Колонка

Отличные кадры: где найти «своего» сотрудника?

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ?

По данным агентства Challenger, Gray&Christmas, в 2012 году компании сферы высоких технологий США объявили о сокращении более 50 тыс. рабочих мест, что на 260% выше показателей прошлого года. В Европе сокращения в данном сегменте уже начались. В первую очередь, по мнению экспертов, это связано с проблемами сбыта своей продукции в компаниях с высокой добавленной стоимостью, а значит, проблем стоит ожидать и финансовым организациям, и государственному сектору.

При этом в России на рынке консалтинговых услуг в данный момент наблюдаются благоприятные тенденции: рост прибыли крупных консалтинговых компаний, новые проекты в связи с вступлением России в ВТО. Все это позволяет надеяться на положительную динамику привлечения сотрудников в консалтинговые компании. Этот тезис подтверждает и аналитика Исследовательского центра компании Superjob. Согласно данным Superjob, в октябре 2012 года действительно наблюдался положительный спрос на специалистов в сфере консалтинга. Число вакансий выросло в столичном регионе на 6,8%. Наиболее востребованными были специалисты в сфере консалтинга по pR и маркетингу (рост вакансий на 50%), а также специалисты по реинжинирингу бизнес-процессов (+34%) и кадровому консалтингу (+33%). При этом 25% всех размещенных в данном сегменте вакансий приходится на специалистов по управлению проектами, а 12% – на IT-консалтинг.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОИСК СПЕЦИАЛИСТОВ

Однако при анализе рынка труда в сфере консалтинга не следует забывать и о глобальных трендах на рынке труда. Прогнозируя развитие компании в ближайшей перспективе, важно учитывать глобальные факторы, такие как безработица среди молодых специалистов, востребованность абитуриентами направлений обучения при поступлении в вуз, демографическую и миграционную ситуацию.

Интересным представляется факт спроса абитуриентов: в 2012 году, по данным НИУ ВШЭ и РИА-Новости, специальность «Лечебное дело» впервые заняла первое место по востребованности среди поступающих в вузы. Менеджмент, экономика и юриспруденция, которые традиционно являются «кузницей кадров» для сферы консалтинга, также остаются одними из самых популярных, но уже не в первую очередь. Таким образом, поиск и подбор специалистов на позиции в сфере консалтинга будет требовать больших инвестиций со стороны компаний, а также новых подходов и технологий.

Помимо традиционных методов поиска и подбора специалистов в сфере консалтинга, уже доказавших уровень своей эффективности, таких как размещение вакансий на онлайн-ресурсах по поиску работы и обращение в кадровые агентства, существуют технологии, которые до сих пор вызывают разнообразные дискуссии среди рекрутеров.

СОВРЕМЕННЫЕ ЯРМАРКИ

Одной из таких технологий является участие в ярмарках вакансий. Ярмарки вакансий разделяются в зависимости от того, на чьей базе они организованы: это могут быть ярмарки, проводимые при поддержке органов государственной власти, организованные в учебных заведениях или же устроенные частными компаниями. Кроме того, ярмарки вакансий могут быть общими, то есть проводимыми для всех категорий соискателей, и специализированными – например, только для IT-специалистов.

Пик популярности ярмарок вакансий пришелся на 2003–2005 годы. Сегодня их эффективность, а следовательно, и популярность падает. По данным опроса, проведенного компанией Joblist.ru, только 17% посетителей ярмарок вакансий на самом деле находят там работу, еще 10% – подработку к основному месту трудовой деятельности. По данным того же исследования, каждый третий посетитель сталкивался с проблемой недобросовестных работодателей. Если с цифрами в целом можно согласиться, то последний вывод исследования явно преувеличен – каждый организатор ярмарки вакансий достаточно тщательно проводит отбор компаний-участников, особенно органы государственной власти.

Наиболее эффективными являются специализированные ярмарки вакансий и ярмарки вакансий в учебных заведениях. Первые привлекают целевую аудиторию для компаний-работодателей. Так, ярмарка вакансий «Найти IT», проходящая в Санкт-Петербурге и Москве, собирает специалистов для сферы информационных технологий. Ярмарки вакансий в учебных заведениях интересны компаниям, которые заинтересованы в студентах и выпускниках конкретного учебного заведения. Например, популярными являются ярмарки вакансий в НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете  экономики и финансов и других вузах.

При всех достоинствах у ярмарок вакансий все же есть ряд существенных недостатков, снижающих их эффективность как для соискателей, так и для работодателей. Во-первых, ограниченность по времени. Потребность в сотруднике или работе возникает не только в тот день, когда проходит мероприятие. Во-вторых, за 4–8 часов не всегда можно определиться с «работодателем мечты». В-третьих, ярмарка вакансий – мероприятие, способное вместить ограниченное число как компаний-участников, так и соискателей. При этом затраты на участие в ярмарке вакансий могут достигать для компаний-работодателей до 200 тыс. рублей (только оплата участия, без учета затрат на оборудование стенда, работу сотрудников). В последнее время ярмарки вакансий все чаще меняют формат проведения, переходя от мероприятий, где проходит «выставка» работодателей, к форумам и конференциям, включающим в свою программу выступления спикеров и мастер-классы. Эти изменения выступают дополнительными элементами привлечения потенциальной аудитории.

Кроме периодических ярмарок в университетах стоит обратить внимание и на постоянную работу с профильными кафедрами в учебных заведениях. Такое направление достаточно эффективно, так как позволяет привлекать на стажировки лучших студентов и способствует продвижению HR-бренда компании в студенческой среде. Форматы взаимодействия могут быть разными – от периодического чтения лекций до формирования базовой кафедры. Такие компании, например, как ABBYY давно и плодотворно используют эту практику.

В КАКИЕ СЕТИ ПОПАДАЮТ СОИСКАТЕЛИ?

Социальный рекрутмент, то есть поиск и привлечение персонала через социальные сети, появился относительно недавно, но уже успел завоевать своих приверженцев. Данная практика активно используется компаниями во всем мире. Именно социальные сети при достижении определенного уровня насыщенности традиционных каналов коммуникаций на рынке B2C становятся новыми точками для продвижения бренда компаний, в том числе и HR-бренда. Подтверждение данным тезисам легко найти в аналитике рынка рекламы, который наиболее чувствителен к показателям вовлеченности аудитории в тот или иной канал коммуникации. Так, согласно недавнему исследованию eMarketer, общая выручка социальных сетей от рекламы по итогам 2011 года достигла 5,54 млрд долларов. По прогнозам eMarketer, к 2013 году объем рынка рекламы в социальных сетях должен удвоиться. Данные показатели являются лидерами по сравнению с традиционными каналами коммуникаций. По данным pew Research Center, аудитория социальных сетей в России растет на 10% в год. Данные темпы позволяют нашей стране занимать второе место в мире по динамике аудитории социальных сетей, уступая лишь Египту с его темпами роста в 11%.

Если поиск и подбор персонала через профессиональные социальные сети (в первую очередь, LinkedIn) уже прочно вошли в практику рекрутеров, то использование в своей работе, например, ВКонтакте или Facebook, – пока не такая распространенная практика. Подтверждая данный факт, по данным исследования Ассоциации консультантов по подбору персонала и компании Smart Start, 73% российских рекрутеров считают социальные сети эффективным инструментом привлечения сотрудников, называя при этом самой популярной социальной сетью для рекрутмента LinkedIn.

Существует несколько способов успешно продвигать свою компанию в соцсетях, подбирая себе при этом лучшие кадры. Например, ведение официальных страниц и групп компаний. При этом стоит отметить, что в последнее время организации стали активно продвигать официальные страницы HR-бренда компании. Так, например, pwC имеет в социальной сети ВКонтакте одно из самых популярных консалтинговых сообществ, в котором, в том числе, размещает открытые в компании вакансии.

Другой способ – таргетированная реклама. Реклама в социальной сети становится одним из наиболее популярных способов продвижения товаров и услуг. Существует ряд ограничений, которые следует учитывать при работе с данным инструментом: во-первых, реклама, ориентированная на целевую аудиторию, является одним из немногих способов увеличения трафика внутри социальной сети, будучи при этом достаточно дорогим удовольствием. Средняя «стоимость» привлеченного пользователя может достигать 30–50 рублей, что значительно выше аналогичной стоимости для других интернет-ресурсов. Во-вторых, рекламе вакансий придется «соперничать» с рекламой товаров и услуг, более популярных среди пользователей. Среди наиболее активных на рынке таргетированной рекламы вакансий в социальных сетях можно выделить такие сегменты, как банки и финансовые институты, консалтинговые компании, ретейл и телеком.

Даже с развитием социальных сетей никто не отменял классическое «сарафанное радио». Рекрутеры все чаще размещают открытые в их компаниях вакансии у себя в статусах. Данный инструмент рассчитан на то, что текст разместят у себя «друзья» рекрутера, что, в свою очередь, расширит аудиторию, узнавшую о вакансии. Кроме того, существуют специализированные приложения – инструмент, ставший одним из самых быстрорастущих в плане аудитории пользователей и внимания со стороны рекрутеров.

Конечно, социальные сети на данный момент не могут полностью заменить классические инструменты рекрутмента. Традиционно наиболее эффективным способом поиска и подбора специалистов является комплекс мер. Однако примечательным является тот факт, что и небольшие консалтинговые компании стали широко использовать социальные сети и как инструмент привлечения потенциальных клиентов, и как возможность для поиска талантов. Например, компания «ВБО-консалтинг» активно ведет свои аккаунты в социальных сетях Facebook и Twitter. Для малого бизнеса, в том числе и в консалтинге, социальные сети и другие интернет-ресурсы, несомненно, являются точками роста, так как позволяют при значительно меньших затратах формировать позитивный имидж компании-работодателя. Именно HR-бренд в будущем будет основным мотивом при выборе талантливым сотрудником места для построения карьеры. Но это уже совсем другая история.

Какую роль играют социальные сети в рекрутменте?

Сегодня мировая практика показывает:

  • 89% компаний использовали социальные сети для поиска сотрудников в 2011 году (на 6% больше, чем в 2010 году);
  • 144 миллиона соискателей нашли работу через социальные сети в 2011 году;
  • 79% менеджеров по персоналу используют информацию из социальных сетей при оценке кандидатов;
  • 65% компаний были успешны (нашли необходимого кандидата) в поиске кандидатов через социальные сети в 2011 году;
  • 55% компаний инвестировали в социальные сети больше ресурсов в 2011 году, чем в 2010 году.

Противоречия вчера и завтра

На сегодняшний день в России наблюдается явное противоречие на рынке труда молодых специалистов. С одной стороны, по данным Исследовательского центра компании hh.ru, с 2008 года количество вакансий на рынке труда молодых специалистов увеличилось в 2 раза, а сам рынок рос опережающими темпами по сравнению с другими категориями персонала. При этом стоит учитывать и демографический фактор – в 2008 году молодых людей в возрасте 18 лет в России было на 50% больше, чем будет в 2013 году. Однако уровень безработицы среди молодых специалистов в 2008 и 2011 годах составил соответственно 6% и 11%, что почти в 2 раза больше, чем средняя безработица в стране.

Автор
Свинин Александр Smart Start