Безопасность

Иностранный консультант: где заканчивается партнер и начинается шпион?

 

ЛОЖНЫЕ ИНВЕСТОРЫ И ИХ «ИНСТРУМЕНТАРИЙ»

Российская Федерация, будучи самым крупным государством в мире, которое при этом обладает богатейшими природными, земельными, промышленными и финансовыми ресурсами, а также наследием советского периода в виде крупнейшего в мире источника перспективных технологий, знаний и научных разработок, – один из самых привлекательных объектов для иностранных инвесторов и консалтинговых структур. Многочисленные иностранные специалисты в области консалтинга уже не одно десятилетие присутствуют на российском рынке, параллельно при этом взаимодействуя со своими национальными спецслужбами и правоохранительными органами. Цель подобных компаний проста – собрать и проанализировать экономическую, политическую и другую значимую информацию, чтобы обеспечить интересы национального капитала собственного государства на территории других стран.

Но не следует сводить сотрудничество с иностранными компаниями исключительно к негативным последствиям. Для стабильного экономического развития России подобное взаимодействие в условиях рыночной экономики необходимо. Однако нужно разделять понятия «ложный инвестор» и «стратегический партнер». Их принципиальное отличие заключается в том, что первые окупают свои инвестиции в краткосрочной и среднесрочной перспективе за счет убытков, причиненных иностранному государству, бизнесу и обществу, в том числе путем совершения экономических преступлений. Вторые же окупают инвестиции в долгосрочной перспективе – исключительно за счет прибыли от взаимовыгодного использования ресурсов.

В роли «инструментов» для таких негативных для России инвестиций зачастую выступают граждане нашей страны, которые используются в качестве подставных лиц. Делается это с целью установления контроля над российскими активами, получения доступа к средствам государственного бюджета, пенсионного фонда, к активам госкорпораций. Интересы таких, по сути, шпионских групп, сформированных преимущественно из российских граждан, представляют исключительно иностранные консалтинговые компании. Подобные фирмы не только лоббируют интересы заказчиков, но и осуществляют функции по контролю и надзору за российским капиталом в интересах иностранных государств.

ТАЙНА БЕЗ СЕМИ ПЕЧАТЕЙ

Несколько лет назад поднимать вопрос о целесообразности лоббирования интересов российского консалтингового бизнеса было нецелесообразно – у российских компаний фактически отсутствовалинеобходимые знания и опыт. Сегодня же на рынке консалтинговых услуг уже имеются российские компании с более чем десятилетним опытом работы, однако при этом государственный контроль над результатами оценки и аудита в России практически не осуществляется. Функции по контролю деятельности аудиторов и оценщиков в связи с отменой государственного лицензирования переданы в саморегулируемые организации (СРО). Иными словами, условия для здоровой конкурентной среды в указанных направлениях сферы консалтинговых услуг на сегодня не созданы.

Фактически полностью под контролем иностранного капитала находятся новые для нашего государства направления консалтинговых услуг – это работы попроведению оценки и по проведению аудита по международным стандартам, а также деятельность по сопровождению процедур банкротства (арбитражное управление).

Помимо этого, иностранные компании осуществляют значительный объем работ в сфере консалтинга, который связан с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Так, иностранные консультанты проводят аудит финансово-хозяйственной деятельности и оценку стоимости активов (акций, ценных бумаг, недвижимости, земельных участков, нематериальных активов) предприятий оборонно-промышленного комплекса и других стратегических отраслей российской экономики.

Результат деятельности иностранных консультантов или созданных ими «де-юре» российских консалтинговых компаний – это сбор и анализ необходимой иностранному капиталу информации, в том числе составляющей государственную тайну.
Все это говорит о том, что контроль над соблюдением участниками рынка консалтинговых услуг законодательства о государственной тайне в нашей стране также фактически отсутствует. Практически все иностранные консультанты имеют официальные лицензии ФСБ России на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну нашей страны.

Сложно себе представить обратную ситуацию: чтобы российская аудитор-ская компания могла получить допуск на работу с такими сведениями, например, в США или в Германии. В России же наличие подобного допуска у иностранных консультантов никого не удивляет.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ПАНАЦЕЯ

Последствия экономических преступлений, которые были совершены посредством вмешательства иностранного капитала, трудно переоценить. Здесь мы имеем дело с ликвидацией крупных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса, масштабными сокращениями рабочих мест и, как следствие, с ростом количества общеуголовных преступлений, ухудшением демографической ситуации, политической нестабильностью и экономической стагнацией.

Созданная задолго до внедрения рыночной экономики система обеспечения государственной тайны на российских предприятиях значительно устарела и не отвечает современным реалиям.

При этом следует отметить, что в современных условиях создание системы защиты государственной тайны и другой конфиденциальной информации фактически не представляется возможным. Создать фундамент для зарождения системы обеспечения государственной тайны и защиты инвестиций в российской экономике поможет формирование надежной среды из числа национально ориентированных профессиональных сообществ (оценщиков, аудиторов, арбитражных управляющих и других консультантов). Эти сообщества будут являться так называемым буфером и одновременно эффективным инструментом в руках российских правоохранительных органов.

Клиенты

Иностранные компании получали многочисленные заказы на проведение аудита и оценки крупных предприятий. Среди них: предприятия, входящие в структуру Министерства обороны Российской Федерации, Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли, а также входящие в состав «Объединенной авиастроительной корпорации», «Объединенной судостроительной корпорации», госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии» и многих других.

Автор
Кузнецов Глеб Центр финансовых расследований