Тема

Профессия «коуч»: искусство развития потенциала

 

КОНСУЛЬТАНТ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

В 2011 году Европейский совет по коучингу и менторингу и Международная федерация коучей зарегистрировали профессию коуча в Европарламенте как саморегулируемый вид деятельности. Официально профессии коуча в России пока не существует, но она может быть введена профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Зачастую коучами становятся руководители, бизнесмены, директора и менеджеры по персоналу, специалисты по обучению, которые выросли из оперативного управления. Психологи и психотерапевты, тренеры, консультанты с удовольствием и выгодой позиционируют себя в качестве коучей, совмещая эту методологию с основным родом деятельности.

Заказчик и клиент услуги коучинга хочет, чтобы с ним работал профессионал, который, помимо коучинговой подготовки, обладал бы собственными профессиональными достижениями, значительным опытом по соответствующему профилю коучинга. Настоящий коуч – это, прежде всего, сформировавшаяся личность. Он имеет опыт работы с людьми, готов постоянно обучаться коучингу и смежным дисциплинам. Коучинг – это не только и не столько методология, сколько философия, к которой нужно прийти. Специалист в этой сфере просто обязан проходить профессиональную супервизию и пользоваться услугами коллег. Таким образом, он, с одной стороны, будет иметь клиентский опыт, а с другой − решать свои вопросы с переносами и контрпереносами не за счет своих клиентов.

СТАНДАРТЫ ПРАКТИКИ

В ведущих некоммерческих объединениях коучей, таких как Ассоциация коучинга, Европейский совет по коучингу и менторингу, Международная Федерация Коучей, соблюдается компетентностный подход к оценке профессионализма коучей. Однако профессионального стандарта, тем более утвержденного на государственном уровне, пока нет ни в одной стране мира.

Лучшие мировые практики развития профессии коуча опираются на работу коучинговых профессиональных объединений, которые поддерживают публично заявленные стандарты работы своих членов на основе формализованных коучинговых компетенций, процедур сертификации, уровней квалификации, требований к объему прохождения профессиональной супервизии, этического кодекса и др.

Среди базовых компетенций – установление коучингового соглашения. Профессиональный коучинг проводится только на основе прозрачного соглашения и ясно определенных целей самого процесса. Коуч должен иметь компетенции проведения коучинговых сессий. Еще одно важное качество профессиональных коучей – это саморазвитие, знание и понимание закономерностей развития человека, умение выступать катализатором этого процесса. Особая ценностная составляющая этических норм профессионального коуча – его ответственность за собственное психологическое, физическое, социальное благополучие, которое может влиять на качество его профессиональной деятельности.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

На сегодняшний день в России возникает путаница: выпускники специализированных школ часто называют себя сертифицированными коучами, хотя на самом деле сертификат свидетельствует лишь о том, что его обладатель принимал участие в обучении. Необходимо четко различать учебную и профессиональную сертификацию, это различие действует во всем мире. Сертификат коучинговой подготовки подтверждает прохождение учебной программы, а сертификация от имени профессиональной ассоциации подтверждает соответствие профессиональным требованиям по ясным и прозрачным критериям данной ассоциации. В лучших практиках качество коучинговой работы поддерживается при помощи супервизии – специально организованной внешней оценки работы коуча и обратной связи. Ее осуществляет профессионал-супервизор, обладающий значительным опытом коучинговой работы и специальной дополнительной подготовкой.

Как и в других странах, в России уровень работы коучей неоднороден. Отсюда задача регулирования профессии, актуальная как для самой профессии, так и для потребителей ее услуг. Очевидно, что в стране должно возникнуть пространство само- и взаимооценки, повышения квалификации, сертификации. На его основе планируется разработать национальную систему профессиональной супервизии, аккредитации учебных программ и супервизии коучей. Кроме того, в планах создать национальный реестр коучей, в который можно будет попасть только при соблюдении определенных стандартом критериев. Прозрачность этих критериев значительно облегчит жизнь заказчикам и профессиональным коучам.

При разработке профессионального стандарта «Коуч» мы учитывали передовой международный и отечественный опыт. Очень высокие требования к квалификации и практическому опыту не только в коучинге, но и в управлении организацией предъявляет разработанный стандарт к коучам высших руко- водителей – executive-коуч. Им необходимо иметь управленческую подготовку и практический опыт. В стандарте введены нормы количества часов коучинговой практики для коучей, работающих c разными категориями клиентов: наиболее высокий порог у коучей высших руководителей, коучей-наставников и супервизоров (не менее 750 часов практики). Таким образом, разработанный профессиональный стандарт – это не только методическое пособие, но и правила игры на рынке для заказчиков и исполнителей.

ЗНАЧЕНИЕ КОУЧИНГА В РОССИИ

В условиях современной России значение коучинга как профессии фокусируется на достижении личностных и социально значимых результатов. Прежде всего, это повышение осознанности жизненных, карьерных и профессиональных решений, поддержка в создании оптимальных стратегий и плана действий в достижении поставленных профессиональных, деловых, карьерных и жизненных целей. Индивидуальное и групповое сопровождение профессионального, делового, карьерного и личностного развития в контексте постановки целей и построения оптимальных способов их достижения (в организациях, на производстве, в образовательных учреждениях, в системах повышения квалификации, в государственных структурах, в рамках социальных и предпринимательских проектов и инициатив и др.). На плечах коучей лежит раскрытие человеческого потенциала. Профессионал способен повысить эффективность управления в целом и качества принятия управленческих решений руководителями всех уровней для решения задач эффективного использования ресурсов (в том числе человеческих), оптимизации затрат, внедрения изменений, инновационных технологий и решений, устойчивого развития.

Коучинг может и должен выступать как средство ускорения высших профессиональных и управленческих достижений, самореализации, осознанного и ответственного выбора, лидерства, служить катализатором развития элиты, в лучшем, широком смысле этого слова, как растущего числа активных граждан, реализующих осознанные ценностно выстроенные стратегии своего личного, профессионального развития и участия в развитии нашего общества.

ДАННЫЕ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рабочая группа «Профессиональный стандарт “Коуч”» в конце августа − начале сентября 2013 года провела экспертный опрос. В электронном анкетировании приняли участие 33 ведущих эксперта коучинга в России (преимущественно Москва и Санкт-Петербург).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

По данным международных исследований, около 19 % организаций отмечали возврат на вложенный капитал (или ROI) коучинга, в 50 раз превышающий вложения, еще 28 % отмечали ROI – от 10 до 49 раз. Типичная организация может ожидать возврат на инвестиции в программы для руководителей высшего звена, превышающий затраты в 7 раз и более.

 

комментарий Пронин Михаил Исследовательская группа "Виртуалистика" Института философии РАН

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Можно констатировать, что ситуация с коучами парадоксальна: деятельность такая существует, но профессия официально отсутствует. Подобный парадокс, к сожалению, наблюдается и в других сферах. Социальная роль профессии и ее экономический потенциал реализуются лишь при условии высокого уровня профессионалов. Международные опросы экспертов свидетельствуют: фактором, тормозящим развитие профессии во всех странах мира, является большое количество неадекватно подготовленных коучей. Эта профессия не для лиц со слабой нервной системой, она требует острого интеллекта, наблюдательности, специфического мировоззрения, самостоятельности мышления, да и чего таить, просто человеческой зрелости. Поэтому разработка профессионального стандарта – большая научно-методическая проблема. Задача эта в мире не решена окончательно, тем интереснее и актуальнее становится российский опыт. Стандарт нужен и важен, и его носителем является профессиональное сообщество.
Автор
Королихин Андрей Русская Школа Коучинга
Кларин Михаил Институт теории и истории педагогики Российской академии образования