Тема

Нелегкая доля России

ИЗ ИСТОРИИ

Определение доли государства в доходах предприятий при реализации продукции, содержащей результаты интеллектуальной деятельности, полученные при использовании государственного финансирования, давно уже является темой размышлений российских чиновников. Такая же ситуация возникала и во времена всеобщей приватизации. Казалось естественным, что при акционировании предприятий необходимо учитывать не только их материальные активы, но и наработанный ими опыт и технологии производства наукоемкой продукции, которым в современных условиях очень подходит определение – «интеллектуальный капитал». А поскольку все эти наработки появлялись в свое время по заданию партии и правительства, настало время выяснить, кто именно и какие права имеет, и сколько денег на это было вложено.

Данная тема вряд ли появилась бы, не случись перестройки, но в наше время вопрос о размере доходов стоит на первом месте, пришла пора делиться. Так появился ФАПРИД.

Затем вышел приказ Минюста России, который определял размеры платежей в пользу государства, и который впервые определил долю государства в доходах от продаж наукоемкой продукции. Начались судебные тяжбы предприятий с ФАПРИДом. Естественно, удовольствия это ни у кого в промышленности не вызывало, тем более, что длительное время государство практически не участвовало в решении насущных проблем предприятий, которые и сейчас фактически остаются в его собственности.

Далее появился приказ Роспатента от 10 декабря 2012 г. № 1573. И теперь уже не ФАПРИД должен был определять сумму «дани», а конкретный заказчик разработки, которым чаще всего выступало Минобороны России, стремясь обеспечить защиту Отечества. Именно с этим ведомством теперь предстоит разбираться производителям того немногого, что продолжают покупать у российской промышленности. В оборонном ведомстве создается управление интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и военной техники, а в 46-м НИИ Министерства – центр интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что при этом, приказом Роспатента от 12 декабря 2012 г. № 157 размер доли Российской Федерации в доходах, получаемых от использования РИД, никак не регламентируется: «обоснование доли Российской Федерации в доходах, получаемых от использования результатов интеллектуальной деятельности, представляется организацией для согласования государственному заказчику. Для проведения экспертизы обоснования доли государства в доходах, получаемых от использования РИД, государственным заказчиком при необходимости могут привлекаться специализированные организации или эксперты».

В связи с этим, возникают новые вопросы. А как же необходимость расширять выпуск конкурентоспособной продукции? К чему обкладывать дополнительными налогами предприятия, которые продолжают ее выпускать, сохраняя при этом очень невысокий уровень зарплат для своих работников?

Попробуем разобраться с этой проблемой исходя из тех знаний, которыми мы сегодня обладаем. Даже специалисты, решавшие задачу выделения доли государства в тех самых доходах на стороне ФАПРИДа, признают, что здесь должна быть использована профессиональные навыки в области оценочной деятельности.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» стоимостная оценка прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета, осуществляется согласно федеральным стандартам оценки, утвержденным Минэкономразвития России.

ИЗ ПРАКТИКИ

Как известно, все задачи стоимостного характера решаются профессиональной оценкой с применением трех стандартных подходов.

Во-первых, необходимо разобраться с историей создания объекта оценки и определиться с расходами, которыми этот процесс сопровождался. На этом основан затратный подход к оценке. В отношении интеллектуальной собственности процедуры этого подхода часто бывают неприменимы, поскольку отражают, как правило, незначительную часть действительной ценности инновации. Однако, если исходить из того, что здесь речь идет не об объектах промышленной собственности, а о результатах интеллектуальной деятельности, используемых в режиме «ноу-хау», и из того, что профинансированы они были в основном государством, такой подход должен был бы стать главным в определении доли РФ.

Во-вторых, при проведении оценки следует определить, на каких условиях осуществляется переход имущественных прав на объекты аналогичного назначения и сравнимой полезности в текущий период. Это база рыночного (сравнительного) подхода. Его наиболее распространенная процедура – метод сравнения продаж. Однако рыночный подход вообще слабо применим к оценке интеллектуальной собственности, поскольку объект оценки достаточно уникален в силу того, что опытно-конструкторские работы на создание изделий военного назначения задаются в рамках государственной программы вооружения и не могут дублироваться.

В-третьих, при проведении оценки можно оценить все будущие выгоды от владения оцениваемой собственностью. Эта работа проводится в рамках доходного подхода. В ее основе лежит один из базовых принципов оценки – принцип ожидания. В соответствии с ним стоимость любой собственности определяется размером, качеством и продолжительностью поступления будущих выгод, ожидаемых к получению владельцем этой собственности.

В оценке объектов интеллектуальной собственности такой подход является основным. Однако и он вряд ли может быть применен к оценке прав государства в данном случае, поскольку здесь образуется «циклическая ссылка», как сказали бы IT-специалисты. Ведь мы решаем задачу о разделении этих самых ожидаемых выгод. Таким образом, выход остается только один – нужно применять затратный подход.

Для решения вопроса о стоимости прав при использовании затратного подхода, прежде всего, необходимо восстановить историю вложения средств государства и самого предприятия-разработчика в создание объекта поставки или его прототипа, технология производства которого могла быть заимствована поставщиком. Следующим шагом оценщика должна стать индексация фактически вложенных средств, для приведения размеров прошлых инвестиций к уровню действующих на дату оценки цен. К примеру, 1 млн. руб., вложенный в разработку в 1994 г., в 2014 г. после индексации превращается в сумму более 110 млн. руб.

После чего оценщик должен учесть реальный возраст актива. То, что когда-то приобреталось очень дорого, по прошествии дополнительного времени часто не может быть продано даже по цене металлолома. Степень снижения стоимости зависит от реального возраста оцениваемого актива. А за вычетом этого снижения стоимости можно получить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки.

ИТОГО

Казалось бы, теперь, когда методически все понятно, остается лишь дать задание специалистам Минобороны России разархивировать историю финансирования наших когда-то революционных достижений в авиации, ПВО, ракетных и машиностроительных технологиях и определить плательщика, а также конкретные цифры размера плат за использование тех самых прав государства. Однако слишком высока вероятность, что оценку придется проводить, как говорят оценщики, «заказную».

В реальности отечественных поставщиков продукции военного, двойного и специального назначения хотят заставить платить за то, что создавалось более 20 лет назад. А ведь это максимальный срок действия прав в сфере промышленной собственности. Именно этот возраст новшества обращает в ноль стоимость самого выдающегося и революционного патента. Кто-то может сказать, что это для патентов срок действия прав 20 лет, а для «ноу-хау», в качестве которых в актах инвентаризации фиксируются результаты интеллектуальной деятельности с правами РФ, срок не ограничен. Сколько сам владелец «ноу-хау» будет сохранять информацию о его сущности в тайне, столько его права и будут действовать. Однако, всеми технологиями «ноу-хау», обладают только сами разработчики и изготовители. И никто другой. Тогда какие же у заказчика права? И за что же нужно платить?

Страна сейчас переживает не самый простой период в своей истории. Разбираясь с «долей государства», пора признать, что неразумно создавать самим себе проблемы в решении задач, которые ставятся руководством страны. На шестом ежегодном инвестиционном форуме компании «ВТБ капитал «Россия зовет!», состоявшемся в Москве год назад Герман Греф отметил, что наша страна имеет «немыслимые общественные издержки в сфере государственного управления. Нам нужно радикально повысить качество государственного и корпоративного управления в стране».

МНЕНИЕ

По словам Ученого секретаря Парламентского центра Валерия Севостьянова, проект концепции долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности представляет собой попытку обновить то, что было разработано три года назад. Разработчики подчеркивают, что экспертные и аналитические оценки, в том числе Всемирного банка, показывают, что в ряде глобальных цепочек создания стоимости (global value chains) доля, приходящаяся на отчисления в пользу правообладателей объектов интеллектуальной собственности, превышает долю затрат на привлечение капитала, трудовых ресурсов или сырья. Столь существенное повышение роли интеллектуальной собственности привело к дискуссии на уровне международных организаций (ВТО, ОЭСР, организации ООН, в том числе ВОИС и др.) о необходимости реформы глобального режима интеллектуальной собственности с целью стимулирования развития новых отраслей экономики. Позиция России в процессах трансформации глобальной экономической системы и реформы института интеллектуальной собственности должна основываться на защите национальных интересов и четком понимании целей собственного развития.

комментарий Большой Консалтинг

РОСПАТЕНТ ПРЕВРАТИТСЯ В ФСРИС

В августе коллективу Роспатента был представлен новый руководитель ведомства – Григорий Ивлиев, трудившийся ранее на должности заместителя министра культуры Российской Федерации. Одновременно Первый Вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов объявил, что на основе Роспатента уже этой осенью будет создан мегарегулятор – Федеральная служба по регулированию интеллектуальной собственности (ФСРИС). Из ведения Минэкономразвития России служба перейдет под руководство Правительства Российской Федерации. Согласно задумке Белого дома концентрация полномочий по защите интеллектуальной собственности в одном органе позволит преодолеть нынешнюю рассогласованность в работе ведомств.

Ранее о необходимости такой меры на заседаниях Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совете Федерации ФС РФ заявляла спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко. Сам проект указа о создании мегарегулятора был опубликован на regulation.gov.ru еще в декабре 2014 года.

Кстати на седьмом заседании Совета, состоявшемся 22 мая 2015 года, рассматривался проект концепции долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности, подготовленный межведомственной рабочей группой, созданной при Минобрнауки России. По итогам заседания было принято решение рекомендовать Минобрнауки России доработать указанный проект концепции и предложить Правительству РФ рассмотреть разработанный проект концепции в целях его дальнейшего использования в качестве основы для подготовки программного документа в области интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Тогда в своём выступлении Валентина Матвиенко подчеркнула важность перехода к инновационной экономике, а Стратегия в области интеллектуальной собственности должна стать «документом прямого действия с четкими конкретными индикаторами этапов формирования в нашей стране открытого рынка технологий и рынка интеллектуальных прав».

ИЗ ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ ВЫЗОВЫ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Новым, знаковым этапом развития института интеллектуальной собственности является ее глобализация. Вслед за развитием распределенной системы производств, усилением глобальной экономической и технологической конкуренции появляются новые формы использования интеллектуального права. Интеллектуальная собственность становится инструментом глобальной конкурентной борьбы, а также инструментом ограничений доступа на национальные рынки, средством формирования новых форм геополитического влияния и усиления технологической зависимости государств. Наличие современных технических, правовых, экономических условий создания и механизмов управления интеллектуальной собственностью внутри страны, гибких навыков их использования является необходимым условием устойчивого развития и обеспечения независимости национальной экономики, интеллектуального развития и роста благосостояния населения.

Повышение степени экономической взаимозависимости государств приводит к унификации подходов к интеллектуальной собственности, являющейся важнейшим фактором поддержания международной стабильности, развития рынков высокотехнологичной продукции, товаров и услуг.

В значительной степени модернизация и унификация подходов в сфере интеллектуальной собственности обусловлена развитием информационно-телекоммуникационных сетей, ростом их пропускной способности и цифровых технологий в целом, обеспечивающих сокращение издержек, связанных с копированием, распространением и использованием результатов интеллектуальной деятельности. До настоящего времени наибольшие преобразования касались сферы авторского права, однако резкое удешевление производств, появление новых производственных технологий, средств индивидуального и мелкосерийного производства неизбежно повлечет трансформации в сфере патентного права.

Утрата правообладателями контроля над распространением и использованием результатов интеллектуальной деятельности в связи с принципиальным изменением технологического уклада является новым вызовом и новой возможностью для развития в сфере интеллектуальной собственности.

В отношения, связанные с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, вовлекается все большее и большее количество субъектов, при этом цепочки создания, распространения, освоения интеллектуальной собственности носят транснациональный характер. Это требует нового качества знаний, наличия компетенций в соответствующей сфере практически всего населения, создает потребность в упрощении и унификации нормативных и технологических подходов к охране, управлению, защите интеллектуальных прав вне зависимости от форм, способов и моделей освоения результатов интеллектуальной деятельности.

Автор
Леонтьев Юрий Эксперт по интеллектуальной деятельности
Дудченко Анна GBA