Безопасность

Штучный товар

 

Качественно провести финансовое расследование в России может очень узкий круг специалистов. Каковы перспективы у этого направления, рассказал Максим Федоров, заместитель директора Центра финансовых расследований при Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.

НЕ АДВОКАТЫ И НЕ КОЛЛЕКТОРЫ

Оксана Щербакова: Любая компания может столкнуться с целым рядом проблем, среди которых мошенничество со стороны сотрудников и руководителей, рейдерские атаки и  многое  другое. Проведение финансовых  расследований и финансово-экономических экспертиз в целях пресечения угроз деятельности бизнеса могло бы сыграть свою благоприятную роль. Максим Леонидович, Вам не кажется, что рынок финансовых расследований в России недооценен? 

Максим Федоров: Финансовое  расследование  –  это очень трудоемкий  и кропотливый процесс. С приходом на рынок электронного документооборота и электронных платежей время прохождения денег сократилось. Сейчас любой человек может, не выходя из дома, совершать десятки переводов с компьютера или даже с мобильного телефона. Организации тоже имеют такую возможность благодаря системе «банк – клиент». Мошенники активно используют это. Чтобы отследить движение похищенных средств, требуются значительные трудозатраты. Например, если говорить о работе правоохранительных органов, то это десятки запросов в Росфинмониторинг, банки и другие организации. Необходимо еще сопоставить, проанализировать полученные данные и сделать верные выводы. После этого требуется отработка всех физических и юридических лиц, участвующих в цепочке. Если финансовый поток уходит за пределы страны, ситуация осложняется многократно.

Объективно говоря, финансовое расследование – штучный товар и его невозможно поставить на поток. Если прибавить то, что криминальные операции замаскированы под гражданско-правовые отношения, возникают очевидные трудности с идентификацией признаков противоправной деятельности. В этом случае выходом из сложившейся ситуации является финансово-экономическая экспертиза, которая в состоянии ответить на целый ряд трудноразрешимых на первый взгляд вопросов. Например, соответствуют ли заключенные сделки рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, эффективно ли были потрачены средства и, самое главное, нанесен ли действиями конкретных лиц ущерб и в каком размере, каков размер хищения, если оно имело место. Ответы на эти вопросы важны как для уголовного процесса и привлечения виновных лиц к ответственности, так и для гражданского – в целях возмещения убытков. Сам механизм финансового расследования достаточно несложен, однако мало кто может этим заниматься в связи с трудоемкостью и большими временными затратами.

Оксана: Некоторые, возможно от своего незнания, сравнивают специалистов, проводящих финансовые расследования, с адвокатами, коллекторами, аудиторами. Расскажите, пожалуйста, подробнее про Вашу деятельность.

Максим: Когда люди чего-то не понимают, они начинают придерживаться  принципа  «уравниловки». Большинство экономических преступлений, относящихся к категории сложных, как раз связаны с участием кредитных организаций, арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов, других участников рынка, которые подходят к своей работе непрофессионально, недобросовестно, нередко вступают в сговор с мошенниками. За отсутствие профессиональной этики у вышеуказанных лиц расплачиваются зачастую профессионалы своего дела, которые в состоянии разобраться в сложном финансовом споре и объединить специалистов, обладающих навыками и компетенциями, необходимыми для защиты прав и законных интересов своих доверителей.

Финансовый университет является крупнейшим специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации, который располагает специалистами, обладающими узкоспециальными знаниями в финансовой сфере и практическим опытом. Этот опыт подтвержден в том числе и вступившими в силу судебными решениями по уголовным делам, необходимыми для проведения комплексных исследований и судебной экспертизы любой степени сложности. Благодаря усилиям первых лиц государства, в нашей стране многие руководители и сотрудники органов государственной власти и коммерческих организаций прекрасно понимают необходимость реализации мер по обеспечению безопасности государственной и частной собственности, эффективного финансового  контроля, в том числе контроля над расходованием бюджетных средств, и качественной судебной экспертизы. На профессионалов невозможно повлиять ни ложной информацией, ни  попытками  коррупции,  именно поэтому им доверяют оперативные и следственные подразделения системы центральных аппаратов МВД и ФСБ России, по поручению которых проводятся многочисленные исследования и судебные экспертизы.

К сожалению, не редки случаи, когда на мошенничестве попадаются даже представители крупных организаций. Например, управляющая компания «Проект», которая обеспечивала интересы Росимущества и госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» в делах о банкротстве. Сейчас руководство УК «Проект» обвиняется в совершении тяжких и особо тяжких экономических преступлений.

МИЛЛИОН НЮАНСОВ

Оксана: Кто, по Вашему мнению, заинтересован в формировании и распространении в СМИ стереотипа о том, что против «неудобного» человека, занимающего некую должность, могут сфабриковать уголовное дело?

Максим: Об этом надо спросить  журналистов: кто им дает такую информацию? Уверен, что это как раз те самые участники преступных сообществ, которые проходят по материалам уголовных дел и в свое время пользовались поддержкой коррумпированных госслужащих и журналистов. В работе, безусловно, приходится сталкиваться с такими лицами, но мы делаем все возможное, чтобы дисквалифицировать их и исключить из профессионального сообщества, обезопасив таким образом и общество, и бизнес. Все хотят заработать, это нормально, но мы не сотрудничаем с теми, кто в обход закона стремится к деньгам. В нашем понимании «сильный» руководитель, собственник или инвестор – это тот, кто осознает, что в основе выводов и решений должна лежать квалифицированная экспертная оценка и принципы законности и добросовестности.

Самое главное в нашей работе – это проверенная информация, мы не можем основываться на слухах и сплетнях. Сегодня мало где можно получить информацию в том объеме, в котором могла себе позволить бывшая система обеспечения государственной безопасности, существовавшая еще в советское время. Ситуация изменилась, значительная часть функций, профессий и механизмов вышла из-под прямого государственного контроля, появились частные банки, управляющие и другие компании, саморегулируемые организации, иностранный капитал. Во многих случаях они являются инструментами для совершения масштабных экономических преступлений в руках организованных преступных сообществ и иностранных агентов. В результате интересам нашего государства и частного бизнеса наносится многомиллиардный ущерб, экономика не растет, малый и средний бизнес не развиваются, инвестиционный климат не становится благоприятным. Существующая система государственного финансового контроля не в полной мере обеспечивает интересы национальной безопасности.

Возникла острая необходимость создания системы негосударственного финансового контроля, негосударственной судебной экспертизы и независимых финансовых расследований. Верховный суд Российской Федерации в декабре 2010 года заложил основы и определил требования для развития системы негосударственной судебной экспертизы. Подготовлен новый проект федерального закона об экспертной деятельности  в  Российской  Федерации. В 2011 году в Федеральный закон «О полиции» внесены изменения – правоохранительные органы обязаны проводить исследования и экспертизы. В январе 2013 года Президент Российской Федерации официально заявил, что анализ эффективности расходования бюджетных средств необходимо проводить с привлечением независимых экспертов.

Оксана: Из Ваших слов следует, что мы находимся в самом начале становления системы негосударственного финансового контроля, основными элементами которой являются негосударственная судебная экспертиза и финансовые расследования. В чем особенность этих механизмов?

Максим: Одного моего коллегу, успешного предпринимателя, как-то спросили: «Что такое торговля»? Он ответил журналисту: «Все очень просто: купить подешевле, а потом продать подороже… и миллион нюансов». С финансовым расследованием, на первый взгляд, все тоже очень просто – координация мероприятий в рамках гражданского, уголовного и переговорного процессов. Многие искренне считают, что они в состоянии провести финансовое расследование силами своих знакомых аудиторов, адвокатов, других специалистов или штатных сотрудников. В теории да, но на практике это невозможно. Нельзя провести финансовое расследование в отрыве от системы негосударственного финансового контроля и негосударственной судебной экспертизы. Именно поэтому у нас по итогам финансовых расследований возмещается ущерб в полном объеме, участники выявленных организованных преступных сообществ привлекаются к уголовной и субсидиарной ответственности, руководством органов государственной власти принимаются кадровые решения, происходят другие очевидные изменения.

Здесь важно отметить, что финансовое расследование – это комплексный механизм, требующий привлечения и координации специалистов целого ряда квалификаций и компетенций, в том числе междисциплинарных, оперативного  взаимодействия с профессиональными и экспертными сообществами, а также с действующими государственными служащими всех уровней власти и управления.

Центр финансовых расследований является единственной специализированной организацией, основанной государственным учреждением, в уставном капитале которой отсутствуют иностранные взносы, она не зависит от каких-либо коммерческих организаций. На сегодняшний день инфраструктура Центра финансовых расследований позволяет проводить финансовые расследования в рамках процедуры внесудебного урегулирования (медиации), третейского судопроизводства, банкротства, сопровождения доследственной проверки и уголовных дел во взаимодействии с правоохранительными органами. Независимое финансовое расследование может являться конфиденциальным, а может иметь статус публичного независимого финансового расследования, который предусматривает взаимодействие Центра со средствами массовой информации, общественными организациями, представителями органов законодательной власти, формируя единую профессиональную оценку ситуации.

Мы действительно в самом начале пути, и, как говорил Конфуций, «не важно, с какой скоростью мы идем, главное – не останавливаться». Дорогу осилит идущий!

ЕДИНАЯ СИСТЕМА

Оксана: За счет чего осуществляется развитие системы негосударственного  финансового  контроля?

Максим: Учитывая специфику нашей страны, система умышленно не финансируется из средств федерального бюджета, ее развитие происходит исключительно за счет ресурсов, привлеченных нашими партнерами и нашими доверителями, среди которых Российская академия наук, компании группы «Газпром», Внешэкономбанк, ВТБ, Федеральное космическое агентство, Сбербанк России, Объединенная судостроительная корпорация, Правительство Москвы, крупные частные и государственные российские компании.

 

Крайне важно, что на правах клиентов нашим независимым финансовым расследованиям уже доверяет крупный иностранный бизнес, что подтверждает эффективность системы негосударственного финансового контроля для целей улучшения инвестиционного климата в нашей стране, развития системы обеспечения финансовой безопасности публичных компаний, которые непосредственно страдают от мошенников.

Деятельность нашей организации направлена и на социальную защиту граждан. Логика простая: при рейдерском захвате предприятия или при банкротстве останавливается производство и, как следствие, сокращаются рабочие места, а это порождает социальную напряженность. Одно следует за другим.

Мы действуем как единая система вместе с нашими доверителями, сотрудниками правоохранительной, судебной системы, контролирующих и других органов государственной власти, ломаем стереотипы, создаем прецеденты, обобщаем накопленный опыт, обмениваемся знаниями, занимаемся научной и преподавательской деятельностью, формируем совместную практику. Используя уже имеющиеся эффективные наработки, мы дополняем их новыми актуальными рыночными механизмами, компетенциями и квалификациями.  Мы объединяем опыт, в том числе международный, развития систем государственного и негосударственного финансового контроля, механизмов внутреннего контроля, а также ресурсы профессиональных и экспертных сообществ, правоохранительной и судебной системы. Благодаря этому комплексу работ финансовое расследование уже в ближайшей перспективе станет эффективным механизмом противодействия сложным экономическим преступлениям, защиты прав и законных интересов государственных компаний, российских и иностранных частных инвесторов, улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации, стабильного экономического роста.

Оксана: Правоохранительные органы довольно тесно сотрудничают со специалистами по финансовым расследованиям. Чем вызван такой интерес?

Максим: Надо понимать, что правоохранительная система и, в частности, следственные подразделения обладают компетенциями в области права, а не экономики, тем более узкоспециализированными компетенциями в финансовой и других отраслевых сферах. Другими словами, выявить причинно-следственную связь, обосновать несоответствие совершенных операций и сделок рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, рассчитать размер ущерба – это задача судебного эксперта. При этом именно финансовое расследование, неотъемлемой частью которого является судебная экспертиза, помогает правоохранительным органам более качественно документировать признаки экономических преступлений и осуществлять поиск необходимых доказательств.

В связи с этим процессуальные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, заключении его под стражу, аресте его личного имущества, принятые на основе комплексной и квалифицированной экспертизы, выглядят гораздо убедительнее как для российской судебной системы и общественности, так и для международного сообщества, в частности для лондонского правосудия.

В ПОИСКЕ ГАРАНТИЙ

Оксана: С какими основными угрозами бизнеса Вам приходится сталкиваться на практике чаще всего?

Максим: Часто возникают конфликтные ситуации между собственниками и руководителями предприятий, в результате чего организацию начинает лихорадить, что, безусловно, негативно сказывается на бизнесе. Нередки случаи злоупотреблений полномочиями и хищений со стороны единоличного исполнительного органа общества, в результате чего самой организации, а также собственникам бизнеса наносится финансовый ущерб.

Значительно реже, но все еще происходят случаи захвата бизнеса со стороны криминальных группировок. Наиболее часто встречаются случаи неисполнения договорных обязательств со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов – это настоящее бедствие для всего российского бизнеса, которое парализует экономику и наносит огромный репутационный вред. Имеющиеся гражданско-правовые механизмы (суд, исполнительное производство, банкротство), к сожалению, не дают гарантий и не обеспечивают защиту интересов собственника, процедуры очень затратны и растягиваются на годы с неясным результатом.

Непрофессионализм гражданских юристов и адвокатов приводит к вовлечению в корпоративные конфликты правоохранительных органов и к созданию условий для коррупции. Причина коррупции в том, что сами граждане дают «дополнительную возможность» заработать государственным служащим, неквалифицированным адвокатам и другим консультантам, используя неправовые инструменты. На практике спустя время они понимают, что требуется постоянная «подкормка» и риски, которые они могут понести, с течением времени возрастают.

Оксана: Максим Леонидович, дайте совет нашим читателям: какие угрозы собственник бизнеса может выявить самостоятельно, на что ему нужно обращать внимание в условиях российской действительности?

Максим: На самом деле гарантий для бизнес-сообщества немного. Если твой бизнес начинает приносить доход, это всегда привлечет либо мошенников, либо коррумпированную власть. Одна из гарантий – это близость к самой власти, но за это тоже придется заплатить. Вторая – сложная схема собственности, в которой не смогут разобраться мошенники, но здесь могут возникнуть проблемы с прозрачностью и привлечением инвесторов. Третья – организация независимой от исполнительного органа системы внутреннего контроля, способной обеспечить финансовую безопасность предприятия и его устойчивое развитие, при этом основной вопрос – обеспечение поиска, сбора и анализа объективных данных, которые позволили бы принимать верные и своевременные управленческие решения, документирование нарушений и реализация принятых решений.

Кстати, как раз для этих целей с 1 января 2013 года вступила в силу новая редакция Федерального закона «О бухгалтерском учете», подготовленная при участии нашего научного сообщества, которая обязывает всех собственников и руководителей предприятий обеспечить внедрение эффективной системы внутреннего контроля. Как недавно сказал Президент Владимир Путин, «все должны понимать, что жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаясь его обойти».

Беседовала: Оксана Щербакова





































































































































































Автор
Федоров Максим Центр финансовых расследований при Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации