Тема

Управление интеллектуальной собственностью: руководство к действию

 

БЕЗ МЕТОДИКИ — НИКУДА

Уже в семидесятые годы прошлого века возникла проблема оценки прав на технологию, под которой в то время понимали договор на передачу конструкторско-технологической документации.  Интерес  к оценке стоимости разработок по разным металлургическим технологиям и изделиям тогда строился исходя из затрат. В частности, была предпринята попытка оценить в комплексе права на разработку горизонтальной машины непрерывного литья заготовок, которую руководство научно-производственного объединения «Тулачермет» (НПО) собиралось продавать за рубеж. Уже тогда, в 1977 году, исходя из ожидаемых доходов у потребителя, объект был оценен в сумму более 10 млн долл. Однако эти подсчеты, сведенные разными методами, не были признаны специалистами Лицензинторга СССР, ориентированными, скорее, на затратный подход. Спустя полгода стало известно, что документация на машину была продана итальянцам менее чем за 500 тыс. долл. Тем не менее Лицензинторгом и руководством НПО соглашение воспринималось как победа, как начало развития широкого международного сотрудничества с капиталистами.

Методика оценки интеллектуальной собственности была утверждена лишь в 1994 году вице-президентом Российской академии естественных наук. Эта была первая методика оценки рыночной стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), официально зарегистрированная государственным ведомством. Как можно увидеть на рисунке 1, структура методов развивалась, и последовательно разрабатывались более совершенные варианты методики, адаптированные к разным отраслям.

КАК ОЦЕНИТЬ КОММЕРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ?

Инновационный опыт США показывает, что из первоначально отобранных коммерчески ценных идей до реального коммерческого использования доходят лишь 2–3 из тысячи. Наиболее успешные малые российские предприятия и отдельные предприниматели и изобретатели имеют другую статистику: 1:100 и 1:10, в зависимости от компетенции изобретателя. Отсюда вытекает формулировка весьма острой и всегда актуальной проблемы отбора коммерчески ценных идей для дальнейшего их использования, а также инвестирования средств в проекты и программы обновления производства.

Технология первичного и вторичного отборов экспертами реализуется через оценку коммерческого потенциала опытно проверенных ОИС, используемых в качестве основы будущих объектов бизнеса. На рисунке 2 представлены основные критерии, необходимые для расчета коммерческого потенциала ОИС. Подобным образом отбираются одно-два предложения для последующего инвестирования средств в новый бизнес-проект.

По результатам оценки коммерческого потенциала инвестор отбирает лучшие и принимает решения по предпочтительности инвестирования с учетом своих индивидуальных возможностей, специфики работы с проектами и макроэкономическими  тенденциями.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НУЖДАЕТСЯ В ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Идея инвентаризации интеллектуальной собственности и других  нематериальных активов (НМА) в бизнесе родилась как итог систематического обследования разных предприятий перед их стоимостной оценкой. Исходя из того, что интеллектуальная собственность и другие  НМА в основном генерируют прибыль компаний, для того чтобы узнать, сколько прибыли генерирует один такой актив, нужно сначала всю прибыль распределить по всем  НМА, а затем посчитать долю прибыли, приходящейся на конкретный, интересующий нас актив. Этими  формулами  мы пользуемся и сегодня:

СБ = СМК + СФК + СИК, откуда: СИК = СБ — СМК — СФК;
СИК = Σ С1НМА + С2НМА + С3НМА….+ СnНМА, 

где применительно к стоимости С – это бизнес, МК – материальный капитал, ФК – финансовый капитал, ИК – интеллектуальный капитал.

Однако чтобы правильно посчитать стоимость всех или отдельных НМА на предприятии, нужно составить полный реестр НМА, а для этого необходимо предварительно провести инвентаризацию НМА. Так появилась идея инвентаризации НМА на предприятиях. Эта технология стала распространяться специалистами как в России, так и в других странах СНГ и в Европе.

ИНВЕСТИРУЯ В ИДЕИ

Любая интеллектуальная собственность, используемая в бизнесе и бизнес-проектах, всегда играет роль интеллектуальных инвестиций. Поэтому любое введение в хозяйственный оборот таких объектов должно осуществляться официально, с привлечением компетентных  экспертов и самого инвестора как гаранта качества своих инвестиций. Управление интеллектуальными инвестициями изначально должно строиться наих максимальной защищенности от конкурентов и возможных недобросовестных пользователей. Любой коммерческий успех конкурента развивает у предпринимателя соблазн использовать то же самое у себя. В таких случаях эти же самые инвестиции следует квалифицировать не как интеллектуальные ресурсы в широком их понимании, а как  интеллектуальную собственность, поскольку она среди прочих ресурсов и инвестиций  имеет ряд весомых юридических преимуществ. В пользу такой позиции есть  множество аргументов.

Во-первых, именно ИС среди прочих ресурсов и инвестиций лучше остальных нормативно прописана и потому гораздо качественнее охраняется и защищается в любых досудебных и судебных спорах. Во-вторых, именно язык и нормы института интеллектуальной собственности предпринимателям, юристам и консультантам хорошо понятны, и они едины во всем мире. В-третьих, именно в этих нормах всесторонне учтен и содержится мировой прецедент разрешения спорных ситуаций, что для инвесторов является важнейшим аргументом гарантированной сохранности и защищенности вложенных ими огромных средств. В-четвертых, именно интеллектуальный капитал является системообразующим элементом любого бизнеса, поскольку на его монополии выстраиваются устойчивые сверхдоходы и максимальные прибыли. В-пятых, высокая культура управления интеллектуальными активами становится привлекательной для внешних интеллектуалов. За демонстрацией роста стоимости этих активов и роста капитализации бизнеса следует ожидать приток интеллектуальных и финансовых инвестиций извне. Но не наоборот.

СНИЗУ ВВЕРХ

Нормальное развитие и процветание инноваций в любой экономике происходит не сверху, а снизу. Интеллектуальные инвестиции в виде ценных ОИС всегда их авторами выращиваются снизу. Если оторвать идею от автора, как ребенка от родителей, то успеха ждать бессмысленно – и в науке, и в инноватике, и в бизнесе, и в жизни. В инновационной экономике основным дефицитом сегодня  являются не столько финансовые инвестиции, сколько интеллектуальные. Именно они являются системообразующими и эволюционно развивающими любую оргструктуру – предприятие, отрасль, регион, страну.

Важно понимать естественные закономерности развития интеллектуальной природы: какова иерархия ценностей и что из чего проистекает. Эти знания нужно использовать как попутный ветер, но не следует действовать против законов интеллектуальной природы. Все вышеназванные инструменты работы с интеллектуальной собственностью на предприятиях уже являются хитом консалтинга в сфере высоких технологий и пользуются существенным спросом на рождающемся рынке российских инноваций.

Оценка коммерческого потенциала

Коммерческий потенциал – это совокупный потенциальный доход, который можно получить от наиболее эффективного использования ОИС в течение всего срока действия прав.

Оценка коммерческого потенциала необходима при отборе патентов для дальнейшего финансирования их коммерческой реализации.

Технология оценки КП:

  • Потенциальный перечень технологии и дефицитных для потребителя изделий, использующих патент.
  • Номенклатура товаров и услуг, применяющих патент.
  • Рыночные ниши на территории действия патента.
  • Близость к источникам сырья и другим ресурсам.
  • Схемы организации производств и сбыта продукции.
  • Схемы финансирования производственных и коммерческих программ.
  • Оценка совокупных доходов от реализации патента в миллионах евро.
Автор
Леонтьев Борис Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (СОИС)