Эксклюзив

Что мешает инвестору?

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ

Юлия Шаталова: По мнению заместителя министра экономического развития Андрея Клепача, 2013 год был «годом упущенных возможностей», однако министр экономики Алексей Улюкаев полагает обратное. Как Вы считаете, каким был 2013 год для России?

Александр Шохин: Год был действительно сложным. С одной стороны, Россия неплохо продвинулась в международных рейтингах качества предпринимательской среды. Например, в Bloomberg Best for Doing Business Россия вошла в топ-50 лучших стран для бизнеса, заняв 43-е место. С другой стороны, во многом это результат реформ, реализованных в 2012 − начале 2013 года. При этом принимались решения как улучшающие предпринимательский климат, так и серьезно усложняющие жизнь бизнесу. Не менее важно, что многие проблемы носят институциональный характер – недостаточная защищенность прав собственности, из-за которой именно компании прячутся в офшорах, коррупция, высокая фискальная нагрузка. Не решены многие другие застарелые проблемы – высокие административные барьеры, проблемы с таможней и разрешениями на строительство, хотя и есть некоторый прогресс.

Юлия: Носит ли экономический спад структурный характер?

Александр: Скорее, структурно-институциональный. Любой бизнес работает в условиях неопределенности, но в России стандартные экономические риски усугубляются непредсказуемостью государственной политики даже в краткосрочной перспективе. Иногда это идет на пользу бизнесу, но в большинстве случаев сильно ограничивает его развитие. Даже решение о заморозке тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, которое приветствовало большинство промпредприятий, может серьезно снизить инвестиционную активность естественных монополистов, а значит, и спрос на продукцию многих секторов промышленности.

 

Александр Шохин

 

Что касается структурных проблем… Да, экономика остается преимущественно сырьевой. Это не означает, что ничего нельзя сделать. Многое уже делается. Можно вернуть инвестиционную льготу, сократить риски принятия непросчитанных решений распространением оценки регулирующего воздействия на все нормативные правовые акты, затрагивающие бизнес.

Юлия: В настоящее время нельзя не заметить активную политику Центрального банка в отношении кредитных организаций. Отразится ли проводимая ЦБ работа на деловой среде?

Александр: «Чистка» банковского сектора была необходима для повышения его прозрачности и эффективности. Что касается последствий… Более быстрыми темпами пойдет консолидация в секторе, продолжится переток активов в крупнейшие банки, среди которых преобладают банки с госучастием. Другое дело, что небольшие банки в регионах – это далеко не всегда «прачечные». Нередко это единственные институты, готовые кредитовать такой же малый региональный бизнес, которому больше неоткуда взять средств на развитие. Конечно, предлагаемое Минэкономразвития России Агентство кредитных гарантий может улучшить ситуацию с долгосрочным кредитованием малого и среднего бизнеса, но не способно кардинально улучшить ситуацию. Нужно продумывать систему, при которой повысилась бы защищенность компаний-вкладчиков.

В УСЛОВИЯХ ВТО

Юлия: Как Вы оцениваете адаптацию российского бизнеса к условиям ВТО?

Александр: В прошлом году РСПП опросил своих членов, чтобы понять, готовы ли представители бизнеса «играть по новым правилам» и какое влияние на деятельность российских компаний оказало вступление страны в ВТО за последний год. Согласно полученным результатам, большинство компаний считают, что на их деятельность присоединение к ВТО не повлияло, – 86 % всех респондентов выбрали этот вариант ответа. Менее 13 % участников опроса ощутили влияние на деятельность компании от вступления России в ВТО; при этом влияние носило отрицательный характер. И только 1 % респондентов признал, что влияние присоединения к ВТО на компанию было положительным. 69,4 % всех участников опроса отметили, что не испытывают влияния на кадровую политику из-за присоединения России к ВТО. Примерно пятая часть респондентов выбрала здесь вариант ответа «влияние присоединения к ВТО на кадровую политику незначительно», а 8,2 % указали, что в их случае присоединение к ВТО повлияло в большой степени.

Юлия: Вступление в ВТО привело к некоторой потере конкурентоспособности отечественных компаний. Какие инструменты могут быть применены компаниями для нивелирования негативных тенденций?

Александр: Около десятой части всех респондентов сочли необходимым воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса, направленными на адаптацию к работе в условиях членства в ВТО. Хотя о том, что они знают о существовании таких мер, заявило чуть менее половины компаний — участников опроса (47,8 %). Мы предложили оценить эффективность существующих мер поддержки бизнеса в условиях присоединения к ВТО со стороны государства: менее половины респондентов (40,2 %) указали, что меры крайне не эффективны, 6,2 % выбрали вариант «меры не эффективны», а 3,1 % – «меры скорее не эффективны»;

 

40,6 % участников опроса считают, что эффективность данных мер средняя. Равные доли – 3,1 % — занимают варианты в положительном спектре оценок. Наиболее востребованной формой практической помощи со стороны государства, которую оно может оказывать конкретному бизнесу, стало предоставление российским компаниям субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту – 59 % респондентов отметили этот вариант. О необходимости технических барьеров (временных ограничительных мер по ряду товаров и услуг стран ? членов ВТО) заявила ровно половина участников опроса. Что касается мер, реализуемых самими компаниями… Около 8 % компаний из числа опрошенных использовали специальные внутрикорпоративные меры адаптации к новым условиям работы после присоединения России в ВТО. Ряд компаний рассматривает в качестве адаптационных мер осуществление новых проектов, инвестиции в новое производство, повышение качества продукции, повышение заинтересованности сотрудников, разработку и внедрение систем менеджмента.

Юлия: В рейтинге Doing Business Россия поднялась с 112-го на 92-е место. Можно ли в настоящее время говорить о повышении инвестиционной привлекательности России?

Александр: Основания для этого есть. Это серьезный результат для органов власти, особенно московского правительства, ? рейтинг России замеряется по Москве. Реализуются дорожные карты «Национальной предпринимательской инициативы». Активно ведется работа по созданию советов потребителей субъектов естественных монополий. Для промпредприятий заморожены тарифы естественных монополий на 2014 год и принято решение об их индексации в пределах инфляции в 2015?2016 годах.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БИЗНЕСА

Юлия: Большинство законодательных инициатив проходит оценку регулирующего воздействия. Можно ли говорить, что все проекты, вносимые в Госдуму и Правительство РФ, сейчас проходят процедуру одобрения предпринимательским сообществом?

Александр: Оценка регулирующего воздействия стала одним из наиболее эффективных механизмов участия предпринимательского сообщества в экспертизе проектов нормативных правовых актов. Сфера применения ОРВ серьезно расширилась, однако далеко не все проекты нормативных актов подпадают под экспертизу. Пока полностью из-под ОРВ выведены проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих ставки налогов, сборов и тарифы обязательных страховых платежей. Необходимо распространить ОРВ на все проекты нормативных правовых актов, затрагивающие бизнес, включая введение обязанности проводить ОРВ законопроектов, подготовленных ко второму чтению в Госдуме РФ. При этом под активно развивающуюся экспертизу действующих актов должны подпадать не только ведомственные, а все нормативные правовые акты.

Юлия: По мнению экспертов, введение закона о государственно-частном партнерстве будет способствовать не только снижению возможностей для коррупции, но и улучшению инвестиционной привлекательности. Как Вы считаете, будет ли принят закон в этом году? Предлагаемые законом механизмы сотрудничества и партнерства будут ли применимы в российской действительности?

Александр: Мы надеемся, что закон наконец-то будет принят, в его последнем варианте учтено большинство замечаний. Остаются отдельные «узкие места», например, в отношении участия госкомпаний в проектах государственно-частного партнерства, но в целом это один из наиболее ожидаемых и бизнесом, и регионами законов. Проект закона носит отчасти рамочный характер и разрешает применять практически любые формы и механизмы государственно-частного партнерства, используемые в международной практике. С одной стороны, это позволяет выбрать именно ту форму, которая подходит конкретному проекту, с другой − чрезвычайно высоки требования к подзаконной и методической базе. Многие формы государственно-частного партнерства никогда не применялись в России, поэтому давать точный прогноз, что из мирового опыта будет востребовано, а что нет, сложно.

Юлия: Принятые осенью поправки в Налоговый кодекс разрешают регионам с 2014 года рассчитывать налог на недвижимость юридических лиц по ее кадастровой стоимости. В Москве ставка составит 0,9 %, к 2018 году вырастет до 2 %. Может ли это означать дополнительную нагрузку на бизнес?

Александр: Нечеткие формулировки в части определения административно-деловых центров могут привести к ситуации, когда помещение, использующееся для обеспечения функционирования основного производства (заводоуправление, столовая для сотрудников и так далее), по формальным критериям будет отнесено к административно-деловому центру. Закон также не позволяет однозначно определять основное назначение здания. В результате велика вероятность увеличения нагрузки на бизнес, в том числе производственной, при этом нечеткие формулировки могут существенно затруднить применение закона на практике как налоговыми органами, так и бизнесом, а также увеличить количество досудебных и судебных разбирательств для разрешения вопросов назначения помещения.

Юлия: Уже который год весной РСПП проводит Неделю российского бизнеса. Какие вопросы планируется рассмотреть на этот раз?

Александр: Существует ряд тем, которые обсуждаются в рамках Недели российского бизнеса регулярно: уровень фискальной нагрузки, ситуация на рынке труда, проблемы адмбарьеров и ряд других элементов предпринимательского климата, по которым проводятся ежегодные конференции. Естественно, каждый год появляются новые темы и задачи, с учетом которых формируется программа. Поскольку большое внимание будет уделяться участию РСПП и его членов в реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в рамках Налоговой конференции ключевым вопросом станет деофшоризация экономики. Будут обсуждаться и другие важные для предпринимательского сообщества темы, касающиеся уровня фискальной нагрузки на бизнес. Мы считаем, что должно быть зафиксировано правило, что повышение доходов бюджета не может быть единственной целью принятия решения по изменению ставки налогов и сборов, а также тарифов обязательного страхования. Также стоит вернуться к вопросу о возврате инвестиционной льготы либо, как минимум, введении полноценной «дедушкиной оговорки» для средних инвестпроектов. Кроме того, председательство России в «Группе восьми» внесло коррективы в программу Недели российского бизнеса. Запланированы отдельные обсуждения по ключевым темам G8/B8. Также предполагается обсудить вопросы устранения административных барьеров и противодействия коррупции, взаимодействие бизнеса и власти в сфере рынка труда и социальных инвестиций, вопросы экологической и промышленной безопасности, развитие саморегулирования, ряд секторальных вопросов − точки роста российской нефтегазовой отрасли, транспортную инфраструктуру, реформу теплоснабжения и многие другие.

Беседовала Юлия Шаталова





































































































































































Автор
Шохин Александр РСПП