Колонка

Зачем тебе это нужно

 

ПРАВИЛА ИСКЛЮЧЕНИЯ

Два основных вопроса к каждой такой транзакции – ее целесообразность и оценка актива. Успех или провал зависят от того, насколько менеджеры компании смогут убедить рынок в необходимости приобретения и в том, что заплаченная ими цена меньше, чем будущая выгода.

Как и родители, наблюдающие растущую гору хлама в детской комнате, акционеры склонны скептически относиться к предложениям менеджеров компаний-продавцов. В большинстве случаев сразу вслед за новостями о сделке цена акций компаний-покупателей падает. Это закономерно – многолетние наблюдения показывают, что большинство сделок M&A являются провальными для компаний-покупателей. Доходность акций компаний, которые осуществили крупные приобретения, в среднем значительно уступает бумагам сопоставимых предприятий. По данным, приведенным исследователями Коллером и Гедхардом в 2005 году, средняя годовая доходность акций компаний-покупателей спустя три года после сделки составляла 4%, при этом бумаги 60% таких компаний отставали от бумаг конкурентов.

Цель усилий менеджеров на направлении IR в ходе сделки – убедить рынок в том, что их конкретный случай является исключением, а не правилом. Для этого очень важно подбирать подходящие аргументы в пользу целесообразности сделки. Наиболее понятный инвесторам аргумент – создание синергии между двумя бизнесами. При этом менеджмент должен четко объяснить, за счет чего синергия должна возникнуть – к примеру, путем устранения дублирующих друг друга административных функций или благодаря увеличению выручки посредством кросс-продаж.
Традиционно большие шансы на одобрение инвесторов имеют вертикальные сделки, в которых компания снижает зависимость от поставщиков или дистрибьюторов. В любом случае, чем больше деталей о будущей структуре бизнеса сможет раскрыть менеджмент, тем убедительнее будут аргументы о возможности синергии.

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. ДЛЯ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ

Среди других доводов в пользу сделок M&A, которые инвесторы, как правило, находят убедительными, – доступ к технологиям и ресурсам. Речь может идти как о патентах на технологии, которые слишком долго и дорого развивать внутри компании, так и о лицензиях на разработку месторождений полезных ископаемых. Кроме того, акционеры склонны отнестись с пониманием к сделкам, дающим компании доступ к зарубежным рынкам или несущим в себе налоговые выгоды.

В то же время существует ряд аргументов, часто приводимых менеджментом в пользу сделок, которые инвесторы воспринимают с большим скептицизмом. Компании нередко объясняют возможность приобретения крупных активов в других индустриях необходимостью диверсификации бизнеса. С точки зрения IR, в большинстве случаев это проигрышное сообщение, так как подобные сделки не имеют смысла для большинства портфельных инвесторов. Им гораздо дешевле и проще добиться диверсификации, инвестируя свои средства напрямую в компании из разных индустрий, и они не заинтересованы в дорогом и сложном процессе по диверсификации бизнеса какой-то одной компании. Практика показывает, что конгломераты, возникающие в результате таких слияний, в большинстве случаев торгуются со скидкой по сравнению с тем, сколько стоили в совокупности две отдельные компании. Это означает, что подобные сделки обычно разрушают акционерную стоимость, и убедить инвесторов в обратном чрезвычайно сложно.

 

 

Еще одна частая ошибка при коммуникациях с инвесторами по поводу приобретения компаний – чрезмерный акцент на увеличении размера объединенной компании. Размер имеет значение прежде всего для самих топ-менеджеров. Их компенсация и вес в обществе растут вместе с размером компании, и это создает мотивацию за-ключать сделки M&A, даже если в процессе разрушается акционерная стоимость. В коммуникациях с инвесторами стоит делать акцент на ожидаемой чистой прибыли, а не на размере выручки, – тогда у акционеров будет меньше поводов заподозрить топ-менеджеров в строительстве личных империй за их счет.

НЕ ПРОТИВОРЕЧЬТЕ СЕБЕ!

Даже если компании-покупателю удалось убедить акционеров в целесообразности сделки, это лишь половина успеха. Второй важный вопрос – безусловно, цена. Как правило, обе стороны пытаются убедить публику в том, что в сделке нет проигравших, есть только победители. Хотя от транзакции действительно могут выиграть обе стороны, каждая из них в ходе переговоров о цене стремится захватить как можно большую долю предполагаемой добавленной стоимости от комбинации компаний. В этом процессе в глазах рынка почти всегда есть победитель и проигравший. Здесь на IR-направлении помогут четкое обоснование цены и акцент на тех параметрах сделки, которые сумеют оправдать стоимость в глазах инвесторов.

В техническом плане очень важна последовательность и связность сообщений, исходящих от менеджеров компании-покупателя в отношении готовящейся сделки. К примеру, невозможно говорить разные вещи инвесторам и собственным сотрудникам – противоречия в логике менеджмента моментально всплывут на поверхность и похоронят сделку в глазах рынка.

Очень важно, чтобы компания была готова к шквалу вопросов со стороны инвесторов, которые последуют за объявлением о сделке. Ответы должны быть заранее сформулированы внутренней IR-службой или консультантами и отрепетированы с менеджерами. Число людей внутри компании, которым разрешено говорить о сделке с внешними аудиториями, должно быть строго ограничено теми менеджерами, которые прошли предварительную подготовку. Кроме того, значительную часть материалов стоит заранее подготовить для размещения на IR-разделе сайта. «Накачав» сайт информацией, IR-подразделение сможет избежать половины звонков инвесторов как раз в период своей максимальной загруженности вслед за объявлением о сделке.

Хотя менеджменту стоит как можно точнее описывать планы компании по интеграции нового актива, расплывчатость в отношении срока завершения сделки может оказаться весьма полезной. Сделки имеют свойство затягиваться, поэтому вместо того, чтобы обозначать крайний срок точной датой, лучше аккуратно сообщить инвесторам о предполагаемом полугодии завершения транзакции.

9 долларов вместо 37

Facebook при приобретении Instagram в своих коммуникациях c инвесторами фокусировал внимание на темпах развития фотосервиса и на том, что большая часть стоимости будет выплачена акциями, в то время как СМИ смаковали сумму сделки в 1 миллиард долларов. Акцент на параметры сделки оказался совершенно оправданным. Число пользователей Instagram, по данным FT, выросло с 27 миллионов в марте 2012 года до 80 миллионов на конец июля, а размер сделки за это время снизился до 747 миллионов долларов из-за падения в цене акций Facebook. Спустя всего пять месяцев после объявления о сделке и еще до ее завершения выяснилось, что Facebook заплатит примерно 9 долларов за каждого пользователя Instagram, а не 37, как подсчитывали СМИ в марте.

Автор
Уржумцев Андрей EmCo