Методика

Рождение новой бизнес-звезды: что, где, как

 

КАК РАЗВИТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСИЙ ГЕН

Споры по поводу того, можно ли научить предпринимательству, ведутся давно. Многие считают, что необходимая для этого предприимчивость – качество врожденное, оно либо есть, либо его нет, и что наличия фундаментальных знаний достаточно для проявления предпринимательских способностей. Так, многим изобретателям удавалось на базе технологических учреждений доводить свои разработки до этапа коммерциализации и получения успешного продукта без какого-либо бизнес-образования. Иные индивидуумы полагают, что и фундаментальные знания не столь важны, не говоря уже о бизнес-образовании. Гораздо более существенным фактором они считают психологический склад личности, которая проявит себя в любом случае, независимо от наличия или отсутствия образования вообще.

Подобные точки зрения имеют право на существование. Однако однозначно считать, что научить предпринимательству невозможно, это все равно, что быть сторонником генетического детерминизма и верить в то, что развитие индивидуума находится только под генетическим контролем. Предпринимательству можно научиться! И для того, чтобы человек смог выявить в себе необходимые способности и развить их, ему необходима наставническая помощь более опытных бизнесменов – членов сообщества.

Хорошим примером специализации на обучении предпринимательству является Московская школа управления СКОЛКОВО, куда съезжаются лучшие преподаватели со всего мира, для того чтобы стать катализаторами процесса по активизации предпринимательского гена у студентов.

Ориентация на предпринимательство в бизнес-образовании подразумевает не только передачу фундаментальных знаний, но и погружение в среду, где ощущается всесторонняя поддержка участников сообщества и идет усвоение решений, приемов, формирование навыков и форм поведения. Партнеры бизнес-школы получают не только фундаментальные знания, но и опыт их применения в рамках стартап-модулей, модулей бизнес-планирования, модулей предпринимательства. Нельзя сделать предпринимателя из ничего, однако помочь проявить предпринимательский ген, сформировать предпринимательский дух и выработать навыки постановки и достижения целей вполне реально. На выходе предпринимательство становится для вчерашних студентов не только «навыком», но и «духом». Когда дело касается реализации идеи, то очень важным моментом является не только умение правильно, «по науке», спланировать ее реализацию, но и действительное внутреннее отношение к самой идее, тот предпринимательский дух, который движет человеком.

БИЗНЕС-ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ

Хорошим показателем дальнейшей успешной деятельности предпринимателя (на что смотрят участники рынка и инвесторы, принимая свои решения) выступает его непреодолимое желание добиться реализации идеи во что бы то ни стало, страсть, с которой он к ней относится, его личная заинтересованность в ее реализации, его отождествление себя с идеей на ближайшие годы, способность увлечь проектом других людей, ну и, конечно, то, что идея этого проекта находится в области компетенций предпринимателя. Последний момент наиболее показателен, хотя большинство предпринимателей его игнорируют. В случае отсутствия необходимых компетенций у предпринимателя оно должно быть компенсировано наличием таковых у членов команды, но никак не может быть заменено компетенциями наемного персонала.

Очень много инновационных идей, разработок и даже продуктов не находят своего применения только из-за того, что их автор не может правильно донести смысл и ценность этих идей как до потенциальных членов команды, так и до инвесторов. С другой стороны, на венчурном рынке сегодня достаточно людей, особенно с бизнес-образованием, которые могут отлично презентовать идею и даже изобразить страстную заинтересованность в ее реализации, однако профессиональный инвестор всегда отделит зерна от плевел. Искусно выполненная презентация – это обязательный, но недостаточный фактор. Очень часто у предпринимателей, получивших степень МВА, можно встретить не только профессиональные презентации, но и законченные бизнес-планы, хотя бизнес-план в его классическом понимании может быть только у таких проектов, которые были уже множество раз реализованы. Классический бизнес-план должен включать в себя такие элементы, как анализ рынка, продукт, план производства, источники и объем требуемых средств, детальный финансовый план. И желательно, чтобы все это было на три года вперед. То есть все элементы, которые имеются у стандартных проектов, можно легко просчитать, потому что есть реальный рынок, доступна аналитика и можно даже купить бизнес-план, чтобы получить под него финансирование от банков; все более или менее определено, есть множество успешных примеров и риск финансовой организации минимален.

У стартапов же в инновационной и высокотехнологичной сферах очень сложно детально проработать все элементы бизнес-плана. Поэтому презентацию проекта с инновационной идеей, проблемой на рынке, решением этой проблемы, возможностями рынка, конкурентными преимуществами, бизнес-моделью, описанием команды, финансовыми возможностями для инвесторов и требуемой суммой инвестиций можно рассматривать только как попытку объяснить участникам, о чем идет речь, но не более того. Детальная разработка всех вопросов всегда приветствуется, однако всем понятно, что в процессе реализации проекта все пойдет совершенно по-другому. Поскольку на данном рынке все (ангелы, фонды посевных и ранних инвестиций, венчурные фонды) инвестируют, по сути дела, в мечту, что-то просчитать точно – невозможно. Старейший венчурный фонд Venrock на рынке Кремниевой долины и Бостона, проведя серьезную работу по анализу всех своих многолетних инвестиций, пришел к выводу, что только 4 из 150 проинвестированных им компаний развивались согласно первоначальному бизнес-плану. Поэтому принцип «выбирай предпринимателя и его команду, а не план» является неотъемлемой частью инвестиционной стратегии в отношении стартапов. Команда должна излучать предпринимательский дух, идея или разработка должны как минимум в десять раз улучшать существующие аналоги, а рынок в потенциале должен быть не менее миллиарда долларов. И даже в случае соблюдения данных критериев риски для инвесторов очень велики. Именно поэтому деньги на данном рынке для предпринимателя самые дорогие. В интересах предпринимателя – не брать деньги так долго, насколько это возможно. Чем раньше это сделать, тем дороже эти деньги будут стоить. Но это в том случае, если есть выбор. Если отсутствие средств мешает двигаться дальше, то вопрос – брать или не брать – не стоит. Однако даже в этом случае не нужно брать больше, чем нужно, так как на следующем этапе деньги, скорее всего, будут дешевле.

 

ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ НА СВОИ ПРОЕКТЫ

Есть большое количество прекрасных идей, но сами по себе идеи – ничто. Идеи нужно реализовывать, а для реализации нужны деньги. Получить их – отдельная задача для предпринимателя. Наличие в экосистеме институциональных и индивидуальных инвесторов, а также членов сообщества, способных поддержать такие начинания на стадии идеи, – важный фактор, способствующий реализации предпринимательских инициатив. И здесь основной проблемой, как правило, является большое количество профессиональных презентаций, питчей и даже бизнес-планов, которые не превращаются во что-то реальное из-за того, что в них нет предпринимательского духа, отсутствие которого пугает инвесторов. Очень часто на вопрос «Как вы планируете это сделать?» инвесторы слышат в ответ: «Мы получим деньги, наймем программистов, и они нам все сделают». Такой подход к делу не работает! За исключением случаев, когда это делает серийный предприниматель, за плечами которого – успешно реализованные бизнес-проекты и сформированные команды.

Наличие личного вклада предпринимателя – времени, а лучше и финансов, его способность увлечь идеей технических специалистов, разработчиков, которые, страстно веря в идею, реализуют ее доступными способами до уровня прототипа (независимо от факта получения или неполучения средств), является для инвесторов серьезным подтверждением предпринимательского духа и веры в идею самих основателей, а в совокупности с пониманием процесса будущей реализации в виде бизнес-плана делает такое МВА-предпринимательство успешной моделью. Такая модель имеет место на рынке и подтверждена множеством успешно реализованных стартапов среди выпускников бизнес-школ.

ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СТРАСТЬ, ПОМНОЖЕННАЯ НА ВОЗМОЖНОСТИ

От МВА-предпринимательства, замечательные примеры которого существуют в лице всемирно известных создателей Microsoft (Билл Гейтс), Amazon (Джеффери Бэзос), Dell (Майкл Делл), ebay (Мэг Уайтман), но споры о котором всегда останутся и будут будоражить умы сторонников академического и практического подхода, психологического, социального и генетического детерминизма, можно перейти к рассмотрению предпринимательства творческого. В большинстве случаев инвесторы и участники рынка обращают внимание на то, что есть и уже сделано предпринимателем. Если есть прототип (еще лучше продукт) или технология, то коммерциализировать ее вам всегда помогут.

В данный момент существуют стартап-академии, акселераторы, катализаторы, просто «умные деньги», которые помогут оценить рынок продукта, определить целевой сегмент, сделать профиль клиента, TAM, persona, value proposition, DMU, DMP, бизнес-модель, ценообразование, LTVOAC, sales map process, COCA, product plan – все то, что будет меняться ежедневно, по мере развития стартапа. Так, наличие технологии, прототипа или идеи, подкрепленной компетенциями в выбранной области, может стать для «творцов» серьезным поводом пройти Стартап Академию СКОЛКОВО – программу, включающую в себя как сильный образовательный модуль, так и лучшие практики бизнес-акселераторов, плотную программу занятий, нетворкинг в Кремниевой долине, доработку продукта группой менторов, охватывающей широкий диапазон индустрий. Проекты на более поздней стадии могут стать резидентами Предпринимательского центра СКОЛКОВО, где они будут доработаны и выведены на рынок, а также получат программу акселерации и доступ к инвестициям Клуба инвесторов, Посевного фонда, то есть всестороннюю поддержку многих инструментов предпринимательского сообщества СКОЛКОВО и доступ к экосистеме, способствующей реализации таких предпринимательских инициатив.

Творческое предпринимательство обусловлено страстным желанием «творца», будущего основателя стартапа, что-то сделать – начиная от улучшения существующих вещей и заканчивая попыткой изменить мир, реализовав свою идею или разработку. Яркими примерами творческого предпринимательства являются Apple (Стив Джобс), Instagram  (Кевин Систром) и Google (Лари Пейдж). Такие «творцы» видят возможности.

Обычно мы узнаем об уже реализованных проектах и не представляем, сколько инициатив так и не находят своего клиента, оставляя у предпринимателей четкое ощущение того, что их идея или не была услышана, или не была реализована из-за отсутствия начального финансирования. Функция программ акселерации заключается в определении возможностей и путей коммерциализации идеи или разработки за максимально короткий срок. При этом новые возможности может нести как идея, учитывающая потребности и нерешенные проблемы рынка, так и разработка / технология, потребность которой пока непонятна и ее нужно помочь определить. В данном случае личное отношение к идее или разработке, в отличие от МВА-предпринимательства, отходит на второй план. Здесь прежде всего необходимо провести ее через бизнес-фильтр и определить, насколько она лучше текущих предложений на рынке, есть ли потенциальные покупатели и насколько они платежеспособны, насколько разработка может быть защищена и востребована в долгосрочной перспективе, как ее можно в дальнейшем масштабировать и монетизировать, насколько проект может быть интересен инвесторам в плане потенциальных выходов и фиксации прибыли. Множество примеров разработок, которые нашли своих клиентов лишь спустя десятилетия, подтверждают, что, конечно, нельзя забывать о том, что для всего нужно правильное место и правильное время. Способность набрать нужную команду в проект и получить необходимых партнеров – значимые моменты, легко реализуемые при условии наличия хорошо выстроенной системы. В этом смысле преимущество предпринимательского сообщества СКОЛКОВО состоит в том, что оно формирует особую среду на основе сложившейся инфраструктуры. Эта инфраструктура позволяет успешно реализовывать всесторонние предпринимательские инициативы, находясь в непосредственном доступе к рынкам, клиентам, исследовательским и образовательным продуктам бизнес-школы. Выступая модератором коммуникации между стейкхолдерами предпринимательской деятельности, предпринимательское сообщество СКОЛКОВО объединяет людей и компании, которые способны не только реализовывать себя, но и менять мир к лучшему.

Лидер на рынке инвестиций

Venrock – ведущая компания на рынке венчурного капитала с офисами в Пало-Альто, Нью-Йорке и Кембридже. Основанная как средство для венчурного инвестирования семьи Рокфеллеров Venrock за последние 40 лет вложила 2,5 миллиарда долларов в 442 компании, 124 из которых вышли на IPO.

Venrock делает акцент на инвестирование в технологическую сферу, здравоохранение, энергетику.

Среди портфельных компаний – Adify, Adnexus Therapeutics, Apple Computer, Athenahealth, Centocor, Check Point Software, DoubleClick, Gilead Sciences, Idec Pharmaceuticals, Illumina, Intel, Millennium Pharmaceuticals, Sirna Therapeutics, StrataCom и Vontu.





































































































































































Автор
Полехин Виталий Клуб инвесторов СКОЛКОВО, VENTURE ANGELS