Тема

Сколько стоит мыльная опера

 

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

С точки зрения действующего законодательства, объект оценки должен быть формализован. Когда речь идет о сериалах, объектом залога (и собственно оценки) выступает исключительное право на многократное (неограниченное) использование (многосерийных) художественных  фильмов, поскольку обладатель данных прав может в дальнейшем получать доходы от продажи лицензий (исключительных и неисключительных) телевизионным каналам. При этом, согласно п. 4 ст. 1259 ГК Российской Федерации, регистрации исключительных прав на произвольные объекты авторских прав не требуется. Однако для данного типа объектов она требуется согласно Постановлению Правительства РФ от 28.04.1993 №396 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» (в действующей редакции). На кино- и видеофильм, прошедший регистрацию (которую осуществляет Министерство культуры Российской Федерации), выдается прокатное удостоверение единого образца. В прокатное удостоверение, помимо данных о названии и обладателе прав, вносятся рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории, о сроке действия права, режиссере, продюсере и сроке действия прав проката.

Потенциальным объектом оценки могут также являться акции/доли участия обладателя исключительных прав на портфель сериалов. В этом случае хеджируются несистематические риски, связанные с прогнозированием потока по конкретному сериалу, и юридические риски, связанные с переоформлением действующих лицензионных договоров на нового собственника (например, на кредитную организацию). Кроме того, допустимо учитывать в прогнозе денежные потоки по сериалам, только производимым в данный момент.

ПОДОХОДНЫЙ ДОХОД…

Исключительное право на оцениваемый фильм может быть обременено действующими лицензионными договорами о передаче исключительных лицензий на показ на определенной территории в течение лицензионного срока. Таким образом, при оценке сериалов необходимо проанализировать все действующие и исполненные договоры на поставку исключительных и неисключительных лицензий. Типовым договорным условием на поставку лицензий каналам является передача срочной исключительной лицензии на фиксированное количество полных показов сериалов с неисключительной лицензией на трансляцию фрагментов для рекламных целей и перевод, дублирование и субтитрирование на разрешенные лицензионным договором языки.

Специфика данного объекта оценки предполагает применение только доходного и затратного подходов: доходный подход строится исходя из прогноза продаж лицензионных прав каналам, затратный – исходя из расчета затрат на производство сериала с учетом функционального устаревания. Сравнительный же подход неприменим в связи с непубличностью сделок по переуступке прав на сериалы.

…И ЗАТРАТНЫЙ

Для реализации затратного подхода необходимо провести анализ фактических затрат на производство фильмов. Как правило, производство сериалов осуществляется отдельными организациями, занимающимися съемками на основании подрядных договоров с будущим обладателем исключительных прав. Таким образом, в процессе оценки надо проанализировать все подобные договоры, сделать сравнительный анализ, проверить адекватность потраченных на съемку средств. Обычно стоимость производства  одной серии российского сериала находится в диапазоне от 5 млн руб. до 10 млн руб. (в то время как за рубежом бюджет производства одной серии ряда известных сериалов может доходить до нескольких миллионов долларов).

 

Напрямую стоимость производства одной серии зависит от известности (и соответственно стоимости) привлекаемых к съемке актеров.

При расчете затрат на производство, помимо расходов на привлечение организаций, занимающихся съемкой фильмов, необходимо учесть прочие расходы, не включенные в производственные договоры, – расходы на организацию процесса производства сериала и предпродакшн (разработка идеи, концепции, синопсиса, сценария, поиск места для съемки, а также организация всех процессов, предшествующих заключению основных производственных договоров). Кроме того, в состав затрат на производство сериалов могут быть включены расходы «на формат» (на приобретение идеи) и сценарные расходы (передача прав на экранизацию, расходы на создание произведения,  переработку произведения).

Износ/устаревание сериалов возможно определить как долю поступивших платежей от продажи прав на использование сериалов телеканалам (от плановых), поскольку данные платежи по состоянию на дату оценки являются осуществленными и не формируют текущий доходоприносящий потенциал объекта. Соответственно величина данных платежей уменьшает стоимость объекта оценки.

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ: ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ

При оценке российских сериалов общая специфика в построении денежных потоков от продаж прав телетрансляции заключается в прогнозировании первичных прав на территории России, дальнейших продажах в других странах, а также новых продажах в России по истечении лицензионного срока  при первой продаже.

Первая продажа лицензии на показ фильма (телесериала) – это первичная продажа эфирных прав на территории России для показа по бесплатному телевидению.

Вторая продажа лицензии на показ фильма (телесериала) – это продажа прав пользования сериалом на 2-й лицензионный срок на территории России, а также на 1-й лицензионный срок на территории других стран.

Третья продажа лицензии на показ фильма (телесериала) – это продажа прав пользования сериалом на 3-й лицензионный срок на территории России и 2-й лицензионный срок на территорию других стран.
Следует помнить, что стоимость прав при первой продаже, как правило, приблизительно равна прямым затратам на производство фильмов, а вся маржа владельца фильмов концентрируется в дальнейших продажах. В то же время возможность второй и третьей продаж напрямую зависит от рейтинга сериала в премьерном показе. Стоимость продажи эфирных прав при второй продаже составляет не более 50% от стоимости первой, при третьей – не более 20%.

При построении потоков нужно учитывать коммерческие и управленческие расходы, связанные с продажей прав.

При прогнозировании необходимо принимать во внимание наличие действующих договоров и факт оплаты прав по ним, длительность открытых лицензионных сроков и территорию действия проданных исключительных лицензий.

Учитывая особенности формирования денежных потоков и неопределенностей, связанных с художественной деятельностью, объект оценки целесообразней формировать из видеотеки сериалов. Прогнозирование успешности одного сериала и возможность второй и третьей продаж достаточно проблематичны, однако если оценивается видеотека сериалов, то по ним имеется определенная статистика, которая усредняет совокупный денежный поток. Также необходимо помнить, что данный актив очень быстро обесценивается, и в случае нахождения его в залоге видеотека периодически пополняется новыми проектами, компенсирующими ускоренный износ.























Автор
Телятников Илья SRG-Appraisal
Данилов Эдуард SRG-Appraisal