИР, такая деятельность подразумевает:

• освоение инновационных технологий по мере их коммерческой доступности, создание инновационных продуктов в будущем в виде ответа на аналогичные будущие продукты конкурентов, несущественные или формальные изменения в управлении;

• сведение стратегии компании в значительной мере к уже предпринятым инновационным мероприятиям и результатам;

• формирование программы путем сочетания программ дочерних обществ с минимальными дополнениями или без дополнений;

• ограничение коммерческих и партнерских связей с аффиллированными, ведомственными и уже дружественными организациями;

• существенное отставание планов от лучших мировых практик,

• а также иные признаки подобного типа.

При привлечении внешних консультантов к разработке ПИР наиболее важной является задача передачи максимума компетенций, а также сохранение объективного и независимого взгляда на состояние госкомпании и уровень ее конкурентоспособности в инновационной сфере.

Плохой работой консультантов может считаться ситуация, когда они привносят минимум добавленной ценности в ПИР и фактически только сводят информацию, предоставленную компанией, и отражают в ПИР планы, уже определенные компанией ранее (то есть те, которые были бы реализованы и без ПИР).

Частым недостатком работы консультантов является недостаточное привлечение технологических компетенций и, как следствие, поверхностный технологический аудит. Важно помнить, что технологический аудит имеет две роли. Государству он дает возможность понять, в каком состоянии находится компания на фоне зарубежных аналогов, то есть создает своего рода «точку отсчета», относительно которой будет оцениваться прогресс в рамках ПИР в дальнейшем. Для компании технологический аудит и спектр сопутствующих работ по анализу перспективных технологий, рынков имеет целью создать основу для технологической и инновационной стратегии.

В рамках запланированной актуализации ПИР в 2015– 2016 годах заложен дифференцированный подход к компаниям, их разделение с учетом роли в инновационном процессе и преобладающего типа инноваций (продуктовые или процессные), что также важно будет учесть при разработке ПИР. Для компаний добывающего, инфраструктурного секторов, определенных как «потребители инноваций», важно провести глубокий анализ и мониторинг имеющихся на рынке или разрабатываемых инновационных решений, которые можно закупить с целью повышения эффективности собственных производственных процессов.

Для продуктовых компаний-разработчиков крайне важен качественный стратегический маркетинговый анализ, анализ перспективных рынков и поведения ключевых текущих и потенциальных конкурентов. Опыт показал, что в рамках первой волны разработки ПИР с данной задачей справились немногие компании.

При разработке ПИР важно обратить внимание и на более «методические» аспекты, включая методики расчета КПЭ. К сожалению, очень частой является ситуация, когда динамика показателей ПИР определяется внешними факторами или другими действиями неинновационного содержания. Важно, чтобы имело место максимальное взаимно-однозначное соответствие между КПЭ ПИР и инновационными проектами и мероприятиями.

Следует отметить, что, несмотря на качественную работу консультантов, ПИР компании все равно может иметь ряд недостатков, что будет связано уже со сложно устранимыми проблемами: недостаточностью ресурсов, которые компания может выделить на НИОКР и ПИР в целом (финансовых, человеческих), недостаточной амбициозностью КПЭ, а также низкой мотивацией топ-менеджмента к реализации инновационной деятельности

Автор
Шадрин Артем