Тема

Перспективы аудита как бизнеса

 

АУДИТ VS КОНСАЛТИНГ

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт», за 2011 год общая выручка участников рейтинга, в который вошли крупнейшие консультанты, составила 70,7 млрд рублей. По сравнению с 2010 годом рост выручки в 2011-м составил 14%. При этом наибольшими темпами – на 16% за год – рос спрос на сопутствующие аудиту услуги. В 2011 году только 43% от выручки аудиторско-консалтинговых групп составила выручка от проведения собственно аудита. В том числе четверть – от аудита финансовых институтов. 20% выручки пришлось на налоговый и юридический консалтинг, 12% – на финансовый консалтинг, 13% – на оценочные услуги.

Таким образом, аудит как таковой уже не является основным бизнесом в аудиторско-консалтинговом бизнесе. Это объективная картина, так как рентабельность аудита снижается, а консалтинга – растет. Все больше выделяется ориентированность компаний, пользующихся услугами аудиторов, на покупку индивидуального консалтингового продукта. При этом аудит все чаще рассматривается в качестве формального продукта, который нужен среднему бизнесу в первую очередь для привлечения банковского кредитования, а крупному – для создания и поддержки имиджа бренда. Поэтому крупный публичный бизнес пользуется в основном услугами более крупных, а самое главное – широко известных аудиторских компаний, а средний (до момента получения доступа к публичным заимствованиям) не имеет необходимости переплачивать за бренд и пользуется услугами средних и небольших аудиторских компаний.

ПОВЫСИТЬ ЦЕННОСТЬ — УЛУЧШИТЬ СИТУАЦИЮ

Так каков же нынче рынок аудиторских услуг? С одной стороны, увеличение требований к проведению обязательного аудита привело к сокращению рынка. С другой стороны, в сокращенной доле рынка наблюдалось значительное количество аудиторских услуг по демпинговым ценам. В связи с этим, не имея объективных цифр, нельзя говорить о существенном сокращении рынка, тем более что, по данным рейтингового агентства «Эксперт», в 2011 году рынок аудиторских услуг не только не сжался, но и имел небольшой рост.

Однако, учитывая то, что доходность консалтингового бизнеса выше, чем аудита, можно с уверенностью сказать, что классический аудит как бизнес не имеет реальных перспектив развития. Единственной возможностью для повышения востребованности аудита является повышение его ценности для конечных потребителей и сокращение факторов, дискредитирующих аудит. Основной фактор, дискредитирующий аудит, – демпинг и отсутствие сформировавшейся профессиональной среды. Реальные механизмы борьбы с демпингом могут быть выработаны только в случае наличия сформировавшейся профессиональной среды, отличной от той среды, которая будет ориентирована на аудит, как, в первую очередь, на торговлю услугами. Общественная значимость профессии должна выйти на первый план, повысив самосознание аудиторов и их статус. Считаю существующий переток квалифицированных кадров в сферу ведения учета и во внутренний аудит объективным, но ослабляющим профессиональную среду фактором. Вероятно, должен быть найден баланс между существующим и необходимым рынку количеством аудиторов.

Развитие саморегулируемых организаций также должно пройти определенную границу, после которой в СРО будут объединяться не потому, что это предписано законом, а потому, что это будет реально необходимо их членам для полноценного (с точки зрения профессии) осуществления деятельности. СРО должны стать значимыми организациями с прозрачными требованиями к деятельности, в том числе к качеству работы своих членов, а также с реальной возможностью оказывать помощь своим членам (в первую очередь методологическую).

В настоящее время рентабельность аудита составляет в среднем 15–25%, что позволяет не только вести устойчивую деятельность, но и развиваться. Учитывая существующую тенденцию снижения доходности аудита как бизнеса, появляется много тенденций в развитии аудиторской практики не только в рамках классического аудита, но и в рамках консалтинга, тесно связанного с аудитом. Думаю, что аудиторы будут востребованы в качестве тех специалистов, которые могут быть задействованы в оказании более высокодоходных услуг, таких как финансовые экспертизы, финансовый и налоговый консалтинг.

Таким образом, не следует рассматривать аудит как бизнес только в его классическом проявлении. Следует учитывать все связанные с аудитом услуги. В этой связи аудиторам можно прогнозировать конкуренцию как со стороны самих аудируемых экономических субъектов (которые могут создавать и развивать свои аналитические службы, в частности вводить должности внутренних аудиторов), так и со стороны консалтинговых фирм.

 

По сравнению с самими экономическими субъектами достоинства аудиторов связаны с большей объективностью, профессионализмом, знанием внешней среды (макроэкономики, законодательства – последнее в условиях Российской Федерации особенно важно), а по сравнению с консалтинговыми фирмами – с лучшим владением исходной базой для анализа в виде бухгалтерской и первичной отчетности, данными об организационных и кадровых особенностях предприятия и другой необходимой для анализа информацией.

Приведенные доводы в пользу целесообразности расширения функций аудитора находятся в русле господствующих представлений о развитии международного и отечественного аудита. По существу, именно о таком расширении идет речь, когда говорят о переходе от проверки соответствия ведения бухгалтерского учета нормативным актам к оценке финансового состояния экономического субъекта.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУДИТА В РОССИИ

Путь развития российского рынка аудита практически повторял все этапы, которые проходили иностранные участники рынка аудиторско-консалтинговых услуг, но в ускоренном варианте, а потому отечественный рынок имеет свои особенности. Наиболее проблематичным в развитии аудиторской деятельности в нашей стране является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития.

Если в 1990-х при решении проблем аудиторского рынка еще можно было как-то обходиться копированием западного опыта, то сейчас чрезмерное следование такому подходу становится существенным тормозом на пути развития отечественного аудита (в основном потому, что возможности догоняющего развития в аудите – как и в других секторах нашей экономики – постепенно исчерпываются). Актуальность системного решения проблем аудита особенно возросла в последние годы, в связи с кризисными явлениями стала ясна необходимость серьезного реформирования мирового аудита.

Научные проблемы российского аудита родились вместе с ним, но в предыдущем десятилетии им уделялось явно недостаточное внимание. Основные усилия специалистов были направлены на задачи, казавшиеся – справедливо или не совсем – куда более злободневными: создание аудиторских фирм, государственных органов регулирования аудита, различного рода нормативных актов, организации практического проведения аудиторских проверок, системы подготовки кадров. Таким образом, некоторый дефицит интереса к проблемам аудиторской науки был в какой-то степени оправдан. Однако по мере становления и постоянного совершенствования отечественного аудита такое положение все больше тормозит его развитие.

Чем дальше, тем больше необходимо осознание, подробный анализ и решение разнообразных аудиторских проблем. Базой для их решения должна стать стройная концепция аудита. К счастью, в последнее время возрастает не только необходимость, но и возможность этого: принят закон об аудиторской деятельности, разработаны в значительной мере правила (стандарты) аудиторской деятельности, в области аудита появились теоретики и практики, отечественным специалистам стал ближе и понятнее западный опыт.

Таким образом, несмотря на наличие ряда негативных тенденций, аудит как высокопрофессиональная область бизнеса имеет хорошие перспективы. Перспективность аудита как бизнеса обусловлена возможностью расширения сферы оказания аудиторских услуг за счет применения профессиональных знаний и опыта аудиторов.

7 особенностей современного аудиторского рынка

  1. Крупные аудиторские компании все чаще используют в своих проектах небольшие и средние фирмы.

  2. Российские аудиторские компании входят в международные аудиторско-консалтинговые сети, что приводит к увеличению практики в области МСФО для российских предприятий.

  3. Формально проводимый обязательный аудит имеет демпинговую тенденцию ценообразования.

  4. Аудит становится все более нормативно-регулированным. Это влечет за собой увеличение требований к его проведению, влияет на трудозатраты, а соответственно и на стоимость.

  5. Аудит все больше отделяется от консалтинга, в том числе от налогового.

  6. Снижение уровня оплаты труда аудиторов по сравнению с бухгалтерами.

  7. Расширение спроса на услуги внутренних аудиторов.





















Автор
Чайка Игорь "Большой консалтинг"