Тема

За свои «продукты» каждый отвечает сам

 

Ольга Девицкая: В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, которая предусмотрена Федеральным законом «О бухгалтерском учете», то есть составленная по российским правилам. Как тогда расценивать выражение мнения об отчетности, которая составлена по Международным стандартам финансовой отчетности? Ведь, исходя из буквального прочтения закона об аудиторской деятельности, это не является аудитом?

Леонид Шнейдман: Нет, начиная с 2013 года проверка консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, в целях выражения мнения о ее достоверности является аудитом в смысле названного вами федерального закона. Это следует из того, что по закону предмет аудита – это не только бухгалтерская отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете», но и аналогичная по составу отчетность, которая предусмотрена иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, установлена Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности», равно как и проведение ее обязательного аудита.

Ольга: Кто может подписывать аудиторское заключение по отчетности, составленной по МСФО?

Леонид: Порядок подписания аудиторских заключений установлен соответствующим федеральным стандартом аудиторской деятельности. Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», с 1 января 2011 года в проведении обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, вправе участвовать лишь те аудиторы, которые получили так называемый единый квалификационный аттестат. При этом подписание аудиторского заключения является частью аудита.

Ольга: Планируется ли в перспективе ввести обязанность для аудиторов и аудиторских организаций, которые проводят аудит отчетности, составленной по МСФО, иметь не только аттестат аудитора «нового образца», но и международные сертификаты, подтверждающие квалификацию, например АССА?

Леонид: У Минфина России таких планов нет.

Ольга: С 2013 года вводится в действие новый закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. При этом аудиторское заключение исключено из состава бухгалтерской отчетности. С чем это связано?

Леонид: В новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете» исправлена ошибка, которая была допущена при принятии предыдущей редакции. Аудиторское заключение не может быть частью бухгалтерской отчетности организации. Оно сопровождает отчетность, публикуется вместе с ней, предоставляется пользователям вместе с ней, но никак не является частью отчетности. Бухгалтерская отчетность – «продукт» самой организации; за нее, за ее достоверность отвечает руководство организации. Аудиторское заключение – «продукт» аудитора, который является внешним лицом по отношению к организации. Аудитор не несет ответственность за бухгалтерскую отчетность организации, он отвечает за свое мнение о достоверности отчетности, высказанное в аудиторском заключении.

Ольга: С 2013 года обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности будет сдаваться в органы государственной статистики. Кто будет осуществлять контроль над бухгалтерской отчетностью, кроме аудиторов и аудиторских организаций?

Леонид: Предоставление обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности для формирования соответствующего информационного фонда и контроль этой отчетности – разные процессы. Обязательный экземпляр введен с целью обеспечения реализации права на информацию. Формирование и ведение информационного фонда бухгалтерской отчетности позволит любому заинтересованному лицу с наименьшими затратами получить финансовые сведения о его контрагенте, которые необходимы для принятия экономических решений.

Ольга: Как Вы оцениваете перспективы принятия поправки в КоАП, которая предлагает установить административную ответственность за уклонение от обязательного проведения аудита в виде штрафа в размере 700 тысяч рублей?

Леонид: Коль скоро существует обязанность организаций проводить аудит бухгалтерской отчетности, законодательство должно устанавливать ответственность за неисполнение этой обязанности. Однако, по нашему мнению, вопрос должен стоять шире: необходима система ответственности организаций за достоверность бухгалтерской отчетности.

В чем проблемы и как их решить

С апреля по август 2012 года по инициативе Министерства финансов Российской Федерации была проведена международная оценка инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации. Оценка осуществлялась по методике, которая разработана ЮНКТАД и рекомендована к использованию Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН.

Целью оценки было выявление проблемных областей и определение дальнейших действий по совершенствованию системы корпоративной отчетности в стране. Оцениванию подверглись все элементы инфраструктуры подготовки финансовой и нефинансовой корпоративной отчетности. В проведении оценки участвовали представители 14 государственных и негосударственных органов и организаций, имеющих непосредственное отношение к регулированию, подготовке и надзору за корпоративной отчетностью. Среди них: Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Центральный банк РФ, Фонд «Национальный совет по финансовой отчетности», некоммерческие партнерства «Аудиторская палата России», «Московская аудиторская палата», «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия», аудиторско-консультационные фирмы «КПМГ», PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Оценку координировал независимый эксперт, избранный ЮНКТАД, – аудиторская организация «ФБК».

Проведенная оценка дала следующие количественные показатели, по которым можно судить об инфраструктуре корпоративной отчетности в России:

  • 71% — оценка нормативно-правовой базы;
  • 68% — показатель оценки институтоциональных основ подготовки корпоративной отчетности;
  • 79% — оценка кадрового обеспечения процессов, связанных с корпоративной отчетностью.

 

Беседовала: Девицкая Ольга.

Автор
Шнейдман Леонид