Тема

Реализация инновационных подходов к формированию эффективной системы трансфера технологий и интернационализации продуктов и услуг

Любой инноватор в первую очередь является личностью, стремящейся к совершенствованию окружающего мира, то есть основным побуждающим мотивом к созданию инновационного продукта является творческое начало в человеке, которое движет им и при создании произведений искусства, и в момент изобретения нового устройства. Инноватор умножает новшества, создает нечто, ранее не существующее, т.е. он в большей степени творец, а только потом инженер, производственник, предприниматель. Исходя из этого очевидного тезиса можно сделать вывод, что эффективное, а, главное, правильное взаимодействие инноваторов между собой, а также с потенциальными потребителями результатов его интеллектуального труда, услуг и продукции, которыми могут являться как крупные корпорации, так и каждый из нас, должно обеспечиваться современной инновационной инфраструктурой, которая будет отвечать потребностям инноваторов, т.е. соответствовать его «представлениям о прекрасном».

В то же время, построение такой инфраструктуры является задачей государственного масштаба, т.е. задачей государства. Конечно, можно предположить, что рано или поздно инноваторы могут придумать и создать инновационную систему взаимодействия между собой и крупным бизнесом, но вызовы современности не позволяют государству стоять в стороне и ждать.

Об этом же говорил и Президент Российской Федерации В.В. Путин, когда по итогам Петербургского международного экономического форума дал поручение Правительству России совместно с объединением «Деловая Россия», ведущими деловыми объединениями предпринимателей и заинтересованными государственными институтами развития представить предложения по формированию и развитию системы трансфера технологий, основанной на взаимодействии бизнеса и органов государственной власти, включая предложения по организационной модели управления с учетом анализа международного опыта. На прошедшем летом этого года заседании президентского Совета по науке и образованию глава государства отметил: «Если мы сможем обеспечить лидерство по ряду ключевых направлений, если от российских технологий будут зависеть партнеры и при этом мы будем способны быстро впитывать и использовать чужие наработки, то такая взаимозависимость будет серьезно укреплять наши позиции. Мы сможем на равных разговаривать с другими участниками глобального технологического развития, мы будем застрахованы от разного рода рисков».

При этом необходимо учитывать, что вопрос взаимодействия в какой-либо форме и трансфера чего-либо – это в первую очередь вопрос коммуникаций и управления процессами таких коммуникаций, что в современных условиях может быть решено в первую очередь в рамках применения сетецентричных моделей взаимодействия.

В самом широком коммуникативно-управленческом смысле сеть – это пространство функционирования, создаваемое и поддерживаемое узлами (центрами) активности и каналами связи – потоками активности между ними. В общепринятом смысле сеть представляет собой набор договоренностей, которые предусматривают осуществление совместных действий, совместное использование ресурсов и компетенций двух или более самостоятельных участников (индивидуальных или институциональных) одной или нескольких территорий (стран, регионов, городов) для совместного достижения целей каждого из участников. Такой целью может быть в том числе трансфер технологий и интернационализация продукции и услуг.

Удобство сетей заключается в том, что они представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды (например, ценности или производственные задачи). Структура, имеющая сетевую основу, характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, при этом минимален риск потери ее сбалансированности.

Обращаясь к релевантному международному опыту можно привести пример функционирования Европейской сети поддержки предпринимательства – The Enterprise Europe Network (EEN). Она была создана в 2008 г. в результате интеграции ранее существовавших сетей евро инфо центров (EIC) и инновационных релей-центров (центров трансфера технологий – IRC). При этом, регламент сети EEN допускает участие организаций из третьих стран в работе сети при условии финансирования этой деятельности из национальных источников, и в 2008 г. Россия одна из первых присоединилась к EEN.

На данный момент EEN является самой большой сетью поддержки бизнеса в ЕС и в мире. Она насчитывает около 600 партнерских организаций в 62 странах (из них 34 страны не являются членами ЕС) с более чем 4 000 экспертов, в том числе с российской стороны. Сеть вносит свой вклад в повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий (МСП), помогая расширить их деятельность за национальные границы, а также сделать их более инновационными. В рамках новой стратегии социально-экономического развития ЕС на 2014–2020 гг. «Европа 2020» и ее составной части – стратегии научно-технологического развития HORIZON 2020 – сеть EEN рассматривается как ключевой элемент инфраструктуры поддержки инноваций, исследований и конкурентоспособности.

Сеть EEN построена по принципу «одного окна». Это означает, что любая организация, обратившаяся к партнеру – члену сети в любой из стран членов сети EEN должна быть обеспечена одной или несколькими услугами, которые входят в т.н. интегрированный пакет услуг, в том числе в следующих сферах:

• доступ к рынкам: поддержка МСП, которые стремятся продавать свои продукты или услуги за рубежом, в том числе вне ЕС. Сюда включаются услуги по поиску партнеров, организации брокерских мероприятий, обеспечение информацией и консультациями, поиску источников финансирования, доступу к госзаказам и т.п.;

• инновации и трансфер технологий: поддержка инноваций для МСП, которые стремятся разработать новые продукты или услуги. Сюда включаются услуги по транснациональному трансферу технологий, поиску новых технологий, а также поиску передовых в данной технологической области партнеров, сопровождению этих процессов на всех стадиях вплоть до подписания соответствующих стандартизированных соглашений;

• доступ к 7РП: информация и консультации для МСП по вопросам их участия в 7-й Рамочной программе научнотехнологического развития ЕС, а, начиная с 2014 в программе HORIZON 2020. В рамках оказания услуг в данной сфере, среди российских компаний распространено более 500 запросов и предложений для технологической кооперации от европейских организаций.

В России EEN представлен Консорциумом EEN-Россия в который входят Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (Координатор проекта), Союз инновационно-технологических центров России и Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса, действующие на основании Соглашения с Исполнительным Агентством по малому и среднему предпринимательству Европейского союза (EASME) от 22.12.2014г. ID: (2014)3857531 о совместной реализации проекта в области интернационализации бизнеса.

С 2015 года в рамках новой стратегии развития сети EEN-Россия сформировано на базе наиболее эффективных региональных организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства региональных интегрированных центров (РИЦ) – региональных партнеров Консорциума. Эти центры также осуществляют деятельность в режиме «одного окна» и оказывают представителям различных целевых групп интегрированный комплекс услуг, охватывающий широкий спектр вопросов, связанных с содействием установлению партнерских отношений с российскими и зарубежными организациями в сфере делового (бизнес – кооперация), технологического (трансфер технологий) и научного сотрудничества. Создание региональных интегрированных центров в субъектах Российской Федерации закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 №1605 (пункт «в» статьи 51).

Учитывая созданную сеть РИЦ, Консорциум EEN-Россия фактически реализует свою деятельность в 55 регионах РФ, имея в качестве партнеров: торгово-промышленные палаты (региональные) – 18; образовательные учреждения (наука) – 6; инновационно-технические центры, центры трансфера технологий и бизнес-инкубаторы – 11; центры поддержки, развития, фонды поддержки – 24; региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса – 4.

Все региональные партнеры действуют в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, оказывая бизнесу различные услуги, направленные на повышение их эффективности на внутренних и международных рынках, обладают широкой клиентской базой в своем регионе и имеют необходимые навыки в вопросах проведения локальных информационных мероприятий, обучающих семинаров, а также в вопросах проведения, организации и участия в брокерских мероприятиях и деловых миссиях.

02

Ключевую роль в реализации проекта EEN-Россия время играет Союз ИТЦ России, который разработал и внедрил единую информационно-коммуникационную систему (ИКС), на базе ИКС Исполнительного Агентства по малому и среднему предпринимательству (EASME) Европейской Комиссии для эффективного взаимодействия организаций инфраструктуры государственной поддержки МСП в научно-технической сфере. Данная ИКС интегрирована с ИКС EASME и создаёт условия для обмена в режиме реального времени бизнес, научно-технологическими и исследовательскими предложениями и запросами, создания партнёрских соглашений и организации мероприятий по линии сотрудничества в рамках EEN.

01

Реализация проекта EEN-Россия направлена на:

• содействие субъектам инновационной инфраструктуры, территориальным кластерам и технологическим платформам РФ в подготовке и валидации профилей научно-технологических запросов и предложений;

• распространение зарубежных профилей и дальнейшей работе с ними и с поступающими выражениями интересов;

• сбор и диссеминацию европейских запросов и предложений и содействие в становлении первого диалога с европейскими организациями. Формирование описаний историй успешного сотрудничества между российскими и европейскими малыми инновационными предприятиями.

В работе проекта EEN-Россия с 2008 года принимало участие более 70 региональных организаций, в результате чего: подготовлено 2400 запросов и предложений по стандартам EEN по проектам деловой и технологической кооперации от российских компаний, ориентированных на сотрудничество со странами Европейского союза; среди российских компаний распространено 4300 запросов и предложений для деловой технологической кооперации от европейских организаций; получено 6700 выражения интереса к сотрудничеству от зарубежных компаний и организаций; отправлено 4700 выражений интереса к сотрудничеству от российских компаний и организаций; установлено более 200 РФ-ЕС партнерств (валидированных со страны Еврокомиссии); 85 малых инновационных компаний были интегрированы в подготовку 42 проектных предложений на конкурсы 7РП; 17 проектов с участием российских организаций поддержано в рамках 7РП и ERANET; организовано более 152 международных брокерских мероприятий и т.д.

Учитывая вышеизложенную информацию, можно сделать однозначный вывод о том, что современная инновационная сетецентричная инфраструктура, созданная с учетом международного опыта и обеспечивающая взаимодействие инноваторов и потребителей их продукции и услуг, не просто существует, она развернута и функционирует на территории Российской Федерации. В тоже время необходимо признать, что нет должного уровня информированности о ее функционировании и тех возможностях, которые открываются сетью EEN-Россия перед инноваторами, предпринимателями, а также крупным бизнесом. Авторы надеются, что эта статья позволит привлечь внимание к проекту EEN-Россия широкого круга специалистов, что, в свою очередь, даст новые стимулы процессам трансфера технологий и интернационализации продуктов и услуг в России и в мире.

Автор
Дубонос Павел член Координирующей команды Консорциума EEN-Россия
Трифунович Любомир Руководитель проекта EEN-Россия