Эксклюзив

Достичь большего

 

ДРУГАЯ СТЕПЕНЬ РИСКА

Юлия Шаталова: Два года прошло с Вашего назначения на должность уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Трудно ли было адаптироваться к такой работе?

Борис Титов: Действительно, перестраиваться с занятия предпринимательской деятельностью на работу государственного чиновника было непривычно. На госслужбе, конечно, гораздо больше условностей. Хотя на практике, если у вас есть желание, то и на государственной службе есть простор для творчества, развития собственной личности, самореализации. Но в отличие от бизнеса авантюризм в этой деятельности совершенно неприемлем, допустимая степень риска совсем другая. Очень важно не ошибиться, ведь часто за помощью обращаются мошенники.

Юлия: Недавно Вы представили Президенту России свой доклад. Поделитесь основными выводами, а также предложениями, которые необходимо реализовать в ближайшее время.

Борис: Вывод – заниматься предпринимательством в России все более невыгодно, поэтому предпринимательская активность сокращается, а присутствие государства в экономике растет. Нам в этой ситуации нужны меры по снижению издержек для бизнеса и в целом по стимулированию деловой активности в стране.

В процессе работы над докладом мы провели более 140 круглых столов по каждой отрасли экономики, по каждой отрасли права. В каждом случае мы не только вычленили самые важные и системные проблемы, но и предложили главе государства конкретные меры по их решению. Предложений очень много!

С ЧИСТОГО ЛИСТА

Юлия: Вы выступали инициатором бизнес-амнистии. Удалось ли достичь поставленных целей?

Борис: Всегда хочется достичь большего. Первый вариант амнистии предусматривал гораздо больший список статей и не предполагал погашения ущерба в качестве условия амнистии. Однако не стоит забывать, что ее итоговый вариант – результат общественного компромисса. И в имеющихся условиях это само по себе уже существенный прогресс. Две с половиной тысячи людей были амнистированы. Они возместили ущерб на пять с половиной миллиардов рублей. Теперь эти люди полностью чисты и их предпринимательская энергия может влиться в экономику страны. Но самый главный итог амнистии – сигнал для правоохранителей, да и для всего нашего общества: предприниматели – не потенциальные преступники, а важные и полезные члены общества, которые обеспечивают всех товарами и услугами, создают новые производства и новые рабочие места.

Юлия: Для грамотного предъявления обвинения по налоговым преступлениям необходима основательная база знаний в экономической сфере, то есть высокая квалификация. В настоящее время можно, наверное, констатировать, что таких кадров у правоохранительных органов нет. Где найти профессионалов?

Борис: Мы понимаем озабоченность правоохранительных органов, которым нужны рычаги оперативного реагирования на преступления по отмыванию денег. Но на наш взгляд, когда люди создают «отмывочные» конторы, они просто не платят налоги, в то время как состав налоговых преступлений сейчас прямо связан с умышленно неправильно заполненной налоговой декларацией. Фирмы же однодневки в принципе не утруждаются заполнением деклараций. Поэтому наше предложение состояло в том, чтобы оставить прежний порядок возбуждения дел по ст. 198 УК РФ (по представлению Налоговой службы), а для правоохранителей ввести новый состав ст. 159 УК РФ – «Мошенничество в налоговой сфере».

Вопрос о профессионалах очень болезнен. Налоговый кодекс у нас – самый часто меняющийся документ, не все бухгалтеры и аудиторы успевают ориентироваться в этих практически ежемесячных изменениях. Именно поэтому мы и выступаем за порядок, который я описал, так как единственная госслужба, способная быстро и профессионально прийти к квалифицированному выводу о наличии признаков преступления в налоговой сфере, – это ФНС.

КОГДА ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК НЕДОСТАТОЧНО

Юлия: Давайте остановимся на вопросах налогообложения. Малые предприятия закрываются из-за того, что изменилось налогообложение. Обсуждается ли на законодательном уровне негативная тенденция? Что Вы предлагаете как бизнес-омбудсмен?

Борис: Рост фискальной нагрузки имел негативные последствия для российской экономики. Особенно больно он ударил по индивидуальным предпринимателям, их стало меньше почти на полмиллиона. Рост страховых взносов для ИП, которые по факту являются самозанятыми гражданами, был ошибочным решением. Ситуацию нужно исправлять. При этом мы отдаем отчет, что одним исправлением ошибок государство уже не отделается. Нужно суметь сделать так, чтобы люди снова ему поверили, простимулировать их. И тут у нас целый ряд предложений.

Система регулирования малого бизнеса в России – одна из лучших в мире, но сейчас пришла пора ее реформировать и радикально упростить. Мы предлагаем ввести статус самозанятых для тех малых предпринимателей, кто не нанимает рабочую силу. Система налогообложения для них должна быть максимально упрощенной. Лучший выход – патенты, которые самозанятый гражданин может купить буквально через банковский терминал.

Для всех остальных малых предпринимателей стоит ввести единую юридическую форму – малое предприятие (до 60 миллионов рублей выручки в год и до 60 нанятых работников), для которых установить единый налог в 6 процентов с оборота, куда завести все налоги, кроме социальных страховых взносов. Принципиально, чтобы доходы от продажи патентов самозанятым гражданам и существенная часть доходов от малых предприятий оставались на муниципальном уровне, чтобы муниципалитеты были реально заинтересованы в развитии на своей территории. Также мы предложили ввести налоговые каникулы для предприятий малого бизнеса в производственной, социальной и инновационной сферах. Отмечу, что мы считаем, что налоговые каникулы должны предоставляться не на промежуток времени, а на конкретную сумму налогов (до 10 миллионов рублей), чтобы начинающие предприниматели сразу учились грамотно вести бухгалтерию, а не привыкали к тепличным условиям. Обсуждается и идея предоставления предприятиям налоговых вычетов за закупленное оборудование.

 

Юлия: Одной из больших проблем бизнеса называют проведенную кадастровую оценку, так как налог на имущество теперь рассчитывается исходя из определенной оценщиком стоимости. Ведется ли Вами работа по нивелированию напряжения в среде предпринимателей?

Борис: За последние полгода нас просто завалили обращениями по этой теме, их более 400. Были случаи, когда кадастровая стоимость за год выросла в 749 раз! Это аномальный рост на фоне стагнации рынка недвижимости. Не стоит забывать, что сейчас еще вводится налог на имущество для предпринимателей, которые ранее работали по упрощенке, и налог этот также будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости. Все это негативно сказывается на деловой активности. Сложно что-то планировать, когда тебе задним числом резко повышают арендные платежи или налоги. В моем докладе президенту в части, касающейся имущественных отношений, содержатся конкретные предложения, направленные на стабилизацию и упорядочение ситуации с кадастровой оценкой и арендой предпринимателями государственной недвижимости и земельных участков. Первое из них состоит в том, чтобы ввести норму, по которой в случае, если предыдущий договор аренды земельного участка и помещения заключался на срок до 1 года, последующий договор с добросовестным арендатором должен заключаться на срок не менее 3 лет, а для земельного участка – не менее 7 лет. Продление во второй и последующие разы должно осуществляться без конкурса, если договор не был расторгнут по суду. Второе – законодательно установить нижний предел частоты проведения государственной кадастровой оценки – 1 раз в 3 года, а также ограничить ее рост в процентном отношении уровнем инфляции.


































































ОПЫТ ДЛЯ СТРАНЫ

Юлия: Как Вы оцениваете перспективы присоединения Крыма для российской экономики?

Борис: Воссоединение с Крымом открывает очень большие перспективы. Я уверен, что Крым в ближайшее время способен стать регионом-донором. В создаваемой там сейчас особой экономической зоне вполне реально обкатать новые управленческие решения, которые давно предлагает бизнес и которые мы никак не можем опробовать в России. В результате мы получаем кристально чистый эксперимент в географически очерченной территории, в случае успеха которого можно будет вести разговор о распространении этих новых практик регулирования на всю территорию страны.

Юлия: Насколько быстро предприниматели Крыма смогут адаптироваться? Кто им в этом помогает?

Борис: Процесс сложный, ведь люди десятилетиями вели бизнес в совершенно иной юридической системе. На Украине даже формы собственности отличаются. На мой взгляд, полноценная адаптация займет приблизительно полтора года. Должен отметить, что все госорганы, которые в России любят устраивать волокиту, в случае с Крымом мобилизовались и все возникающие проблемы решают в реально короткие сроки.

Отмечу, что буквально сразу после принятия решения о вхождении Республики Крым и города Севастополь в Российскую Федерацию в новых субъектах был назначен региональный бизнес-омбудсмен. Им стал крымский предприниматель Алексей Гринцевич. Пока он работает на общественных началах и в сферу его компетенции входят оба региона. Как региональный уполномоченный он также занят сбором оперативной информации о возникающих проблемах и поиском решений с компетентными федеральными органами РФ. В будущем ожидаем официальных назначений в каждый регион.

САМЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ

Юлия: По поводу сценария экономического развития России… Какие тенденции будут преобладать во взаимодействии бизнеса и государства в ближайшие 5 лет?

Борис: Мне кажется, что после угроз введения санкций по отношению к нашей экономике Россия просто обязана избавиться от зависимости от экспорта углеводородов. Не отрицая важности для экономики сырьевого сектора, нам необходимо создать второй центр опоры в лице частного конкурентного производственного сектора. Иначе наша экономическая безопасность будет хрупкой. Все говорит о том, что руководство страны очень хорошо понимает важность этого принципиального поворота в экономической политике. Надеюсь, что развитие отношений между государством и бизнесом продолжится в парадигме прорывной деловой активности в стране, усиления конкуренции и поддержки частной инициативы.

Юлия: Поддержку деятельности уполномоченного при Президенте РФ оказывает система общественных институтов. Оправдывает ли себя такая система?

Борис: Скажу больше: без нее мы не смогли бы эффективно работать. Так уж сложилось, что институт уполномоченного стал, пожалуй, самым общественным из всех государственных органов.

Общественный совет, куда входят представители всех ведущих бизнес-ассоциаций страны, осуществляет контроль и помогает вырабатывать единую позицию бизнес-сообщества по ключевым вопросам экономического развития страны.

Экспертный совет во главе с Михаилом Барщевским – наш мозговой центр, ведущий работу над решением системных юридических и экономических проблем страны.

Для нас принципиально важна работа координационного совета. 27 общественных омбудсменов по направлениям помогают разбирать основную массу обращений, выносят вердикт – прав ли предприниматель, обращаясь к нам, действительно ли его права нарушены. Каждый из них – авторитетный специалист в своей отрасли права или экономики, от авторских прав до таможни и налогов, от технических регламентов до экологии.

Такую же работу, касающуюся незаконного уголовного преследования предпринимателей, ведет центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». Он имеет договоры об оказании юридической экспертизы на условиях pro bono publico c 64 юридическими компаниями, что является еще одним уровнем общественной поддержки нашего института. После проведения экспертизы конкретные кейсы по уголовному преследованию разбирает общественный совет центра, основная задача которого также принять решение – поддерживать ли конкретного предпринимателя в его обращении или нет.

Аналогичные схемы привлечения общественной поддержки начинают внедрять региональные уполномоченные. И, как видно из сказанного, без этой понастоящему всеобъемлющей общественной поддержки мы были бы существенно стеснены в своей деятельности.

Юлия: И в заключение раскройте нашим читателям свой секрет эффективного менеджмента?

Борис: Заниматься любимым делом, которое тебе реально интересно, о котором ты знаешь максимум, и при этом постоянно обновлять свои знания. Ну и трудиться надо много.

Что влияет на развитие бизнеса?

Ознакомиться с докладом Президенту РФ, опубликованным в 2014 году, а также скачать электронную версию можно на официальном сайте уполномоченного по защите прав предпринимателей  по адресу http://doklad.ombudsmanbiz.ru/

Беседовала: Шаталова Юлия

Автор
Титов Борис Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей