Аналитика

В постоянном стремлении к совершенствованию

 

ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В качестве одного из главных инструментов снижения указанных рисков для России может рассматриваться приоритетное развитие секторов экономики, где выпускается продукция с высоким уровнем добавленной стоимости. Добиться этого невозможно без обращения к инновациям. Это утверждение в полной мере относится также и к конкретным компаниям, поскольку внедрение инноваций, как продуктовых, так и процессных, для подавляющего большинства российских предприятий по ряду причин является насущной необходимостью.

Очевидно, инновации являются источником роста производительности труда. Значительное количество исследований показывает, что современный экономический рост (особенно его долговременные показатели) основан именно на них. Только 15–20% фактического роста производства на протяжении последнего века обусловлены измеримым объемом вновь вводимых ресурсов, тогда как остальной рост связан с увеличением совокупной производительности факторов производства. При этом роль в таком увеличении всех видов инноваций (технологических, организационных, финансовых и институциональных) крайне высока. Таким образом, научная деятельность, а также осуществляемые исследования и разработки способствуют росту производительности труда, при этом эффект тем выше, чем более развита экономика. Можно предположить, что освоение наукоемкой продукции должно оказать позитивное воздействие на рост производительности труда, уровень которой в Российской Федерации по-прежнему в 3–4 раза ниже, чем, например, в США.

Кроме того, инновации необходимы также для улучшения экологической обстановки и рационального использования энергии. В тесной связи с вопросами экологической эффективности находится проблема энергоэффективности, которая остается весьма острой: энергоемкость российского ВВП более чем вдвое превышает среднемировой и более чем втрое среднеевропейский уровень.

Диверсификация российской экономики за счет увеличения выпуска продукции, основанной на знаниях, крайне важна для национальной экономики, однако эти изменения не менее важны и для обеспечения устойчивой деятельности и развития отдельной фирмы. Очевидно, что столь существенное значение инноваций для национальной экономики формирует запрос на активную государственную инновационную политику.

Необходимо отметить, что в течение последних пяти лет Правительство Российской Федерации предприняло значительное количество мер для активизации инновационной деятельности российских предприятий. Однако пока нельзя утверждать, что сделанные шаги позволили переломить ситуацию и перевести экономику России на инновационный путь развития. Для того чтобы установить слабости существующей национальной инновационной системы и определить вектор ее совершенствования, полезно, например, изучить и чужой опыт, рассмотреть проблемы инновационных систем стран Евросоюза.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

Несмотря на принципиально другие стартовые условия, схожие цели по увеличению инновационной и предпринимательской активности Европейский союз поставил перед собой еще в 2000 году в рамках «Лиссабонской стратегии». Многие из целей этого десятилетнего плана так и остались нереализованными. Сама стратегия, нацеленная на создание наиболее динамичной и конкурентной экономики, основанной на знаниях, а также трудности, проявившиеся в ее реализации, заслуживают внимательного рассмотрения.

Ряд исследований помог выявить определенные сложности в построении эффективной политики в сфере инноваций: наличие рисков неконтролируемого распространения знаний (в силу их природы как

 

общественного блага), полученных в ходе инвестирования в инновации; высокая неопределенность, что в конечном итоге приводит к увеличению затрат на финансирование; отсутствие гарантии получения необходимого объема финансирования. Защита интеллектуальной собственности неизбежно влечет за собой высокие издержки, что также оказывает сдерживающее влияние на распространение инноваций.

Не благоприятствует этому процессу и тот факт, что влияние инноваций, используемых в мультинациональных компаниях, на местные фирмы весьма ограничено.

Для эффективного восприятия современных технологий необходимо развитие науки. Кроме того, надо понимать, что неконкурентный и маленький рынок сдерживает инновации, равно как и недостаточная защита интеллектуальной собственности.
Важно отметить, что большинство из упомянутых проблем не могут быть решены исключительно рыночными методами и относятся к «провалам рынка», воздействие которых может быть ослаблено только разумной государственной политикой и регулированием.

СОЗДАВАЯ АТМОСФЕРУ СПРОСА

Перед тем как более детально остановиться на национальной инновационной системе России, будет полезно выделить общие принципы современной инновационной политики и особенности ее совершенствования. По мнению компании Ernst & Young, эта политика должна обеспечивать непрерывные изменения в промышленности, для чего фирмам необходимо давать консультации, направленные на предоставление данных о новых технологиях и перспективах развития рынков, принципах организации корпоративного предпринимательства.

Во-первых, очевидна потребность в эффективном технологическом трансфере. Для этих целей необходимо вместо инструментов управления и контроля в сфере инновационной политики использовать инструменты содействия и продвижения, за счет которых будет обеспечиваться коммуникация с частными инвесторами, а также с государством, выступающим в качестве соинноватора в частно-государственном партнерстве. Также важным представляется формирование и развитие открытой и интероперабельной системы инноваций.

Во-вторых, необходимо использование сетевых структур. По мнению некоторых ученых, сетевые структуры станут доминантными в создании инноваций в различных секторах экономики, а креативность и кооперация как драйверы инноваций станут более важны, чем рынок капитала и конкуренция.

В-третьих, нельзя забывать про инвестирование в инновационные платформы. Для того чтобы промышленность развивалась соразмерно науке, необходимо развитие платформ как в целом, так и для обеспечения развития конкретных проектов. Говоря о совершенствовании финансовых инструментов, надо понимать, что нематериальные активы также должны быть использованы и дляувеличения привлекаемого капитала. Субсидирование требует переосмысления – и это очевидно.

Четвертый принцип – содействие совместным проектам в сфере инноваций, включая поддержку сетевых структур и использование механизмов частно-государственного инновационного партнерства. Требуется создание такой атмосферы, в которой будет сформирован спрос на инновации. Правительство может стимулировать его различными способами, включая использование методов государственного заказа для некоторых работ на стадии ранней коммерциализации и стимулирование соответствующего спроса со стороны крупного бизнеса.

Государственные институты должны действовать сообща, только тогда их поддержка будет приносить реальную пользу. На сегодняшний день задача построения эффективной инновационной политики стоит перед многими странами, в том числе и перед Россией. Ее текущее состояние представлено на рисунке 1.  Инновационная политика в развитых странах выглядит иначе, что отражено на рисунке 2.



















 

КАК РАСШИРИТЬ СПРОС НА ИННОВАЦИИ?

Отличительная особенность инновационной системы в нашей стране – большое количество научно-исследовательских отраслевых институтов, роль которых в исследованиях и разработках по-прежнему весьма существенна, при этом государство продолжает играть заметную роль в их финансировании. Кроме того, предприятия, роль которых в инновационной системе в последние годы возросла, занимают нецент ральное положение и по-прежнему не являются ядром российской инновационной системы.

Одно из важнейших направлений совершенствования национальной инновационной системы Российской Федерации – переход центральной роли в инновационной системе от отраслевых НИИ к производственным предприятиям, чья инновационная деятельность должна стимулироваться необходимыми рамочными условиями. Кроме того, и сами предприятия должны быть готовы к выполнению этой роли, что потребует соответствующей их адаптации. Так, например, в сфере корпоративного управления необходимо, чтобы крупнейшие компании воспринимали инновационную деятельность в качестве основного приоритета. Для этой цели принятые стратегии инновационного развития должны реально выполняться.

Важно также понимать, что в настоящее время предприятия выполняют не более 9% всех объемов исследований и разработок, в то время как они же обеспечивают 36% от объемов финансирования. Такое соотношение может говорить о том, что, с одной стороны, предприятия не обладают необходимым научным потенциалом для проведения работ в сфере исследований и разработок, а с другой – существующая система финансовых и налоговых стимулов имеет некорректные цели. Исходя из вышеизложенного, первыми шагами к обеспечению приоритетной роли промышленных предприятий в инновационной системе Российской Федерации должны стать исследование вариантов интеграции научно-исследовательских организаций с производственными предприятиями, а также поощрение производственных предприятий, проводящих больше внутренних исследований и разработок.

Реализация этих мер может способствовать расширению спроса на инновации со стороны крупного бизнеса и открыть дополнительные возможности для сегмента малых и средних инновационных предприятий.

Таким образом, переход центральной роли в национальной инновационной системе к предприятиям предполагает, что им необходимо создать собственные инновационные системы, позволяющие не только адаптировать технологии, которые предприятие может получить в результате трансфера технологий, но и создавать в кооперации с научными учреждениями и другими предприятиями новые продукты и услуги.

 

 

Что мешает внедрению инноваций?

В своем обзоре инновационной политики в евросоюзе компания Ernst & Young указывает следующие факторы, сдерживающие построеНие эффективной политики в сфере инноваций:

  • недостаточность внутреннего рынка для формирования необходимых стимулов к разработке новых продуктов;
  • отличия в технических стандартах, правовая фрагментация и различные условия для входа на рынок;
  • недостаток ясности в организации технологического трансфера, что ограничивает фирмы Евросоюза в использовании преимуществ стран Евросоюза в фундаментальных исследованиях;
  • доминирование в Евросоюзе национальных интересов, ограничивающих доступный размер рынка;
  • недостаток понимания цепочки ценностей инноваций, который приводит к тому, что лидеры рынка в избыточной мере используют привлеченные финансовые инструменты, а относительно дешевые финансовые инструменты, например формирование и поддержание спроса на инновации, остаются недоиспользованными;
  • отсутствие серьезных результатов в сервисных инновациях.

Исследовать и поддерживать

Существуют четыре ключевые функции государственного управления в поддержку инноваций. Как сегодня обстоят дела с их функционированием?

  1. Исследования, выполняемые в государственных организациях (академиях, учреждениях высшего профессионального образования и др.). Их вклад в инновации относительно невелик как вследствие отрыва от предприятий, так и вследствие продолжающегося доминирования отраслевых НИИ.
  2. Инфраструктурная поддержка инноваций, которая включает в себя материальные элементы (технопарки и т.п.) и нематериальные (сетевые структуры и т.п.). В настоящее время наблюдается перекос в сторону формирования инфраструктуры распространения и коммерциализации результатов исследований и разработок, произведенных в государственных научных организациях.
  3. Создание рамочных условий для инноваций. Если предоставление налоговых стимулов, направленных на увеличение объемов исследований и разработок, а также внедрение инноваций на предприятиях в целом реализовано, то более широкие рамочные условия, такие как конкуренция и нормативно-правовая база, нуждаются в существенном улучшении.
  4. Государственный заказ и прямое финансирование исследований и разработок. Доминирование отраслевых НИИ влияет на то, что именно они чаще всего становятся исполнителями по заказам, усиливая при этом отрыв предприятий от исследований и разработок.
Автор
Трачук Аркадий "Гознак"