Тема

Чего не хватает риск-менеджменту?

 

ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Применение технологий риск-менеджмента и развитие культуры управления рисками в нашей стране − не только важные задачи управления народным хозяйством, но и значимый аспект обеспечения его динамичного развития на современном этапе.

Управление рисками как область профессиональной деятельности уже более 20 лет является самостоятельной сферой экономики, со своим рынком, академическим и профессиональным сообществом, ценностями, правилами и стандартами. Интерес к профессии риск-менеджера неуклонно растет. Отчасти это связано с последним мировым финансово-экономическим кризисом, который неизменно несет перемены, а это всегда риск. С другой стороны, руководители и собственники компаний все чаще приходят к пониманию необходимости построения процесса эффективного управления рисками. Особенно актуальна такая ситуация для промышленных компаний, где, в отличие от финансово-кредитных организаций, нет четко установленных регулятором требований в части управления рисками.

Риск-менеджмент в российских компаниях, прежде всего в крупных и экспортно ориентированных, уже достаточно развит, и деловое сообщество понимает необходимость создания национальных стандартов в этой сфере. Однако на государственном уровне пока не наблюдается восприятия управления рисками как неотъемлемого процесса в обеспечении устойчивого развития не только компании, но и самого государства.

По результатам различных экспертных опросов последних лет, как российских, так и международных, более 30 % респондентов одной из актуальных проблем роста уровня и качества риск-менеджмента называли отсутствие национальных стандартов (см. рис. 1).

Мировая практика демонстрирует активное развитие процессов стандартизации в области управления рисками как на национальном, так и на международном уровне. Подтверждение тому – национальные стандарты Австралии и Новой Зеландии, Японии, Великобритании, Канады, ЮАР и других стран, а также стандарты Федерации европейских ассоциаций риск-менеджмента (FERMA), Комитета спонсорских организаций комиссии Тредвея (COSO, США), международный стандарт по управлению рисками ISO 31000:2009, требования регуляторов к построению и совершенствованию процесса управления рисками.

В ОЖИДАНИИ СТАНДАРТОВ

Крупные российские предприятия все чаще применяют обозначенные стандарты в качестве основы для разработки и внедрения систем управления рисками, но статус риск-менеджера как специалиста в России все еще недостаточно высок. Об этом свидетельствует отсутствие профессии риск- менеджера в квалификационных справочниках должностей и специалистов, отсутствие единых требований и подходов к сертификации менеджеров в области управления рисками.

В этой связи назрела необходимость создания общепринятых профессиональных стандартов по управлению рисками, проведения сертификации специалистов. Хорошим дополнением к этому может стать утвержденный в октябре 2013 года на европейском форуме FERMA в Маастрихте проект европейской сертификации риск-менеджеров. Согласно принятому документу, любая национальная ассоциация − член FERMA при проведении сертификации риск-менеджеров в своей стране получает право выдавать, наряду с национальным, и европейский сертификат «Паспорт FERMA». Это обстоятельство может стать хорошей мотивацией для руководителей и акционеров российских организаций при принятии решения в пользу сертификации своих сотрудников.

Утверждение профессиональных стандартов по риск-менеджменту создает возможность государственного признания соответствующей профессии, принятия единой образовательной программы по управлению рисками, взаимодействия сферы труда и образования. Кроме того, оно повышает шансы создания цивилизованного рынка услуг по управлению рисками в нашей стране.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Отправной точкой разработки профессионального стандарта в области риск-менеджмента стал опрос экспертов по риск-менеджменту, прошедший под эгидой «РусРиска». В 2010 году было организовано и проведено исследование на тему «Портрет риск-менеджмента в России». Предметом исследования стало нынешнее состояние и перспективы развития этой профессии в стране. Данное исследование помогло определить основные трудовые функции риск-менеджеров и предъявило обязательные требования в части разработки профессиональных стандартов в соответствии с действовавшими на тот момент требованиями НАРК-РСПП (Национальное агентство развития квалификаций при Российском союзе промышленников и предпринимателей). В исследовании приняли участие 38 представителей целого ряда крупнейших российских компаний и организаций, среди которых ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «РусГидро», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», Группа «Илим», «СИБУР Холдинг», ОАО «РЖД», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Группа Е4» и др.

В рамках исследования были изучены экспертные мнения о ряде поставленных вопросов, сделаны выводы о необходимости разработки профессиональных стандартов по риск-менеджменту, а также определен перечень трудовых функций специалистов по управлению рисками разного уровня – от обычных специалистов до членов совета директоров, отвечающих за управление рисками. Результаты исследования стали основой для создания профессионального стандарта по управлению рисками.

Первая версия проекта профессионального стандарта «Управление рисками организации» была подготовлена в октябре 2010 года. После чего он в течение следующих двух лет претерпел четыре редакции по результатам экспертных заключений из НАРК, двух публичных обсуждений с привлечением экспертов от профессионального сообщества риск-менеджеров, двух внутренних обсуждений в рамках собрания членов «Русского общества управления рисками».

В мае 2012 года было проведено заседание экспертной группы по созданию стандарта. На встрече было принято решение утвердить финальную версию проекта профессионального стандарта «Управление рисками организации» и направить его в НАРК для проведения экспертизы. В результате 11 сентября 2012 года стандарт был официально утвержден Комиссией по профессиональным стандартам в РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей).

Начавшийся процесс создания профессионального стандарта перешел под руководство Министерства труда и социального развития. В соответствии с новыми правилами (Постановление Правительства РФ № 23 от 22.01.2013 г.; Приказ Минтруда России № 147н и № 148н от 12.04.2013 г., Приказ Минтруда России № 170н от 29.04.2013 г.) утвержденный стандарт должен был пройти процедуру актуализации.

ОТРАЖАЯ ТРЕБОВАНИЯ

В октябре 2013 года появился профессиональный стандарт риск-менеджера (специалиста по управлению рисками) в соответствии с требованиями Минтруда России. В настоящее время профессиональный стандарт риск-менеджера проходит процедуру согласования с профильным министерством, в качестве которого выступает Минэкономразвития России.

Процедуры и результаты общественного обсуждения профессионального стандарта, содержание, логика построения, требования к составу трудовых функций, знаниям и умениям риск-менеджера соответствуют как требованиям, предъявляемым Минтрудом России, так и национальным и международным стандартам и лучшим практикам управления рисками (серия стандартов ИСО 31000 «Управление рисками» и BS 25999 «Управление непрерывностью бизнеса», Австрийский стандарт ONR 49003:2010 «Требования к квалификации риск-менеджера» и др.).

Разработанный профессиональный стандарт может стать основой для создания образовательного стандарта и легитимизации новой специальности «риск-менеджмент» в наших вузах, поможет формированию единой базы данных сертифицированных специалистов, а также внесет определенный вклад в развитие профессиональной стандартизации в России.

 

 

 

Автор
Верещагин Виктор НП "Русское Общество управления рисками" ("РусРиск")
Белоусова Любовь ГК "Евросеть"