Тема

Откройте, налоговая

 

РИСКОВАТЬ ПО-МИНИМУМУ

БК: Какова, на Ваш взгляд, в целом роль консультантов в новой системе регулирования трансфертного ценообразования?

Алексей Оверчук: Трансфертное ценообразование и контроль за ценами со стороны налоговых органов – это высокопрофессиональная сфера деятельности. При этом нельзя сказать, что такой работой может заниматься только один специалист. Успешное проведение исследования трансфертных цен требует совместных усилий бухгалтеров, финансистов, рыночных аналитиков, юристов, инженерных работников и других специалистов. Сегодня мы наблюдаем тенденцию, когда для выполнения требований налогового законодательства крупные компании создают в своих структурах особые подразделения, специализирующиеся на этой тематике. Однако, во-первых, не все могут себе это позволить, а во-вторых, помимо уже перечисленного набора специалистов, требуются особые знания в области применения методов оценки трансфертных цен. Как показывает опыт, знаниями такого уровня обладает очень узкий круг специалистов. Как правило, они сосредоточены либо в международных консалтинговых компаниях, либо в крупных российских компаниях, имеющих бизнес в странах ОЭСР и вынужденных выполнять принятые в них требования. Так что в силу этих обстоятельств у консультантов в новой системе регулирования трансфертного ценообразования ожидается большое будущее.

БК: Могут ли стороны снижать риски по тем или иным сделкам, привлекая консультантов?

Алексей: Думаю, что на данном этапе такое предположение справедливо. Однако со временем, когда налоговое законодательство в сфере трансфертного ценообразования вступит в полную силу, налоговые риски для бизнеса серьезно увеличатся. В настоящее время ФНС России уделяет много внимания обучению своих специалистов вопросам трансфертного ценообразования. Думаю, что уже сегодня у нас сформирован один из самых сильных центров компетенции в стране в этой области, хотя многому еще предстоит научиться.

Сейчас наши специалисты компетентно ведут переговоры с налогоплательщиками по вопросу заключения соглашений о ценообразовании. Мы работаем над автоматизацией процессов контроля за трансфертными ценами и выявления связанных с трансфертными ценами налоговых рисков. Мы исходим из того, что уже на этапе формирования своих цен производителю товаров или услуг лучше принимать решения, исходя из требований «принципа вытянутой руки», что возможно сделать, только используя методологию ОЭСР. Именно на основе рекомендаций ОЭСР мы намереваемся строить свой диалог с теми налогоплательщиками, к которым у нас в будущем будут возникать вопросы по трансфертным ценам. Поэтому привлечение налогоплательщиками соответствующих специалистов должно способствовать снижению возможных рисков.

ПОХОЖИЕ НЕ ЗНАЧИТ ОДИНАКОВЫЕ

БК: При определении сопоставимости сделок статья 105.5. Налогового кодекса Российской Федерации обязывает учитывать 20 функций сторон сделки, 10 рисков и 7 характеристик рынков товара. При таких условиях найти абсолютно идентичные сделки невозможно. До какой степени и по каким параметрам сделки могут различаться, но не утрачивать фактора сопоставимости?

Алексей: Базовым принципом контроля цен для целей налогообложения является принцип, содержащийся в пункте 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным принципом «в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица». Применение этого принципа основывается на сопоставлении условий сделки между взаимозависимыми лицами с условиями сделки, сторонами которой являются независимые лица. Для того чтобы такое сопоставление было экономически обоснованным, необходимо, чтобы контролируемая и неконтролируемая сделки были сопоставимыми. Сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются с ней в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях; если различия между указанными условиями анализируемой и сопоставляемых сделок не оказывают существенного влияния на их результаты; если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.

БК: А каков механизм учета различий?

Алексей: При определении сопоставимости сделок, а также для осуществления корректировок проводится анализ нескольких характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок, а именно: характеристик товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки; характеристик функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки (далее – функциональный анализ); условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг); характеристик экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг); характеристик рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).

БК: Существует ли какая-то допустимая степень отличия в сопоставляемых характеристиках?

Алексей: Допустимая степень отличия в факторах сопоставимости и механизм учета таких отличий зависит как от особенностей конкретной сделки, так и от используемого метода. Например, для корректного использования метода сопоставимых рыночных цен необходим высокий уровень сопоставимости характеристик товаров, являющихся предметом сделки, а для методов, основанных на оценке рентабельности, большее значение приобретает сопоставимость функций, выполняемых сторонами анализируемой и сопоставляемых сделок.

ОБ ОТКРЫТОСТИ ДАННЫХ И МИЛЛИОННЫХ ПОРОГАХ

БК: Согласно статье 105.6 информацию о ценах можно получать из данных информационно-ценовых агентств. Будет ли адекватной информация, полученная у любого лица, именующего себя информационно-ценовым агентством, или им нужна какая-либо аккредитация, сертификация или что-то подобное?

Алексей: Большинство информационно-ценовых агентств специализируются на предоставлении информации о ценах на определенные виды товаров. Такие агентства хорошо известны, а информация, предоставляемая ими, активно используется участниками соответствующих рынков. Важно отметить, что при использовании информации, предоставляемой информационно-ценовыми агентствами, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 105.7. В соответствии с данным пунктом использование общедоступной информации о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг) допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой. Таким образом, при использовании биржевых данных и данных информационно-ценовых агентств необходимо проведение анализа методологии определения котировок (цен, интервалов цен). Целью проведения такого анализа является определение сопоставимости сделок, используемых соответствующим агентством или биржей для расчета соответствующей котировки (цены, интервала цен), с анализируемой сделкой.

БК: Для применения метода цены последующей реализации, затратного метода и метода сопоставимой рентабельности используются данные бухгалтерской отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности. А где простому налогоплательщику взять данные бухгалтерской отчетности посторонних организаций, если он хочет применить указанные методы?

Алексей: В настоящее время на рынке представлено значительное количество коммерческих продуктов (баз данных), содержащих информацию о бухгалтерской отчетности как российских, так и зарубежных компаний. Кроме того, информация о бухгалтерской отчетности крупных компаний часто доступна на официальных сайтах данных компаний в сети Интернет. ФНС большое внимание уделяет должному уровню информационного обеспечения и постоянно проводит поиск и анализ источников информации и баз данных, необходимых для работы.

БК: Положения статьи 105.15 о предоставлении документов по требованию налоговых органов в 2012 году применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом, превышает 100 миллионов рублей. В то же время если по итогам 2012 года сумма сделок между взаимозависимыми лицами не превысила 3 миллиардов рублей, то такие сделки не признаются контролируемыми. Означает ли это, что по итогам текущего года требовать предоставления документов можно только в случае превышения рубежа в 3 миллиарда рублей?

Алексей: Действительно, если сделка не признается контролируемой в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса РФ (например, в случае, когда сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок), указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ, между взаимозависимыми лицами – резидентами Российской Федерации за 2012 год не превышает 3 миллиардов рублей), либо по каким-либо иным основаниям, то положения статьи 105.15 Налогового кодекса РФ в отношении таких неконтролируемых сделок не применяются и подготовка документации в отношении таких сделок не требуется.

Однако необходимо обратить внимание на то, что порог в 3 миллиарда рублей предусмотрен не для всех сделок. Для некоторых сделок он ниже (60 миллионов для сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли) или отсутствует вовсе (для внешнеторговых сделок между взаимозависимыми лицами).

ПРОВЕРКА НА ОБОСНОВАННОСТЬ

БК: Налоговая проверка обоснованности применения цен может проводиться, если по итогам 2012 года сумма дохода по контролируемым сделкам превысила 100 миллионов рублей. В то же время если сумма сделок по итогам 2012 года между взаимозависимыми лицами не превысила 3 миллиардов рублей, то такие сделки не признаются контролируемыми. Означает ли это, что по итогам 2012 года налоговая проверка не может потревожить налогоплательщика, даже если сумма сделок со взаимозависимыми лицами больше 100 миллионов, но меньше 3 миллиардов рублей?

Алексей: Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 Налогового кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Если у налогоплательщика не было сделок, признаваемых в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса контролируемыми, то основания для мероприятий налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами отсутствуют. Таким образом, проверка за 2012 год может быть назначена при одновременном выполнении двух условий: если сумма доходов по сделке превысила 100 миллионов рублей и если сделка является контролируемой, например внешнеторговая сделка с взаимозависимым лицом (для данного типа сделок суммовой порог не установлен).

БК: Налоговые проверки обоснованности применения цен не включены в общий раздел Налогового кодекса Российской Федерации, посвященный налоговому контролю. Распространяются ли на налоговые проверки обоснованности цен последствия проведения обычных выездных налоговых проверок? Например, нужно ли решение по результатам такой проверки обжаловать в апелляционном порядке? И если да, то в какой орган?

Алексей: Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами – особый вид налоговой проверки, которую следует отличать от выездных и камеральных проверок. Одной из особенностей, в частности, является то, что такая проверка проводится сотрудниками центрального аппарата ФНС России. В связи с этим необходимость в обжаловании решения, вынесенного по результатам проверки, в вышестоящий орган ФНС отсутствует, так как в данном случае вышестоящего органа нет.

БК: Сделка осуществлена между независимыми лицами, но приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами в порядке статьи 105.14. Для признания таких сделок контролируемыми также необходимо наличие критериев, по которым сделки относятся к контролируемым, в частности стоимостной критерий?

Алексей: Статьей 105.14 предусмотрены 3 вида сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами: сделки, совершаемые через независимых посредников, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а также сделки с резидентами низконалоговых юрисдикций. Для этих видов сделок статьей 105.14 предусмотрены различные критерии признания их контролируемыми.

БК: Если контрагент по сделке – иностранное взаимозависимое лицо, то сделка автоматически признается контролируемой независимо от ее характера и суммы?

Алексей: Действительно, статьей 105.14 не предусмотрены особенности признания контролируемыми таких сделок, следовательно, внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми независимо от их размера.

Автор
Оверчук Алексей