Hot Top

Через тернии — к компромиссу

 

РАЗУМНО И УДОБНО

С социальной точки зрения, медиация приносит обществу большую пользу, что подтверждает опыт зарубежных стран, где институт медиации широко применяется более четверти столетия. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 21 мая 2008 года №2008/52/ЕС «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах» рекомендует создание законодательных актов в странах – членах ЕС, где правовая база досудебного урегулирования споров еще не создана.

В России сегодня существует много форм защиты гражданских прав. Одна из них – Федеральный закон от 27 июля 2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» (Закон о медиации). Этот внесудебный способ позволяет урегулировать спорные правоотношения и восстановить нарушенные права с помощью медиатора, то есть независимого лица, которого стороны выбирают для мирного урегулирования возникшего спора. Предоставленная форма защиты права специфична в современной России, но широко применялась в нашей стране до 1917 года и активно применяется в других правовых системах.

Суть указанной процедуры заключается в урегулировании спорных вопросов (конфликтов) путем переговоров с помощью посредника, специалиста, который обладает знаниями в сфере возникшего конфликта и владеет техниками медиации для подведения сторон к взаимоприемлемому решению. Медиационное соглашение, поскольку оно выработано сторонами в ходе переговорного процесса, выполняется на добровольной основе. Процедура медиации предполагает удобные сроки проведения (в отличие от судебно-процессуальных сроков), исключает исполнительное производство по решению, принятому судом, позволяет сторонам спора сохранить нормальные взаимоотношения, ведь спор разрешается на приемлемых для сторон условиях. Разумный компромисс – это фундамент, на котором базируется медиация.

Принятие Закона о медиации указывает на степень развития демократических процессов в российском обществе, преемственность традиций и гармонизацию российского законодательства с другими правовыми системами.

СТАТУСЫ ДЛЯ ПРОФИ

Любое новое направление правовой мысли вызывает всестороннее обсуждение в прессе. Анализ опубликованных статей показывает, что медиаторы и специалисты различных профессиональных сообществ по-разному смотрят на способы проведения процедур, работу специалистов и их объединений, а также на отдельные законодательные положения в рамках Закона о медиации.

Обсудить разные точки зрения можно было на прошедшей 31 октября 2012 года межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы развития законодательства об альтернативной процедуре урегулирования споров и практике его применения». Конференция была организована по инициативе Некоммерческого партнерства «Центр технологий примирительных процедур (медиации)» в московском Институте экономики и антикризисного управления. В ней приняли участие представители органов исполнительной власти, эксперты, аккредитованные при Министерстве юстиции РФ, а также специалисты, практикующие в сфере досудебного урегулирования споров (медиаторы).

На межрегиональной конференции участники анализировали нормы Закона о медиации на его соответствие действующему в Российской Федерации законодательству, рассматривали примеры удачных процедур досудебного урегулирования (в частности, в области предпринимательской деятельности в сфере туризма). Выступавшие на конференции ученые и практики предлагали свои решения для успешного применения медиации в повседневной практике разрешения возникающих споров и конфликтных ситуаций.

Были высказаны предложения о законодательном закреплении статуса медиатора как субъекта профессиональной деятельности. Во-первых, это позволило бы специалистам, работающим в этой сфере на коммерческой основе, получить возможность заниматься данным видом деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или иным способом, определенным законодательством для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Во-вторых, специалисты смогли бы получить определенные Налоговым кодексом Российской Федерации льготы, что стало бы мотивацией для вовлечения большего количества специалистов-профессионалов в эту сферу деятельности.

Большой интерес вызвала дискуссия о необходимости саморегулирования в области досудебного урегулирования споров. В настоящее время положения статьи 18 Закона о медиации не требуют от медиатора обязательного членства в профессиональном сообществе, что вытекает из логики указанного нормативного акта, поскольку деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Были также затронуты вопросы конфиденциальности информации, которую медиатор получает в процессе примирения сторон. В настоящее время этот аспект не проработан законодательно и посему носит индивидуальный характер.

Обсуждался и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур», который был предложен Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, а также введение им новой процедуры и вида профессиональной деятельности – судебного примирения и судебных примирителей. Участниками межрегиональной конференции было отмечено, что данная процедура, будучи одной из альтернативных форм урегулирования споров (мировое соглашение, медиация), не может относиться к медиационным процедурам. Это объясняется тем, что введение определения личности примирителя (судья в отставке, помощник судьи, не принимающий участия в рассмотрении дела, работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование) нарушает основные положения Закона о медиации и противоречит Конституции РФ.

СЛОЖНОСТИ НЕЙТРАЛИТЕТА

Рассматривая вопросы практики применения медиационных процедур профессиональными медиаторами, участники конференции отметили необходимость создания Национального Совета по медиации в качестве совещательного и координационного органа при Минэкономразвития России. Также была подчеркнута необходимость подготовки этим органом концепции профессиональных стандартов и стандартов в сфере досудебного урегулирования споров (медиации) с целью последующего обсуждения их профессиональным сообществом и принятия для единообразного применения указанных процедур на территории Российской Федерации.

На конференции было отмечено высокое качество подготовки профессиональных медиаторов, которую осуществляет Институт экономики и антикризисного управления. Медиаторы, окончившие специализированный курс, занимаются разъяснительной деятельностью по применению процедур медиации в регионах, имеют успешный опыт досудебного урегулирования по сложным спорам в сфере предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и между публичными образованиями.

Участники конференции отмечали, что наибольшую трудность вызывает соблюдение медиатором нейтралитета. Возникновение спора часто связано с личными качествами сторон либо с объективными обстоятельствами, и решение по урегулированию очевидно, но стороны не хотят идти на компромисс. В таких случаях медиатору нужно терпеливо с помощью различных техник приводить стороны к удовлетворяющему их (или третьих лиц, иногда зависящих от принятого решения) разумному компромиссу.

На конференции было также отмечено, что иностранные партнеры при заключении контракта положительно воспринимают оговорку о досудебном урегулировании спора в случае его возникновения. Потому как в настоящее время одним из факторов, влияющих на трудности при заключении контрактов с иностранными партнерами и инвесторами, как раз являются сложности, которые возникают при разрешении спорных вопросов в общепринятом судебном порядке. Этот процесс для предпринимательской деятельности долог и может быть растянут не на один финансовый год.
Таким образом, прошедшая межрегиональная конференция выявила моменты законодательных пробелов в сфере альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника и определила направления деятельности для успешного применения Закона о медиации на российском правовом пространстве.

Каким должен быть профессиональный посредник

Слово «медиатор» происходит от латинского mediare, что значит «посредничать». Требования к профессиональному посреднику в сегодняшнее время высоки. Медиатор должен хорошо знать законодательство, быть специалистом в сфере возникшего спора, иметь устойчивую психику и владеть техниками медиации, которых насчитывается более 50. Самым трудным в работе медиатора, помимо жесткого руководства переговорным процессом, является умение оставаться нейтральным, предоставляя спорящим сторонам всесторонне выразить свою точку зрения и подвести их к законно обоснованному решению.

Выход из кризиса – в два раза быстрее

Специалисты Городского центра юридической поддержки и консалтинговых услуг в рамках финансового оздоровления хозяйствующего субъекта провели в 2012 году 11 процедур медиации, которые позволили разрешить спорные вопросы имущественного характера, рассрочить кредиторскую задолженность, решить вопросы с инвесторами. Применение указанных процедур способствовало выведению хозяйствующего субъекта из сложного экономического положения в шестимесячный срок. При разрешении спорных вопросов в судебном порядке этот срок бы как минимум удвоился.

комментарий Ворожбицкая Елизавета Центр финансовых расследований

И ЦЕЛОГО ЗАКОНА МАЛО

Повышенный интерес к процедуре медиации проявляется в тех случаях, когда на первый план выступают не претензии, связанные с прошлыми разногласиями, а интересы партнеров.
7 июля 2010 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Указанный Закон регулирует отношения с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон об альтернативной процедуре урегулирования споров оставляет открытыми некоторые вопросы, связанные с деятельностью медиаторов как полноценных членов профессиональный деятельности в Российской Федерации.
Одним из актуальнейших направлений, требующих доработки, является вопрос саморегулирования сообщества медиаторов. Законодатель предложил пока еще не сформированному профессиональному сообществу самостоятельно, в порядке собственной инициативы создать механизмы саморегулирования своей профессиональной деятельности.
Важным и целесообразным представляется расширение существующей практики применения процедур медиации в качестве досудебного урегулирования корпоративных споров хозяйствующих субъектов. Более того, при рассмотрении отдельных категорий дел, связанных с разрешением корпоративных споров, необходимо рассмотреть вопрос о применении процедуры медиации в качестве обязательного досудебного урегулирования. Применение сторонами обязательного досудебного урегулирования спорных ситуаций с привлечением медиатора позволит сократить число корпоративных конфликтов, а также разгрузить судебные органы от рассмотрения дел, решения по которым зачастую не отражают действительную волю сторон.
комментарий Бахарев Павел Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРИМИРЕНИИ

При проведении процедуры медиации должна сохраняться конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации. Представляется, что законодатель должен внести соответствующие изменения в АПК РФ и ГПК РФ, где на правовом уровне оградил бы медиатора от обязанности давать свидетельские показания в суде или арбитражном суде по поводу тех обстоятельств, которые стали ему известны при осуществлении процедуры медиации.
Весьма актуальной представляется идея, касающаяся специализации медиаторов. Согласитесь, что, например, процедура примирения супругов по поводу раздела совместно нажитого ими в браке имущества хотя и является объектом медиации, но, безусловно, требует специальных познаний в той или иной области. Аналогичные требования к специализации организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению медиации, также представляются весьма привлекательными.
Очевидно, что необходим банк данных как о медиаторах – физических лицах, так и о медиаторах-организациях. Следует предусмотреть либо аккредитацию при судах или арбитражных судах, либо иной механизм, например, путем внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Оплата деятельности по проведению процедуры медиации осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином. Медиативное соглашение заключается в письменной форме. Оно подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон и может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.
Автор
Воронова Елена Городской центр юридической поддержки и консалтинговых услуг