Персоны

Сберегательные технологии оценки: стоимость инноваций

За последние годы Россия стремительно вошла в состав инновационно направленных государств, и одним из наиболее эффективных инструментов, направленных на интерграцию в отечественную промышленность новейших технологий, стали государственные банки.

ОД: Сегодня Сбербанк России – один из наиболее активных институциональных инвесторов. Банк финансирует большое количество проектов, связанных с высокотехнологичными производствами и инновациями. Взять хотя бы нашумевшую сделку с немецким автоконцерном Opel – доля интеллектуальной собственности, бренда, запатентованных Opel технологий наверняка составляет существенную долю в стоимости всего бизнеса. Многое в оценке компании и успеха сделки будет зависеть от правильного определения эффективности инноваций, оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности… Поговорим об иннованиях.

Герман Греф (Г.Г.): Успех любого проекта на 90% зависит от того, насколько четко и грамотно проведена первоначальная оценка. Следует сразу «видеть» весь процесс, от формирования идеи, освоения производства, до выпуска конечного продукта, его реализации и получения коммерческого эффекта, и далее – адаптацию продукта, его функционирование, дальнейшее развитие и т.п.

Одной из основных проблем инновационной деятельности является отсутствие практики коммерциализации подобных проектов. Существующая система генерации знаний не ориентирована на последующее производство и продажу результатов научной деятельности, на рынке отсутствуют специализированные услуги, способствующие воплощению опытных образцов в коммерческие продукты. Отсутствие таковой практики во многом и обуславливает сложность оценки эффективности тех или иных новшеств.

Поскольку эта деятельность сопряжена с высокими рисками, частные инвесторы не стремятся вкладывать в инновационные проекты свои денежные средства. Также практически невозможно получить необходимый кредит в банках, которые либо отказывают в финансировании, либо финансируют под крайне высокий процент. Инновационные компании реализуют свои идеи с помощью средств, предоставленных венчурными инвесторами.

При рассмотрении инновационной компании либо инновационного проекта в целях принятия решения у инвестора возникает необходимость в профессиональном оценщике, который проведет обоснованную оценку эффективности потенциального вложения. Однако проблема оценки инвестиционного проекта – одна из самых серьезных и сложных на сегодняшний день. До сих пор не существует универсальных методов оценки и учета, которые удовлетворили бы всех и не имели существенных недостатков при практическом применении. В большинстве случаев инвесторы просят обосновывать инновации, планировать вложения и т.д. Ведь инвесторам необходимо понимать: имеется ли для нововведения достаточно ресурсов, какова цена риска, какой можно ожидать финансовый результат и оправдывает ли он затраты с учетом риска и, наконец, оценить то уникальное конкурентное преимущество, которое возникает в результате применения инновации, что является самым трудновыполнимым для оценщика. Ведь инновация – особый актив бизнеса, который требуется сохранить, приумножить, а если понадобится, то и выгодно продать, обосновав его стоимость.

Оценка инноваций предполагает, в конечном счете, оценку инвестиций. То есть оценка инновации – это определение как стоимости комплекса действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели, так и средств (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку), вкладываемых в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

При оценке эффективности инновационного проекта следует обязательно обращать внимание на несколько важных показателей. Во-первых, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата. Во-вторых, для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. Однако провести маркетинговое исследование, например, по инновационному проекту, предлагающему создание принципиально нового продукта или услуги, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальные потребители еще не осознали необходимость (потребность) в них.

И маркетинговое исследование с большой долей вероятности в подобной ситуации может дать ошибочный результат.

В рамках маркетингового исследования следует выявить действительных, а также потенциально возможных конкурентов. Однако необходимо не только сравнивать продукт – результат инновационного проекта – с аналогом конкурентов, но и учесть возможные последствия от действий на рынке. Целесообразно проанализировать и возможные каналы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии может значительно увеличить стоимость инновационного проекта. В-третьих, следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Одна из главных задач, стоящих перед любым предприятием, – это правильное планирование вложений. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате несвоевременного поступления финансовых средств. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта. В-четвертых, стадия производства, которая является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требует тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственных помещений, специализированного оборудования, высококвалифицированного персонала и т.п. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков и оценить примерную стоимость их работ.

Таким образом, полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов реализации проекта. Следует отметить, что приведенный мною перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. В связи с тем, что нет жестких требований по оценке инновационных проектов, каждый оценщик может использовать те критерии оценки проектов, которые, по его мнению, наиболее существенны и значимы, не забывая, однако, при этом привести аргументацию в пользу своих расчетов и соблюсти все требования федеральных стандартов оценки.

В любом случае, оценщик должен быть профессионалом высочайшего класса, он должен обладать большим запасом знаний и опытом приложения сил в самых разных областях, сферах бизнеса, отдельных дисциплинах. Специалист должен быть достаточно гибким, следить за новшествами как в методиках оценки, так и в способах расчетов для получения достоверного результата. Также очень важно на начальной стадии реализации проекта подобрать квалифицированный персонал – специалистов, которые разбираются в тонкостях предмета.

ОД: Спасибо вам за столь развернутый ответ! А стоимость инноваций в проекте – это важно? Как вам кажется, насколько вообще возможно достоверно определить рыночную или инвестиционную стоимость какой-либо инновации или иного объекта интеллектуальной собственности?

Г.Г.: На Западе, например, руководители инновационных компаний часто любят повторять поговорку, что в сфере hi-tech доллар инвестиций приносит триста долларов прибыли. Проектов тысячи, а существенную прибыль приносят единицы. Отобрать из всего многообразия действительно стоящие проекты, в которых сама стоимость идеи превышает величину затрат, – в этом заключается искусство оценки.

Чтобы сделать это наиболее объективно, нужно привлечь оценщика, который уже работал с крупными проектами в данном конкретном сегменте, и дать ему достаточное количество времени на сбор и анализ исходных данных.

Почему это важно? Ни для кого не секрет, что для большого количества высокотехнологичных предприятий стоимость их интеллектуальной собственности и нематериальных активов формирует существенную долю в стоимости всего бизнеса. Порой ее величина доходит до 70–80%. Поэтому стоимость инноваций в проекте – это важно!

Конечно, в реальной жизни оценка эффективности инноваций таит в себе несколько очень существенных проблем. Некоторые из них, такие как учет инфляции, соизмерение разновременных показателей, приведение инвестиций и издержек производства к единой годовой размерности, технически решаются на практике с помощью различных методов, коэффициентов и пр. Кроме того, особое значение в данном контексте приобретает недостаточная проработанность механизмов регулирования прав на интеллектуальную собственность. В частности, наиболее значимыми проблемами являются длительные сложные процессы согласования, в которых задействованы несколько государственных организаций, а также отсутствие четких и контролируемых механизмов защиты и передачи прав на интеллектуальную собственность.

Однако с инновационными проектами связаны и другие, не столь легко решаемые проблемы. Одной из основных является проблема учета общей величины эффекта от внедрения инноваций, так как отдельные его аспекты (социальный, экологический, научно-технический) представляются несоизмеримыми друг с другом, и даже дать интегральную оценку одному лишь социальному результату практически невозможно. Поэтому как информационная база, так и методы определения эффективности инноваций должны совершенствоваться, чтобы учитывать те изменения, которые происходят в нашей стране. Но к достоверности оценки стремиться следует всегда, несмотря ни на какие трудности.

ОД: Сейчас достаточно сложная экономическая ситуация в мире. Как вы считаете, сильно ли кризис повлиял на оценочную деятельность? Изменилась ли роль оценщиков?

Г.Г.: Ни для кого не секрет, что одной из главных причин нынешнего мирового экономического кризиса, особенно на его родине – в США, было завышение в разы стоимости «деривативов» и объектов рынка недвижимости. Бесспорно, прямо или косвенно здесь не обошлось без участия институтов оценки. Как следствие, на мировом рынке достаточно долго преобладала тенденция понижать стоимость практически всех видов активов. Сейчас наступила относительная стабилизация, но радоваться рано: в оценочной деятельности должен произойти пересмотр основных установок с целью дальнейшей адаптации к новым условиям.

Что касается второй части вопроса, то роль оценщика в современной экономике надо рассматривать не в привязке к кризису (один кризис 1998 года индустрия оценки уже пережила), а в связи с тем, что его услуги стали нужны государству, бизнесу и обычным гражданам России. За последние пятнадцать лет существования оценочной деятельности в России она сделала большой шаг вперед. Это связано с появлением саморегулируемых организаций и усилением их роли в бизнесе. За это время появились специализированные образовательные учреждения, Национальный Совет по оценочной деятельности и саморегулируемые организации оценщиков и даже профессиональный праздник.

ОД: На ваш взгляд, на что стоит обращать внимание в первую очередь при выборе оценщика?

Г.Г.: Очень важна репутация оценщика и отзывы клиентов. Нелишне будет изучить закон об оценочной деятельности, который предъявляет основные требования к профессиональным оценщикам, и обратить внимание на, так сказать, перевыполнение его требований, например, наличие дополнительных инструментов страхования профессиональной ответственности по отношению к предусмотренным законом. Ну и, конечно же, опыт – наличие выполненных отчетов об оценке интересующих заказчика видов имущества. Репутация – это самый главный атрибут оценщиков, и оценщик, как сапер – рискует потерять работу, однажды неаккуратно обойдясь со своей репутацией.

ОД: Сбербанк в настоящее время продолжает вести активную инвестиционную политику. Учитывая еще и мировой финансовый кризис, появились ли новые требования к оценщикам у Сбербанка? Ужесточились ли требования?

Г.Г.: Мы создали специальное подразделение, которое занимается экспертизой оценки в интересах банка и ведет работу с внешними оценщиками. Безусловно, наш банк должен более пристально анализировать деловую репутацию, квалификацию и опыт оценщиков. Мы стали уделять больше внимания анализу качества и полноты их отчетов.

ОД: Насколько важна для банков процедура проведения аккредитации оценщиков?

Г.Г.: В настоящее время банк проводит работу по аккредитации независимых оценочных компаний и независимых оценщиков. Это один из элементов системы управления рисками банка – а это вопрос жизнеспособности любого банка.

ОД: Не так давно Ассоциация Российских Банков выпустила рекомендации по оценке объектов залога. Собирается ли Сбербанк применять данные рекомендации на практике?

Г.Г.: Безусловно, мы находимся в самом тесном контакте с профессиональными ассоциациями и лучшими специалистами в этой области, а практика оценки обсуждается в профессиональных кругах достаточно часто. Ранее в России большим тиражом была опубликована книга д.э.н., проф. М.А. Федотовой и группы авторов Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и АРБ «Оценка для целей залога», которая стала настольной для банковских и независимых оценщиков, аккредитованных при банках. Рекомендации, о которых вы спрашиваете, – это фактически основные аспекты, сжатые тезисы этой книги. Но при этом необходимо отметить, что на все случаи практически невозможно дать рекомендации, тем более в такой области как оценка.

ОД: В прошлом году вы возглавили Национальный Совет по оценочной деятельности. Какова, на ваш взгляд, роль данного органа на сегодняшний день? Какую роль в дальнейшем НСОД должен сыграть в развитии профессии?

Г.Г.: Со временем в российском бизнесе все более важную роль будут играть общественные организации, ведь зачастую сами бизнесмены гораздо лучше чиновников понимают особенности работы рынка. Органы саморегулирования вполне успешно зарекомендовали себя на очень многих рынках, например, на фондовом рынке или в банковских кругах. С удовлетворением можно отметить, что роль организаций, занимающихся саморегулированием, увеличивается и здесь.

ОД: Как вы в перспективе «оцениваете» рынок оценочных услуг? Будет ли иметь место уменьшение спроса на оценку, или же череда возможных реструктуризаций и банкротств, наоборот, спровоцирует, хоть и по печальным обстоятельствам, рост потребления услуг оценщиков?

Г.Г.: Этот рынок будет развиваться. Ведь расходы на проведение оценки составляют, наверно, не такую уж большую удельную часть затрат в общем объеме. При этом на динамичном рынке необходимо обладать информацией о стоимости активов, и экономить на оценке может оказаться себе дороже. В любом случае, независимые оценочные компании с репутацией и имеющие в штате опытных оценщиков никогда не останутся без работы.

ОД: В заключение какой совет вы можете дать оценщикам?

Г.Г.: Постоянно повышать свой профессиональный уровень, уметь отстаивать свое мнение, быть объективным, оставаться независимым. А самое главное – помнить, что вы выбрали профессию, в которой составляющая репутации имеет абсолютно доминирующее значение.

ОД: Герман Оскарович, большое спасибо Вам за время, уделенное нашим читателям.

Автор
Греф Герман