Тема

Дефицитный ресурс современного мира

 

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Профессиональное сообщество – специализированное объединение людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Оно выполняет следующие функции в обществе:

  • регулирует самоопределение профессионалов как индивидуальное, так и коллективное;проводит мониторинг непосредственных трудовых функций на рынке труда;
  • осуществляет открытое позиционирование профессии при разделении и кооперации коллективного труда;
  • занимает проактивную гражданскую и экономическую позицию;
  • занимается проектированием будущего профессии;
  • осуществляет постоянную заботу о накоплении и передаче профессионального опыта;
  • вырабатывает этические правила сообщества.

Среди инструментов профессионального сообщества наибольшую ценность представляют профессиональный стандарт (как «техническое задание» на квалификацию) и система аттестации/сертификации профессиональных квалификаций (как механизм проверки соответствия «техническому заданию»).

Успех реализации любой деятельности во многом зависит от профессионализма и компетентности специалистов, которые ее осуществляют. При этом очень важно учитывать закономерности индивидуального и профессионального развития каждого сотрудника, которое является обязательным условием его профессионального долголетия. Профессионализация определяет благополучие экономики страны, свидетельствует о рациональном и экономически выгодном использовании человеческого капитала в экономике РФ и о благосостоянии наших граждан.

В целом вопросы развития профессиональных квалификаций связаны с гармоничным развитием всех пяти элементов: требования и применение сферы труда, образование, независимая оценка, профориентация (см. схему 1).

МАСТЕРСТВО ВМЕСТО ДИПЛОМА

Построение национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК) необходимо для формирования в стране «рынка квалификаций», на котором ценность работника будет определяться его реальными профессиональными возможностями, и вытеснения существующего в настоящее время «рынка дипломов», где ценность сотрудника зависит от наличия диплома учебного заведения.

НСКК предоставляет работодателям:

  • надежные индикаторы для понимания уровня умений у кандидатов на рабочие места и работников;
  • ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций;
  • средства выявления недостатка в умениях и потребностей в обучении;
  • индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне;

работникам:

  • возможность грамотно планировать обучение и карьеру;
  • средство определения востребованных квалификаций и траекторий развития для получения искомой квалификации;
  • мотивацию к обучению;
  • индикаторы качества квалификаций и их востребованности;
  • гарантию признания и использование умений работников;
  • возможность трудоустройства, карьерного роста и справедливой оплаты труда;

специалистам по экономическому планированию:

  • ориентир качества знаний и умений и инструмент сравнения квалификаций;

лицам, отвечающим за разработку политики в сфере образования:

  • данные для формирования направлений дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования;

органам по обеспечению качества:

  • способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; создания и признания минимальных стандартов, отвечающих потребностям сферы труда;
  • средства мониторинга системы квалификаций;

обучающим структурам:

  • источник информации об официальных квалификациях, механизмах обеспечения качества и способах взаимодействия с работодателями, на основании которыхможно четко сформулировать цели программ обучения и методы оценки;

студентам:

  • понимание перспектив трудоустройства и карьерного роста;
  • средства определения востребованных квалификаций;
  • средства коммуникации со службами занятости.

Основой НСКК являются профессиональные стандарты (см. схему 2), при этом сертификация – один из возможных способов их применения.

СЕРТИФИКАЦИЯ И АТТЕСТАЦИЯ

С начала 2013 года Минтруд РФ определил 18 областей профессиональной деятельности, что постфактум закреплены в Плане разработки профессиональных стандартов. Эти области можно разделить на три большие профессиональные группы: руководители, специалисты, работники c непрофильным образованием.

Следующим этапом развития профессиональных квалификаций является разграничение ответственности участников НСКК в жизненном цикле стандарта профессии (см. табл. 1).

 

Однако модернизация системы аттестации персонала является ключевым фактором для работодателя, поскольку положения Трудового кодекса РФ позволяют применять процедуры увольнения с опорой на результаты аттестации, а не сертификации, несмотря на то, что ее объективность гораздо выше.

Включение механизмов учета результатов независимой сертификации, проведенной в профессиональном сообществе, в процедуры аттестации персонала в конкретной организации позволит снизить нагрузку по затратам на ее проведение. Важно принимать различия в валидации получаемых оценок при применении различных процедур (см. табл. 2).

 

 

При построении НСКК следует учитывать тот факт, что в России действуют около 200 систем сертификации персонала, зарегистрированных в Ростехрегулировании. Они работают на основе различных требований: ЕКТС, корпоративных, собственных моделей компетенций, ГОСТ-Р и т. д.

Опыт объединения усилий различных профессиональных сообществ, работающих на основе профессиональных стандартов и сертификации квалификации, в России уже существует. Он реализован в 2011 году в деятельности Совета директоров агентств развития профессиональных квалификаций, который осуществляет проект АСИ «Создание национальной сети региональных (отраслевых, профессиональных) агентств развития профессиональных квалификаций (АРПК)» – сеть АРПК. Отраслевым сообществам еще предстоит создание агентств развития профессиональных квалификаций.

Профессионалы – самый дефицитный ресурс современного мира. Следовательно, не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда – экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы без труда найти себе достойное место в новых российских реалиях.

 

 

 

 

 

Жизненный цикл стандарта профессии

  • Разработка/актуализация
  • Утверждение
  • Внедрение/информирование
  • Эксплуатация стандарта – функционирование:
    – проектирование деятельности на основе профстандарта
    – обучение на основе профстандарта
    – оценка на основе профстандарта
    – администрирование на основе профстандарта
    – техническое обслуживание профстандарта
  • Мониторинг ситуации – обеспечение качества
  • Принятие решения об актуализации/списании профстандарта (переход к п. 1)

Соотношение сертификации квалификаций и аттестации персонала

Сертификация Аттестация
  • Вне организаций
  • Оценка экспертами от профессионального сообщества
  • На основе профессионального стандарта
  • Результат публичный
  • Внутри организации
  • Оценка проводится должностными лицами организации
  • На основе корпоративного стандарта
  • Результат закрытый

Структура и инструменты проекта — национальная сеть АРПК

Участники проекта

  • Сеть КС (на муниципальном, региональном уровнях)
  • Сеть АРПК (Совет директоров АРПК, офис проекта)
  • Сеть партнерских организаций (экспертных, методических, консалтинговых, сервисных)
  • Сети информационного обмена:
    – система разработки ПС
    – система эксплуатации ПС
    – система автоматизации процедур сертификации на основе ПС
    – системы дистанционного современного обучения по ПС (дистанционное обучение, цифровая авторская е-сеть)
    – системы автоматизации применения; профессиональных стандартов/компетенций на предприятиях

Инструменты проекта для региона

  • Региональная программа развития профессиональных квалификаций (ГЧП)
  • Наличие координационного совета и АРПК в регион
  • Сетевой механизм взаимодействия с профессиональными сообществами – АРПК профсообществ
  • IT-технологические платформы сотрудничества, используемые участниками проекта
Автор
Жильцов Владимир АНО "Национальный центр сертификации управляющих"