Эксклюзив

ВТОржение в консалтинг

 

Александра Агафонова: Спустя месяц после ратификации документов о присоединении России к ВТО наша страна станет полноправным членом Всемирной торговой организации и примет на себя обязательства по выполнению соответствующих требований. Как Вы оцениваете грядущие изменения в целом и для непромышленного сектора экономики, в частности, для консалтингового бизнеса?

Валерий Язев: Присоединение России к ВТО – это вызов для всех нас. В стороне от этих процессов не останется ни один сектор российской экономики. Потребуется большое количество специалистов и управленцев новой формации, которые способны работать по международным стандартам и правилам. Но нужно помнить, что главная цель ВТО заключается в либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Присоединение – это комплексный процесс, который подразумевает гораздо больше, чем просто принятие обязательств по ставкам пошлин на товары. Наше вступление в ВТО повлияет на широкий круг мер государственной политики, в том числе связанных с предоставлением доступа на рынки иностранным поставщикам услуг, вопросы защиты прав интеллектуальной собственности и даже регулирования государственных закупок. Последнее, насколько мне известно, уже не первый год представляет собой область для постоянных дискуссий между профессиональным сообществом аудиторов, оценщиков, юристов с органами государственной власти. Представители консалтинговых профессий борются или пытаются бороться с демпингом как проявлением недобросовестной конкуренции при отборе исполнителей для нужд государственных органов власти.

Александра: То есть  либерализация рынков и повышение конкуренции изменят ситуацию?

Валерий: Россия взяла на себя значительные обязательства по предоставлению доступа на рынки и к национальному режиму иностранным поставщикам услуг. Мы принимаем обязательства по 116 субсекторам услуг. Национальный режим и доступ на рынки будут предоставлены для широкого круга профессий, например для юристов и бухгалтеров.

Конечно, с одной стороны, иностранные фирмы, в том числе крупнейшие консалтинговые бренды и сетевые компании, уже давно осваивают российский рынок. С другой стороны, совокупность мер, направленных на изменение регулирования доступа на рынки, должна будет принести свои положительные плоды.

Даже если спроецировать глобальные оценки выгод России от вступления в ВТО на конкретный сегмент рынка услуг, то все выглядит достаточно позитивно. Так, по оценкам Всемирного банка в среднесрочной перспективе выгоды от присоединения составят около 3% ВВП в год, при этом дополнительный рост заработных плат составит 4–5%. В долгосрочной перспективе ежегодные выгоды от присоединения к ВТО могут составить около 11% ВВП при дополнительном росте заработных плат примерно на 13–17%.

Но само по себе, конечно, ничего не случится. Нужно еще много работать.

Александра: Соотношение спроса и предложения на профессиональные знания тоже изменится?

Валерий: Вероятно, где-то или в чем-то спрос на качественный консалтинг увеличится. Представьте, все регионы должны получить значительную выгоду от присоединения к ВТО, однако в наибольшей степени выиграют те регионы, которые преуспеют в привлечении прямых иностранных инвестиций, что зависит как от выгодности географического положения, так и от создания благоприятного инвестиционного климата. По оценкам, в наибольшем выигрыше окажутся Северо-Западный регион, Санкт-Петербург и Дальний Восток.

С определенной степенью уверенности можно всегда прогнозировать рост спроса на консалтинговые услуги – услуги юристов, налоговых консультантов, оценщиков, девелоперов – пропорционально притоку иностранных инвестиций. Инвестор в большинстве случаев не будет полностью самостоятельно, скажем, разрабатывать условия инвестиционного проекта, планы реновации территории, проводить инвестиционную оценку, хотя бы потому, что не знаком с национальным законодательством настолько досконально, насколько этого требует процесс структурирования сделок. Так что внутренний рынок должен быть в состоянии предложить иностранному капиталу качественных консультантов в области due diligence, которым он сможет доверять.

Но не нужно забывать и о другой стороне медали: присоединение России к Всемирной торговой организации открывает большие возможности для выхода отечественных компаний на новые рынки. Но воспользоваться ими бизнес сможет только при одном условии: если наши товары и услуги будут котироваться за рубежом. Для этого российские правила аккредитации нужно привести в соответствие с международными стандартами.

Александра: Последнее, конечно, приятно звучит, но пока как-то утопично. Приход иностранцев может иметь и несколько иной эффект для российского консалтинга. За последнее время сложилось несколько предвзятое отношение к российским консалтинговым брендам даже у представителей крупного российского бизнеса, не говоря уже о компаниях с долей иностранного участия…

Валерий: Не соглашусь. Во-первых, этого просто нельзя допускать. Нужно помнить о том, что в компаниях с иностранными брендами трудятся выпускники российских вузов, ничуть не менее одаренные, чем такие же выпускники, но работающие в российских консалтинговых фирмах. Единственное, что порой сильно играет на руку зарубежным практикам, представленным на российском рынке, – высокие внутрикорпоративные стандарты качества. Но я в самом начале уже сказал, что с вступлением в ВТО от нас потребуют научиться работать по международным стандартам и правилам. У консультантов же есть международные стандарты – Международные стандарты финансовой отчетности, регламентирующие правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям, Международные стандарты оценки, стандарты составления нефинансовой отчетности и прочие.

В российском законодательстве уже предусмотрен переход к МСФО. С усложнением правил бухгалтерского учета в связи со все большим распространением международных стандартов и усложнением самих стандартов возрастают требования к квалификации независимых аудиторов не только в России. Аудиторы должны вникать во все расчеты и допущения, на которых базируется информация, представляемая в финансовой отчетности, например в части определения справедливой стоимости финансовых инструментов или при проведении тестов на обесценение активов, что перекликается уже с положениями МСО. И, в свою очередь, использование МСО закреплено в российском законодательстве в качестве основы для разработки национальных федеральных стандартов оценки. Это общемировой тренд – не только повсеместное распространение стандартов, но и их тесная взаимосвязь.

Кстати, во многих отраслях сферы услуг, которые станут более открытыми для прямых иностранных инвестиций, произойдет расширение спроса на рынке труда. Иностранные компании, инвестирующие в Россию и осуществляющие в России деятельность, будут нанимать на работу преимущественно российских граждан. В этом отношении поучителен опыт страхового сектора Китая. Несмотря на серьезные опасения относительно снижения деловой активности в китайской страховой индустрии, после присоединения Поднебесной к ВТО произошло существенное расширение данного сектора. Заработные платы квалифицированных специалистов в страховом секторе Китая, например статистиков и актуариев, после присоединения к ВТО существенно выросли. Даже количество национальных компаний в китайском страховом секторе увеличилось в два раза по мере того, как иностранные компании привлекали китайские компании в качестве партнеров совместных предприятий.

Александра: Возможно, это будет не прирост, а замещение? У нас ведь количество экономически активного населения в стране в ретроспективе не сильно изменяется.

Валерий: С точки зрения совокупного объема занятости – да. Что же касается работников, высвобождаемых в результате усиления конкуренции, то здесь будет более целесообразным оказывать им содействие в переподготовке или переезде к новому месту работы, избегая при этом поддержки соответствующих отраслей. Это задача государства. Важно, чтобы поддержка была ориентирована на высвобождаемых работников, а не на отрасли, в которых они заняты. При отсутствии общей эффективной системы социальной защиты для помощи высвобождаемым работникам (наилучший инструмент политики) может быть действенной адресная программа по оказанию поддержки при смене профессии. Например, в США подобная программа действует более 35 лет, а в ЕС в 2006 году был создан Европейский фонд адаптации к глобализации, в Южной Корее программа по оказанию помощи при смене профессии была введена недавно, в преддверии заключения возможных соглашений о свободной торговле с США и Европейским Союзом. В рамках подобных программ работники могут пройти обучение, а также получить компенсацию части расходов на переезд к новому месту работы в расширяющихся отраслях, где зарплаты растут.

Александра: Возвращаясь к вопросу о применении международных правил и стандартов, позвольте еще вопрос.

Валерий: Конечно.

Александра: Всемирная торговая организация в плане стандартизации профессиональных рынков не является «поставщиком решений». Где искать лучшие практики для применения, коррелирующие с правилами ВТО?

Валерий: Россия, вне всяких сомнений, являлась самой крупной экономикой мира, не входящей в состав ВТО. Но нам сейчас будет намного проще, так как есть, как говорится, с кого списать. Есть международные организации – ОЭСР, Мировой совет бизнеса для устойчивого развития, есть профессиональные объединения – IASC, IVSC, есть, в конце концов,  директивы ЕС, стандарты ISO и рекомендации Всемирного банка.

11 июня, например, в Брюсселе состоялось очередное заседание Рабочей группы Россия-ЕС по вопросам бухгалтерского учета и аудита, на котором обсуждались вопросы регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности в России и ЕС и применения МСФО в практике организаций России и стран ЕС. Представители Европейской комиссии ознакомили с предложениями по пересмотру бухгалтерской директивы. Детально обсуждались разрабатываемые Европейской комиссией меры по упрощению бухгалтерской отчетности для малого и среднего бизнеса, в частности по сокращению количества и объема пояснений, и ход работы над новой директивой ЕС по вопросам аудита. Сейчас Европейская комиссия проводит оценку эквивалентности систем регулирования аудиторской деятельности в третьих странах, включая Россию.

Есть еще общедоступные рекомендации ОЭСР по корпоративному управлению, есть стандарты GRI.

В общем, практика стран – членов ВТО достаточно обширна, чтобы иметь возможность выбрать наиболее оптимальные решения для России, и такая работа уже идет.

Александра: Многое из того, о чем Вы говорите, например, стандарты GRI, непосредственно связано с инвестиционным климатом, а он напрямую зависит от транспарентности бизнеса. Но у России сегодня в подобных рейтингах не самые лучшие позиции.

Валерий: Я не разделяю пессимизма на этот счет. Конечно, в условиях инновационной экономики и преобразования мировых финансовых рынков повышение требований к качеству и объему раскрываемой организациями ретроспективной финансовой отчетности не является достаточным условием обеспечения заинтересованных лиц всей информацией о рисках, устойчивости и внутренней стоимости бизнеса. И если с финансовой отчетностью все более-менее ясно – по крайней мере, российские публичные компании преуспели в этом, аудиторами российских «голубых фишек», например, являются в основном компании «Big 4», – то в отношении раскрытия иных сведений о бизнесе в России пока нет состоявшейся практики.

В мире все большее внимание уделяется раскрытию нефинансовых показателей деятельности. Более 5 тысяч зарубежных компаний составили нефинансовую отчетность в 2011 году. При этом необходимо отметить, что наибольше количество (более 3 тысяч) отчетов составлено компаниями из США, Великобритании и Японии – стран, являющихся крупнейшими мировыми финансовыми центрами.

По данным национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов РСПП, в 2011 году более 50 российских компаний из 14 отраслей представили инвесторам нефинансовую отчетность, тогда как в 2000 году только две компании раскрывали такие данные. Позитивный сдвиг?

Александра: Безусловно.

Валерий: И здесь большое значение приобретает вопрос независимой проверки или заверения таких отчетов. К настоящему времени (за период с 2008 по 2011 год) около 40% составленных нефинансовых отчетов прошли процедуры независимого подтверждения. И в более чем 40% случаев компании привлекли для осуществления независимого заверения внешних аудиторов. Следует отметить при этом, что вопрос о необходимости заверения нефинансовых отчетов и формах такого заверения очень активно обсуждается компаниями и экспертами.

Существуют различные мнения о ценности этого процесса, компании занимают разные позиции в отношении необходимости проведения верификации. Но тенденция налицо – количество нефинансовых отчетов, проходящих процедуры независимого подтверждения, неуклонно растет.

Вот целый новый сегмент для российского рынка консалтинга, который продиктован международной практикой.

Беседовала: Агафонова Александра

комментарий Шнейдман Леонид

Каковы перспективы национальных стандартов и МСФО? На несколько коротких вопросов БК отвечает Леонид Шнейдман, директор Департамента регулирования государственного  финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

Стандарты: международные vs национальные

Многих волнует порядок и сроки перехода на МСФО. Проясните, пожалуйста, позицию Минфина России по этому вопросу.
Порядок и сроки перехода на МСФО определены Закона «О консолидированной финансовой отчетности». Данный закон нацелен на повышение прозрачности публичных компаний и финансового сектора экономики. Поэтому в первую очередь на МСФО переходят организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам на финансовом рынке, кредитные и страховые организации. При этом речь идет о консолидированной финансовой отчетности, которая составляется по МСФО наряду с отчетностью, предусмотренной законом о бухгалтерском учете. Постепенно консолидированная финансовая отчетность становится основным средством информирования пользователей, главным образом инвесторов, о состоянии дел в компании. Именно она в большей степени интересует инвесторов, аналитиков…

А чем, собственно, МСФО лучше отечественных стандартов отчетности?
Оценка «лучше-хуже» вряд ли применима к сравнению национальных стандартов и МСФО. Они предназначены для решения разных задач. МСФО разрабатываются исключительно для формирования финансовой картины деятельности организации, необходимой внешним пользователям, главным образом, инвесторам и акционерам. Это отражается на предусмотренных в МСФО способах оценки активов и обязательств, объеме раскрываемой информации. Национальные стандарты, будь то российские, европейские или еще какие-то, обычно решают множество задач. Среди них – стратегические наблюдения, налоговые цели, надзорные задачи, определение имущественного положения, другие.

Думаете, национальные стандарты постепенно отомрут?
Вы задаете вопрос, который сегодня активно обсуждается регуляторами во всех странах, научными кругами, профессиональным и деловым сообществом. Пока определенный ответ на этот вопрос не выработан. Но думаю, что работа найдется и для национальных регуляторов. Кстати, не случайно последние пару лет Совет по МСФО активно сотрудничает с объединениями национальных регуляторов во многих регионах мира.
Автор
Язев Валерий Единая Россия