Знаменитость

Иностранец в России

ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ МОЖНО ЧТО УГОДНО

Арина Едемская: Саша, вокруг конкурса «Евровидение» всегда царит ажиотаж. Чья помощь и поддержка были для тебя особенно важны?

Александр Рыбак: Больше всего мне помогали те, кто верил в успех этой затеи еще до того, как я попал на «Евровидение». Одни мне говорили: «Нет, Саша, это не твой формат, там все такое несерьезное». Другие просто видели мой настрой и понимали, что у меня есть план, который поможет победить. С самого первого дня меня поддерживали мои родители, мама и папа. Вместо того, чтобы возражать мне, они активно включились в процесс, начали советовать, о чем мне стоит спеть, говорили, что нужно петь про Россию, на что я отвечал, что уже знаю, каким будет мой конкурсный номер.

Арина: Наверное, тяжело становиться знаменитостью сразу после большой победы. Что изменило «Евровидение» в твоей жизни?

Александр: Да, довольно необычно начинать карьеру, оказавшись на самом пике славы. Особенность ситуации была в том, что, как правило, для артиста моего возраста есть фаза, когда можно экспериментировать, потому что тебя мало кто знает. А меня узнали сразу все и захотели сделать меня «форматным» артистом. Это неинтересно; я понимал, что мне нужно поездить по Европе, нужно понять разные культуры. Мне хочется показать, что с моим инструментом – скрипкой – можно играть не только поп-музыку или классику, а все, что пожелаешь. Самое главное, чтобы это шло от сердца. Я отказывался от сотрудничества со многими звукозаписывающими компаниями, которые предлагали меня «раскрутить», потому что не хотел работать с «форматом». Радиоформат сегодня очень трудно принять: от тебя хотят, чтобы ты был как все, а мне это неинтересно. Иногда я пробую писать в таком – «форматном» – стиле, но очень редко. Сейчас я пытаюсь вникнуть в русскую культуру, смотрю советские фильмы, начинаю писать по-русски. Я не был в Москве почти год – учился на скрипача, защитил диплом, получив лучшую оценку. И вдруг я понял: «Саша, ты объехал почти всю Европу, а корни свои забыл!» Именно поэтому в настоящее время я читаю много русских книг, чтобы не забыть язык, и готов опять гастролировать по России и Украине. Весной у меня начнется большой тур по странам СНГ.

ПУСТЬ ПОМОГАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ

Арина: Наш журнал читают специалисты по консалтингу из самых разных сфер. Тебе когда-нибудь доводилось обращаться за помощью к консультантам?

Александр: Я обращался за помощью, когда покупал квартиру. Вообще, я убежден, что у каждого человека свой талант. Мой талант – играть на скрипке. При всем желании я никогда не буду победителем в «чемпионате мира по финансам». Поэтому, озаботившись приобретением недвижимости, я сразу сказал себе: «Саша, ты ничего об этом не знаешь, воспользуйся помощью профессионалов». У меня сейчас очень хороший адвокат, финансист, очень хорошая команда в целом. В шоу-бизнесе я никого не слушаю – у меня полно своих собственных идей, но в экономике я ничего не понимаю, и мне, конечно, нужны консультации.

Арина: А при подготовке сценического образа ты обращаешься, например, к стилистам?

Александр: Иногда да. Но очень часто они больше думают о моде в целом, тогда как для меня важнее просто хорошо выглядеть, не превращаясь в жертву этой самой моды. Многие хотят сделать меня этаким «мистером Гага», а я этого не хочу.

МЕЖДУ СТРАНАМИ

Арина: Твоя «рабочая» география более чем внушительна: постоянная работа в России, Украине, Швеции, Норвегии. Как говорится в одной из твоих новых песен, «города и страны, словно в кино, я в рюкзаке ношу за спиной…». В подобных условиях что для тебя значит дом?

Александр: За последние две недели я побывал в восьми городах, и для меня домом, в полном смысле слова, стала гостиница. Бывает так, что я просыпаюсь, неважно в каком городе, и думаю: «Вот моя гостиница, вот мой чемодан, я здесь живу». Главное – не начать жаловаться, как это бывает у некоторых артистов: «Это не то и это не так, и вот здесь могло бы быть получше». Я просто смотрю на факты: это мой тур и я сам составляю свой график. У меня есть своя команда в России, Украине, Бельгии, Швеции, Норвегии, но я всегда сам решаю, что я хочу: быть на корпоративе или на благотворительном концерте. Я делаю свой выбор и поэтому никогда не жалуюсь, ведь все это сделал я сам.

Что касается дома, у меня есть своя квартира в Осло. Может быть, раз в два месяца я там бываю. Раньше мне было обидно, что я купил такую дорогую квартиру и совсем там не живу. На самом деле, это не важно: раз в месяц или раз в год. Там я чувствую себя свободным, смотрю фильмы, играю в игры. Недвижимость постоянно растет в цене, так что продавать ее я не буду.

Арина: У тебя бывает так, что, выходя на сцену, ты не можешь вспомнить, в каком городе находишься?

Александр: Такого со мной не случается. Если я ничего не знаю про город, в который еду, то я специально читаю про него. Могу сказать пару фраз на языке страны, в которой выступаю. Особенно приятно, когда это происходит в России. Здесь я по-прежнему чувствую себя иностранцем, но, надеюсь, однажды это изменится.

Арина: При таком графике, когда дома получается бывать в лучшем случае раз в месяц, остается ли время на увлечения, хобби?

Александр: В свободное время я строю из конструктора «Лего». Вообще-то считается, что эта игрушка для детей. Но! Он не только развивает мелкую моторику, в этом процессе заложена определенная философия – все большое начинается с чего-то малого. Если есть терпение, желание потратить на это время, тогда все получится и будет нужный результат. Очень красиво. В жизни все так же.

ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В МЕРУ

Арина: Деятельность артиста всегда связана с публичностью. И зачастую эта публичность приводит к тому, что в твою жизнь вмешиваются совершенно посторонние и не всегда адекватные люди. Твоя новая песня «Достала» как раз об этом, причем основана она на реальных событиях. Ты не думал нанять охрану или обратиться за помощью к специалистам, чтобы как-то оградить себя от ненужных вмешательств?

Александр: Да, новая песня не про любовь, она про девушку, которая преследует меня уже три года. Что касается специалистов, то для меня основные специалисты – мои фанаты. Самое главное – говорить с ними на одном языке. Моя публика – самая лучшая в мире. Они знают каждый мой шаг и готовы помогать, если потребуется. А эта девушка… она очень повлияла на мою жизнь. Я по-разному пытался действовать: пробовал вообще не отвечать на ее звонки или, наоборот, разговаривать. Не помогло. Она звонит мне 70 раз в день. По-настоящему достало, когда она начала стоять возле дома моих родителей. Как-то мама звонит мне и говорит: «О, здесь такая милая девушка с плюшевым мишкой!» Это уже перебор! Моя новая песня как раз об этом – о тех, кто беспардонно вторгается в нашу жизнь.  

Арина: Надеюсь, поклонники не всегда именно так проявляют свою симпатию. Наверное, бывают и приятные сюрпризы?

Александр: Не хочу, чтобы люди думали, что мне не нравится внимание. Даже когда девушка находит мой номер, мне это приятно, но во всем нужна мера. Те, кто хочет оставить о себе хорошее впечатление, делают мне комплименты, дарят подарки. Да, иногда девушки приходят к моей квартире – пообщаться, обсудить новые песни, но они не стоят там по две недели. Как парню, мне такое внимание очень приятно.

ГЛАВНОЕ, ЧТО ЕСТЬ МУЗЫКА

Арина: Саша, у твоей страницы на Facebook впечатляющее количество подписчиков, далеко не все западные знаменитости могут таким похвастать. Ты сам там что-нибудь пишешь?

Александр: Недавно количество моих подписчиков на Facebook достигло пятисот тысяч! Комментарии я читаю, если сам сделал какой-то пост. Особенно, если опубликован новый клип, – я каждый вечер сажусь и минут десять читаю отзывы. А вот личной странички, оторванной от моей профессиональной деятельности, у меня нет, потому что я не люблю виртуальное общение. Я в этом плане немного старомодный: если скучаю по другу, а возможности встретиться нет, то лучше свяжусь с ним по телефону. Это куда приятнее болтовни в Интернете и при этом все-таки более лично, чем чаты, форумы и комментарии.

Арина: В тех же социальных сетях можно без проблем найти любую песню, любой клип. Как ты относишься к распространению своего творчества в Интернете?

Александр: Я никогда не делал бизнес на продаже альбомов. За три года я выпустил пять альбомов: два международных и три «локальных» – на русском, шведском и норвежском языках. Деньги я зарабатываю на другом: на концертах и различных проектах. Например, сейчас я езжу по разным музыкальным школам и занимаюсь там с детьми в течение трех-четырех дней, после чего мы с учениками устраиваем совместный большой концерт. Нельзя сказать, что у меня там огромные гонорары, но это мой проект и мне нравится это делать. Большие гонорары – на фестивалях, корпоративах. Продажа альбома для меня не очень важна, а распространение – важно: ну и что, что люди скачивают пиратские записи, зато у них есть моя музыка.

ИНТЕРЕСНЕЕ «ЕВРОВИДЕНИЯ»

Арина: Ты сказал о семинарах в музыкальных школах, я видела фотографии с некоторых из них: у детей такие восхищенные взгляды. У тебя самого кто-то вызывает подобную реакцию?

Александр: Я помню, меня очень вдохновил Киркоров. Я не собирался работать в России, считал себя «очень нерусским», не знал языка и думал, что пару месяцев я буду здесь известен, а потом меня все забудут. Когда я познакомился с Филиппом Киркоровым, он убедил меня, что у меня есть будущее в России. Пожалуй, я с таким же энтузиазмом его слушал, с каким эти дети слушают меня. Что касается кумиров, мои кумиры, увы, уже умерли – это Майкл Джексон, Джин Келли. Мне кажется, что для детей как раз самое главное иметь таких вот кумиров, образец для подражания. И я понимаю, что для кого-то таким могу быть я.

Арина: Песня в твоем исполнении звучала в фильме «Черная молния». Не было желания продолжить сотрудничество с киноиндустрией?

Александр: Большой успех был у мультфильма «Как приручить твоего дракона». В Норвегии я озвучивал в нем главную роль, и мне предложили озвучить ее и в России. Я сказал, что не могу разговаривать по-русски так же, как по-норвежски, но меня убедили попробовать. За полнедели мы записали пять фраз, на этом все и закончилось. А вообще я всегда говорил, что родился в неправильном веке. Мне очень нравятся советские фильмы и музыка из них. Мое самое любимое телевизионное шоу, в котором я участвовал, – юбилей Александры Пахмутовой. Я пел с оркестром, она аккомпанировала и так улыбалась! Это был самый теплый эфир в моей жизни, в десять раз интереснее «Евровидения».

Арина: Скоро Новый год, и все ждут от этого праздника какого-то волшебства. Два твоих хита с «говорящими» названиями «Fairytale» («Сказка». — Прим. ред.) и «Я не верю в чудеса» просто вынуждают спросить: веришь ли ты в сказки и чудеса на самом деле?

Александр: Я хочу верить. Самой большой сказкой для меня сейчас было бы, если бы та девушка, донимающая меня, больше мне не звонила. А еще, чтобы моя новая песня стала самой-самой в России.

Беседовала: Арина Едемская

Автор
Рыбак Александр