Интервью

1С: Прогресс

 

В СТРЕМЛЕНИИ К ИДЕАЛУ

Николай Чеботарев: В чем заключаются особенности интеграции решений 1С в существующий IT-ландшафт компании и какую роль играют консультанты в этом процессе?

Михаил Семин: Чаще всего мы работаем с заказчиками, у которых уже сформирована информационная среда, состоящая из решений 1С. Но встраивание каждого «нового кубика» требует не только разработки такого функционального блока, но и понимания общей IT-модели, понимания особенностей бизнеса конкретного заказчика. Поэтому такие проекты всегда являются комплексными. Требуется разрабатывать инструменты интеграции, а в некоторых случаях – расширять требования к существующим IT-системам. В принципе, идеальным будет вариант, когда на старте создания IT-ландшафта подключаются консалтинговые компании и формируют его целевую модель.

Крупным заказчикам нужна не просто информационная система, а комплексное решение, которое должно быть методологически выверено. Только после этого можно приступить к его внедрению.

Николай: С чего стоит начать проект по внедрению 1С – с консалтинга или с автоматизации?

Михаил: Однозначно «правильной» схемы не существует, подходы могут быть различными. Выражение «Ничто не верно само по себе, но верно при определенных обстоятельствах» здесь подходит как нельзя лучше. У нас есть успешный опыт применения различных вариантов решения этой задачи.

Главное – минимизировать риск выполнения консалтинговых услуг впустую. Допустим, начинается все с консалтинга. Очевидно, что любой руководитель, принимая решение о необходимости создания автоматизированной системы, не хочет привязываться к конкретной информационной платформе. И этот подход кажется логичным. Он говорит: «Уважаемые консультанты, обследуйте мой бизнес, сделайте предложения по оптимизации. И после этого мы вместе с вами решим, на какой информационной системе лучше реализовывать ту или иную модель». Выглядит все очень прозрачно. Но в чем главный риск? Консалтеры при принятии решения уходят в творческий поиск, они никакими рамками не ограничены. В то время как выбор вариантов платформ далеко не бесконечен. Если еще точнее, то в основном все усилия сводятся к выбору между SAp, MS Axapta и 1С. «Попадет» ли изыскание консалтера в то или иное решение, определить заранее нельзя. Может получиться так, что бизнес-процессы и бизнес-модели заказчика окажутся настолько сложны, что их принципиально нельзя будет уложить в систему.

Более того, есть риск, что консалтинговая компания придет с набором своих методологических наработок и предопределенных решений. В принципе, это само по себе не так плохо. Но может случиться настолько явное «непопадание в модель», что останется только руками развести.

ДО РАВЕНСТВА ОСТАЛОСЬ НЕДОЛГО

Николай: Считаете ли Вы, что 1С может конкурировать с западными продуктами?

Михаил: Благодаря значительному количеству успешно реализованных проектов на платформе 1С в крупных российских компаниях, на рынке уже сложилось мнение, что это решение не просто конкурентоспособно для сегмента крупного бизнеса, но и обладает рядом преимуществ. Сегодня крупные заказчики «не стесняются» использовать решения 1С. Так что в конкурентной борьбе с западными продуктами эта платформа зачастую выигрывает.

Николай: А что чаще покупают российские заказчики – западные системы или решения на базе 1С?

Михаил: Есть два показателя, о которых «Фирма 1С» регулярно информирует: это объем продаж и объем консалтинговых услуг, связанных с внедрением их программных продуктов. Если оценивать рынок по количеству проданных лицензий, то преимущество у 1С. Говоря условно, западные вендоры – это штучные, разовые продажи, а продажи коробочных решений «Фирмы 1С» составляют десятки тысяч в год. Если говорить об объеме продаж консалтинговых услуг, то здесь преимущество у зарубежных разработчиков, точнее, у компании SAp. Остальных конкурентов по этому показателю «Фирма 1С» уже обошла.

Николай: Действительно ли решения 1С способны справиться с задачами, стоящими перед холдингами? «Традиционно» они воспринимались рынком как IТ-продукт для небольшого бизнеса. Вы же говорите о растущем интересе крупных заказчиков к этой платформе.

Михаил: Да, это действительно так. Безусловно, ранее было популярным мнение о том, что решения 1С покрывают только задачи СМБ. Главным образом это касалось технологических ограничений, которые на текущий момент с платформы 1С сняты.

Кроме того, несколько лет назад внедрение 1С воспринималось заказчиками как быстрая автоматизация какой-либо одной, узкой бизнес-задачи. Они не рассматривали этот процесс как полномасштабный IТ-проект, требующий системного подхода, привлечения консалтеров, ряда других шагов, присущих крупным внедрениям.    Но к настоящему времени «Фирма 1С», с одной стороны, сформировала линейку программных продуктов, затрагивающих очень интересные и сложные сегменты деятельности организаций, в том числе и крупных: бюджетный процесс, казначейский процесс, отчетный процесс и др. С другой стороны, когда мы выходим с этими решениями на крупного заказчика, становится очевидно: без системного привлечения консалтинговых компаний говорить о внедрении 1С очень сложно. То есть проекты на платформе 1С приблизились к внедрению промышленных западных IТ-систем не только с точки зрения возможностей реализации задач крупного бизнеса, но и с точки зрения методологии.

Николай: Насколько хорошо 1С интегрируется с другими продуктами, например Lotus, Directum? Есть ли опыт подобной интеграции?

Михаил: Да, такой опыт есть. Так, мы внедряли систему казначейства в «Башнефти», и на момент принятия решения о реализации системы на платформе 1С ни один из заводов перерабатывающей отрасли не использовал продукт этого разработчика в качестве учетной системы. Везде в этой роли применялись альтернативные платформы. И проект в конечном итоге превратился в большое интеграционное решение. Подобная ситуация – пример того, почему среди обязательных требований к системам подобного класса (таким как наша «1С: Консолидация 8 Проф») указывается способность интеграции с внешними учетными системами. Фактически мы должны предлагать не просто продукт, который «умеет интегрироваться»: мы должны иметь в своей продуктовой линейке ряд технологических решений, которые позволяют обеспечить эту интеграцию.

Платформа 1С – это гибкий инструмент, его достаточно легко адаптировать к требованиям интеграции. В частности, специалисты 1С смогут подстроить решение под тот формат, который требует SAP.

Николай: Каковы функциональные особенности вашего продукта «Микротест: МСФО?»

Михаил: Программно-методический комплекс «Микротест: МСФО» разработан нашей компанией на базе «1С: Консолидация 8 Проф». Не скрою, это наш хит. Он не имеет аналогов, и именно поэтому за ним сейчас выстроилась очередь.

МСФО с точки зрения автоматизации дает два принципиальных способа реализации задачи. Первый способ – это «трансляция и параллельный учет», когда в рамках единой транзакционной учетной системы параллельно с бухгалтерским будет вестись и международный учет. Решения такого класса на рынке существовали достаточно давно: их предлагали как западные, так и российские вендоры. Но эти решения подходят не всем. Например, большинство наших заказчиков – это крупные холдинговые структуры, состав которых изменчив. В холдинге появляются новые организации либо часть структур продается. А отчетность холдингу нужно формировать здесь и сейчас, причем есть необходимость снизить трудозатраты на ее подготовку.

Поэтому существует второй метод реализации задачи – так называемый трансформационный способ формирования отчетности. Его отличие заключается в том, что на уровне управляющей компании создается отдельное подразделение, которое занимается формированием международной отчетности. Вне зависимости от специфики ведения учета на предприятии в едином шаблоне (зачастую это Excel) запрашивается информация о ведении учета в российских стандартах. Она выдается на уровень департамента отчетности МСФО. Специалисты МСФО анализируют информацию, которая пришла в единых стандартах с различных предприятий, и преобразуют ее из российского учета в международный.

Свое решение мы назвали не просто программным продуктом, а программно-методическим комплексом. Встречаясь с заказчиком, мы говорим: «Коллеги, у нас есть технологический движок, который решит ваши задачи. Кроме того, мы предлагаем большой набор методологических моделей из уже реализованных программ, мы готовы передавать вам лучшие примеры из практики». Приходя к заказчику не просто с техническим решением, а с готовыми методологическими моделями, мы даем ему возможность получить качественно иное решение. Именно поэтому «Микротест: МСФО» сейчас лидирует на рынке.

Николай: Собираетесь ли выходить с этим решением на западную арену?

Михаил: Логичнее предположить, что западный бизнес будет выходить на наши рынки. И, несмотря на наличие у некоторых крупных заказчиков корпоративных систем для формирования международной отчетности (работающих на уровне управляющей компании), в России все-таки будут использоваться решения на платформе 1С. Эта тенденция уже прослеживается.

Иностранные рынки традиционно делятся на дальнее и ближнее зарубежье. На уровень дальнего зарубежья выходить мы не собираемся. А что касается ближнего, есть не только планы, но и опыт. У нас был реализован крупный проект по формированию консолидированной финансовой отчетности в Казахстане. Консалтингом в этом проекте занималась компания PwC. Она разработала единый стандарт формирования консолидированной финансовой отчетности, далее пошло тиражирование решения по отдельным холдингам. Непосредственно на уровне холдинга было выбрано решение «1С: Консолидация 8 Проф». Нам удалось создать и внедрить единое консолидационное решение. Более того, мы предложили очень интересные решения всем дочерним обществам, ведущим учет на платформе 1С.

Николай: У вас есть типовые решения для малого, среднего, крупного бизнеса? Или к каждому заказчику индивидуальный подход?

Михаил: В этом вопросе инициатива исходит, в первую очередь, от «Фирмы 1С». Например, «1С: Бухгалтерия» – это решения для малого и среднего бизнеса. Но есть решение «1С: Бухгалтерия КОРП» для крупного сегмента. Отличие заключается в дополнительном функционале, в том числе и технологическом. Предполагается, что «1С: Бухгалтерия КОРП» будет использоваться в территориально распределенных структурах, например филиальной. Другой пример – создание решения «1С: Консолидация 8 Проф», что было продиктовано желанием «Фирмы 1С» выйти на рынок корпоративных решений.

НЕ КАК У ВСЕХ?

Николай: Расскажите о критериях эффективности внедрения решения 1С.

Михаил: Это самый сложный вопрос. Собственники ожидают, что при защите проекта им будет представлен финансовый расчет, отражающий результат внедрения в цифрах. Или считают, что эффект сведется к сокращению трудовых ресурсов (что, кстати, происходит очень редко). Ко мне часто обращаются консалтинговые компании с просьбами помочь сформировать им такой отчет для собственника.

На мой взгляд, IT-проекты нужно рассматривать либо как инструмент, упрощающий или стабилизирующий бизнес-процессы компании (например, смена учетной системы РСБУ), либо как инструмент развития бизнеса, повышения качества и уровня принятия решений. В этом случае важен не сам факт внедрения информационной системы, а то, насколько реализация такого проекта повлияла на деятельность организации.

С точки зрения оценки эффективности ничего нового мы не придумаем: есть так называемая система

 

сбалансированных показателей, которая достаточно четко должна продемонстрировать, какой экономический эффект даст принятие того или иного решения в части автоматизации. Критерии могут быть следующими: чистая финансовая оценка внедрения проекта, оптимизация бизнес-процессов и инновационные характеристики.

Пример финансовой оценки может быть достаточно простым. Допустим, организация формирует свою отчетность раз в год. Если это делать силами консалтинговой компании (например, «Большой четверки»), то это будет стоить, положим, порядка 4–8 млн рублей. Затраты понятны и управляемы. Дальше эта организация становится публичной, и отчетность нужно формировать уже раз в квартал. Затраты увеличатся в четыре раза, а это уже серьезно. При этом в компании понимают, что в перспективе появится необходимость формирования отчетности за месяц. Тут возникает задача внедрения системы формирования отчетности МСФО, и фактически организация отказывается от консалтинга. Сравниваем две суммы, получаем чистый финансовый результат – принимайте решение, устраивает это вас или нет.

Самый же главный критерий, на мой взгляд, это внедрение инноваций. Но просчитать его эффективность – самая сложная задача. Любая компания может зафиксировать, что пришло время внедрения системы CRM. Но как она будет внедрена и даст ли эффект, зависит от того, какой набор консалтинговых услуг будет оказан, какую функциональ-ность заложить. Если это решение станет инструментом, который выделит заказчика среди конкурентов, то от него будет ощутимая отдача. Если же это будет просто шаблонное решение «как у всех», то, скорее всего, оно даст какой-то эффект, но прорыва не будет. Кто внедрит такие системы лучше всех, тот, скорее всего, и разовьет бизнес.

Николай: Стоит ли ограничиваться базовым функционалом ПО или необходимо максимально кастомизировать систему под бизнес-потребности заказчиков?

Михаил: На рынке существует устойчивая тенденция внедрять условно типовые программные продукты с минимальной кастомизацией. Это требование исходит даже от крупных заказчиков. Причина в желании снизить затраты, в том числе и на последующее сопровождение созданной системы. Но этот тезис не должен быть основным при принятии решения. Нужно четко понимать, устраивает ли заказчика типовое предложение. Для этого необходимо подробно ознакомиться с базовым функционалом. На мой взгляд, именно здесь стоит привлекать консалтинговые компании и потенциального автоматизатора: нужно четко сформулировать требования и сопоставить с потенциальными решениями. Зачастую, чтобы остаться в рамках базового функционала, необходимо менять бизнес-процессы. Это не всегда возможно. А замена базового функционала типового решения – это всегда трудозатратно. Мой опыт показывает: нужно вкладываться в те программные продукты, которые обеспечивают операционное ведение бизнеса. И максимально придерживаться базового функционала программных продуктов по вспомогательным службам: бухгалтерский учет; зарплата и кадры и так далее.

Беседовал: Николай Чеботарев.





































































































































































комментарий Слуцкий Илья управляющий партнер компании "Астерос Консалтинг"

Добрососедство и конкуренция

Я считаю, что надо всегда отталкиваться от имеющейся бизнес-ситуации, с одной стороны, и стратегии развития, с другой. Именно эти два параметра и определяют в основном то, какая технология наилучшим образом поддерживает будущий рост, не конфликтуя с существующей реальностью. Очевидно, что платформа – это инструмент. В большом количестве случаев SAP чудесно соседствует с 1С в корпоративных IT-ландшафтах. 1С трудно конкурировать с SAP с точки зрения восприятия надежности и долгосрочной устойчивости решения. Для этого 1С понадобится время. Но говорить про «хуже-лучше» безотносительно конкретных бизнес-ситуаций как минимум не очень корректно и профессионально.
Автор
Семин Михаил