Дефицитный ресурс современного мира
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Профессиональное сообщество – специализированное объединение людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Оно выполняет следующие функции в обществе:
- регулирует самоопределение профессионалов как индивидуальное, так и коллективное;проводит мониторинг непосредственных трудовых функций на рынке труда;
- осуществляет открытое позиционирование профессии при разделении и кооперации коллективного труда;
- занимает проактивную гражданскую и экономическую позицию;
- занимается проектированием будущего профессии;
- осуществляет постоянную заботу о накоплении и передаче профессионального опыта;
- вырабатывает этические правила сообщества.
Среди инструментов профессионального сообщества наибольшую ценность представляют профессиональный стандарт (как «техническое задание» на квалификацию) и система аттестации/сертификации профессиональных квалификаций (как механизм проверки соответствия «техническому заданию»).
Успех реализации любой деятельности во многом зависит от профессионализма и компетентности специалистов, которые ее осуществляют. При этом очень важно учитывать закономерности индивидуального и профессионального развития каждого сотрудника, которое является обязательным условием его профессионального долголетия. Профессионализация определяет благополучие экономики страны, свидетельствует о рациональном и экономически выгодном использовании человеческого капитала в экономике РФ и о благосостоянии наших граждан.
В целом вопросы развития профессиональных квалификаций связаны с гармоничным развитием всех пяти элементов: требования и применение сферы труда, образование, независимая оценка, профориентация (см. схему 1).
МАСТЕРСТВО ВМЕСТО ДИПЛОМА
Построение национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК) необходимо для формирования в стране «рынка квалификаций», на котором ценность работника будет определяться его реальными профессиональными возможностями, и вытеснения существующего в настоящее время «рынка дипломов», где ценность сотрудника зависит от наличия диплома учебного заведения.
НСКК предоставляет работодателям:
- надежные индикаторы для понимания уровня умений у кандидатов на рабочие места и работников;
- ясные ориентиры при сопоставлении квалификаций;
- средства выявления недостатка в умениях и потребностей в обучении;
- индикаторы качества квалификаций и их значимости на национальном уровне;
работникам:
- возможность грамотно планировать обучение и карьеру;
- средство определения востребованных квалификаций и траекторий развития для получения искомой квалификации;
- мотивацию к обучению;
- индикаторы качества квалификаций и их востребованности;
- гарантию признания и использование умений работников;
- возможность трудоустройства, карьерного роста и справедливой оплаты труда;
специалистам по экономическому планированию:
- ориентир качества знаний и умений и инструмент сравнения квалификаций;
лицам, отвечающим за разработку политики в сфере образования:
- данные для формирования направлений дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования;
органам по обеспечению качества:
- способы и методы точного определения требований к свидетельствам и дипломам; создания и признания минимальных стандартов, отвечающих потребностям сферы труда;
- средства мониторинга системы квалификаций;
обучающим структурам:
- источник информации об официальных квалификациях, механизмах обеспечения качества и способах взаимодействия с работодателями, на основании которыхможно четко сформулировать цели программ обучения и методы оценки;
студентам:
- понимание перспектив трудоустройства и карьерного роста;
- средства определения востребованных квалификаций;
- средства коммуникации со службами занятости.
Основой НСКК являются профессиональные стандарты (см. схему 2), при этом сертификация – один из возможных способов их применения.
СЕРТИФИКАЦИЯ И АТТЕСТАЦИЯ
С начала 2013 года Минтруд РФ определил 18 областей профессиональной деятельности, что постфактум закреплены в Плане разработки профессиональных стандартов. Эти области можно разделить на три большие профессиональные группы: руководители, специалисты, работники c непрофильным образованием.
Следующим этапом развития профессиональных квалификаций является разграничение ответственности участников НСКК в жизненном цикле стандарта профессии (см. табл. 1).
Однако модернизация системы аттестации персонала является ключевым фактором для работодателя, поскольку положения Трудового кодекса РФ позволяют применять процедуры увольнения с опорой на результаты аттестации, а не сертификации, несмотря на то, что ее объективность гораздо выше.
Включение механизмов учета результатов независимой сертификации, проведенной в профессиональном сообществе, в процедуры аттестации персонала в конкретной организации позволит снизить нагрузку по затратам на ее проведение. Важно принимать различия в валидации получаемых оценок при применении различных процедур (см. табл. 2).
При построении НСКК следует учитывать тот факт, что в России действуют около 200 систем сертификации персонала, зарегистрированных в Ростехрегулировании. Они работают на основе различных требований: ЕКТС, корпоративных, собственных моделей компетенций, ГОСТ-Р и т. д.
Опыт объединения усилий различных профессиональных сообществ, работающих на основе профессиональных стандартов и сертификации квалификации, в России уже существует. Он реализован в 2011 году в деятельности Совета директоров агентств развития профессиональных квалификаций, который осуществляет проект АСИ «Создание национальной сети региональных (отраслевых, профессиональных) агентств развития профессиональных квалификаций (АРПК)» – сеть АРПК. Отраслевым сообществам еще предстоит создание агентств развития профессиональных квалификаций.
Профессионалы – самый дефицитный ресурс современного мира. Следовательно, не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда – экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы без труда найти себе достойное место в новых российских реалиях.
Жизненный цикл стандарта профессии
- Разработка/актуализация
- Утверждение
- Внедрение/информирование
- Эксплуатация стандарта – функционирование:
– проектирование деятельности на основе профстандарта
– обучение на основе профстандарта
– оценка на основе профстандарта
– администрирование на основе профстандарта
– техническое обслуживание профстандарта - Мониторинг ситуации – обеспечение качества
- Принятие решения об актуализации/списании профстандарта (переход к п. 1)
Соотношение сертификации квалификаций и аттестации персонала
Сертификация | Аттестация |
|
|
Структура и инструменты проекта — национальная сеть АРПК
Участники проекта
- Сеть КС (на муниципальном, региональном уровнях)
- Сеть АРПК (Совет директоров АРПК, офис проекта)
- Сеть партнерских организаций (экспертных, методических, консалтинговых, сервисных)
- Сети информационного обмена:
– система разработки ПС
– система эксплуатации ПС
– система автоматизации процедур сертификации на основе ПС
– системы дистанционного современного обучения по ПС (дистанционное обучение, цифровая авторская е-сеть)
– системы автоматизации применения; профессиональных стандартов/компетенций на предприятиях
Инструменты проекта для региона
- Региональная программа развития профессиональных квалификаций (ГЧП)
- Наличие координационного совета и АРПК в регион
- Сетевой механизм взаимодействия с профессиональными сообществами – АРПК профсообществ
- IT-технологические платформы сотрудничества, используемые участниками проекта