Тема

Основа совершенствования

 

ПОКА НА ДОБРОВОЛЬНЫХ НАЧАЛАХ

Арина Едемская: Елена Николаевна, как Вы оцениваете ситуацию в России с публичной отчетностью в сравнении с европейскими и американскими компаниями? Существенно ли отставание?

Елена Феоктистова: Начнем с того, что отчетность бывает разная. Если речь идет о финансовой отчетности, то ее в обязательном порядке производят все компании. Разница в том, какие стандарты – национальные или международные – использует компания, а это уже в значительной степени зависит от того, выходит ли она на международный рынок или нет. Также существует годовая отчетность, которая предоставляет информацию не только о финансовых, но и о производственных результатах деятельности компании, ее стратегии развития и т. д. Для акционерных обществ в России годовая отчетность обязательна. Кроме того, есть публичная информация – то, что мы называем нефинансовой отчетностью, которая содержит сведения по более широкому кругу вопросов. В нашей стране по большей части эти отчеты затрагивают экономические, социальные и экологические аспекты деятельности. Мы называем это отчетностью в области устойчивого развития или отчетностью о корпоративной ответственности. Кстати, некоторые компании продолжают относить их к социальным отчетам, но при этом предоставляют информацию комплексно по обозначенным темам. Конечно, мы со своей стороны приветствуем такую форму отчетности, но она в нашей стране носит добровольный характер. В странах Европы, США, Канаде и у целого ряда стран Азии нефинансовая отчетность развивается довольно активно. Там она появилась лет на десять раньше, чем в России, поэтому эти процессы уже стали традиционными. Но если рассматривать тенденции развития, то они в нашей стране такие же, как и везде, вопрос только в темпах и охвате.

Другое дело, что целый ряд стран принял для себя решение о введении обязательной отчетности для компаний определенных категорий. К ним относятся компании с государственным участием, компании, которые листингуются на биржах, а также компании, имеющие общенациональное значение. В каких-то странах речь идет об отчетности по международным стандартам. Она предусматривает раскрытие определенных показателей – в годовом отчете или на сайте компании или каким-либо другим образом. В нашей стране, за исключением финансовых и тематически определенных годовых отчетов, такой обязательности нет. Процесс по-прежнему развивается на добровольных началах, но если учитывать нормы ведения бизнеса и деловую культуру, то для крупных компаний выпуск публичной отчетности становится правилом хорошего тона. Очень многие крупные компании, как частные, так и государственные, в этот процесс активно включились. Наличие публичного отчета, комплексно раскрывающего результаты деятельности компании, – признак хорошей корпоративной культуры, поскольку отражает  движение к информационной открытости компании и прозрачность ее деятельности.

Арина: Где можно получить информацию об этих компаниях?

Елена: Если говорить о цифрах, то у нас есть такой замечательный ресурс, который позволяет аккумулировать информацию, – «Национальный регистр корпоративных и нефинансовых отчетов». Он размещается на сайте РСПП в открытом доступе. Там представлена наиболее полная информация, которая отражает общую ситуацию в России. Национальный регистр мы ведем с конца 2006 года. На сегодняшний день в нем зарегистрировано более 470 отчетов и более 130 компаний. Они распределены по отраслевой принадлежности, поэтому можно видеть, где эти процессы наиболее активно развиваются. А это те сектора, которые в большей степени выходят на международную арену (нефтегазовые, металлургические, энергетические, банковские и т. д.). Хотя уже присутствуют и сектор транспорта, и сектор производства продовольственной продукции.

Крупнейшие базы данных нефинансовой отчетности в мире – это лондонская Corporate Register и база данных GRI. Первая анализирует информацию по всему миру, на сегодняшний день в ней содержится более 56 тысяч отчетов и более 11 тысяч компаний, которые эти отчеты производят. Отчеты принимаются на трех языках: английском, французском и испанском, поэтому, видимо, там представлено очень мало российских компаний. База данных GRI – это отчетность в области устойчивого развития. На сегодняшний день там зарегистрировано более шести тысяч организаций и более 17 тысяч отчетов из разных стран мира. База содержит более 130 российских отчетов из 43 компаний в том числе во многом благодаря деятельности РСПП, так как мы являемся их официальным информационным партнером.

РЕШАЯ ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ

Арина: Известно, что РСПП принимал участие в разработке концепции проекта развития нефинансовой отчетности. Он будет существовать как некий документ?

Елена: Мы, действительно, участвовали в работе межведомственной рабочей группы, которая была создана на базе министерства экономического развития. Строго говоря, подготовкой этой концепции занималось министерство. Проект практически готов. Он был внесен в Правительство РФ и в настоящий момент дорабатывается с учетом некоторых замечаний и рекомендаций. В публичное пространство он пока не попал. Мы обсуждали его концепцию в процессе подготовки, давали на нее заключение. Разработанная концепция адресована, прежде всего, компаниям с высокой долей государственного участия (либо 100 %, либо более 50 %). Если она будет принята, это будет сигналом и для  других компаний развивать процесс отчетности. Говоря об  обязательной отчетности, очень важно определить набор тех показателей, по которым она должна предоставляться. Публичный нефинансовый отчет – не только информационный и коммуникационный продукт, но и инструмент управления. Отчет важен непосредственно для самой компании, поскольку данные, в нем содержащиеся, позволяют наладить мониторинг, сбор и анализ информации. Подобная аналитическая работа – это своего рода основа для принятия управленческих решений, для совершенствования собственных процедур и систем управления. И если та или иная компания выпускает подобный отчет, она должна понимать, для чего это делает, кому адресует эту информацию. Исходя из этого определяются и существенные темы, и объем раскрываемой информации. Поэтому РСПП всегда выступал за то, чтобы подобная форма отчета носила добровольный характер при том, что мы поддерживаем и пропагандируем ее развитие как элемента хорошей корпоративной культуры. Если же речь встает  об обязательности, то необходимо определить набор показателей, которые должны быть раскрыты. А все остальное рекомендовать компаниям определять самим с учетом их специфики, необходимости решения тех задач, которые они перед собой ставят. Отчет может быть адресован широкому кругу заинтересованных сторон, а может быть заточен на конкретного адресата, например на инвесторов или на персонал. Но если отчет выходит в публичное пространство, то информацию надо раскрывать таким образом, чтобы она была понятной, сопоставимой, достоверной, сбалансированной, чтобы вызывать доверие.

Арина: Какими стандартами или документами нужно пользоваться, чтобы составить нефинансовый отчет?

Елена: Одна из важнейших на сегодняшний день задач – повышение качества отчетной информации. Без выполнения этого условия отчет становится просто неким набором огромного количества сведений, из которого трудно что-то вычленить, либо рекламным буклетом. Есть широкий набор методических инструментов для составления отчета. В прошлом году вышла четвертая версия Руководства по отчетности в области устойчивого развития (GRI-G4), которая подготовлена с учетом предыдущего опыта развития отчетности в мире и современных потребностей заинтересованных сторон в получении качественной  информации о существенных аспектах деятельности компаний и ключевых результатах.  Также есть документы, которые ориентируют на выбор существенных тем в области корпоративной ответственности и устойчивого развития, которые могут представлять интерес  для отражения в отчетах. Прежде всего, я бы назвала международный стандарт ISO 260 000 – Руководство по социальной ответственности, которое определяет ключевые темы, имеющие прямое отношение к корпоративной социальной ответственности. У нас есть некоторые свои, российские методические разработки, которые помогают осваивать компаниям различные международные регламенты. Здесь в первую очередь следует назвать Социальную хартию российского бизнеса (свод принципов ответственной деловой практики). Несколько лет назад были подготовлены «Пять шагов на пути к социальной устойчивости компании» – это рекомендации на тему, как правильно подходить к организации процесса отчетности. Затем появились «Базовые индикаторы результативности» – рекомендации, содержащие  набор ключевых показателей для использования в практике управления и отражения в нефинансовых отчетах.

В 2013 году появился еще один новый документ для формирования отчетности –  международный стандарт интегрированной отчетности, он может быть  полезен компаниям, которые предполагают развиваться в этом направлении и ориентированы, прежде всего, на инвесторов.

В США, например, существует свой инструментарий отчетности. Сейчас американские специалисты заняты разработкой набора обязательных для раскрытия показателей с учетом отраслевой специфики.

УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ

Арина: На сегодняшний день компании могут заверять социальные отчеты, а могут и не делать этого. Какие преимущества им дает заверение?

Елена: Что такое заверение? Прежде всего, это внешняя независимая оценка. Для нее существуют разные формы: профессиональный аудит, общественное заверение. Зачем это нужно компании? Самая большая проблема, которая сегодня существует в нашей жизни, – это дефицит доверия между государством и бизнесом, между потребителями и бизнесом. И один из способов укрепления этого доверия для компаний – дополнительные внешние оценки и подтверждения.

Чем больше свидетельств независимой оценки может представить компания, тем лучше, это ее преимущество, свидетельство серьезного отношения к информированию заинтересованных сторон.  Оценка всегда дает понять, кроме того, где у компании точки роста, в каком направлении нужно совершенствовать отчетность и деятельность, поскольку заверение, как правило, сопровождается рекомендациями.

РСПП активно развивает практику общественного заверения. Важно, чтобы  четко был определен предмет анализа и оценки, использовалась  понятная  открытая методология. Мы ориентируемся на принципы ответственного ведения бизнеса, которые изложены в Социальной хартии российского бизнеса. Они сопоставимы и с международным стандартом по социальной ответственности, с Глобальным договором ООН. Предмет заверения отчетов в Совете РСПП по нефинансовой отчетности − полнота и значимость предоставленной информации с позиции принципов ответственной деловой практики.

Арина: Если более или менее понятно, кто занимается аудитом, то, говоря об общественном заверении отчета, возникают вопросы.

Елена: Для любой независимой проверки важно, чтобы ее делали квалифицированные люди, а также чтобы процедура и методика были понятны и открыты. Это важно как для профессионального аудита, так и для общественного заверения в любых его формах. Эта работа направлена на повышение качества информации в нефинансовых отчетах, а также  на совершенствование процессов, лежащих в основе подготовки публичных корпоративных нефинансовых отчетов, включая процессы взаимодействия с заинтересованными сторонами.  В центре нашего внимания − стратегия, политика компаний по ключевым направлениям ответственности в их связи с задачами устойчивого развития, системы управления, результаты деятельности, включая экономические, социальные,  экологические аспекты, организация взаимодействия со стейкхолдерами. В процесс заверения вовлечены независимые эксперты, имеющие авторитет и признание в сообществе.

Важно, что РСПП – это независимая площадка, мы не лоббируем чьи-то интересы. Для нас важно продвижение высоких стандартов деловой культуры, повышение информационной открытости бизнеса в целом.

Арина: Если финансовую отчетность, как правило, готовят экономисты, бухгалтеры, то кто, на Ваш взгляд, должен готовить нефинансовую отчетность?

Елена: Если это информация, которая отражает все ключевые аспекты деятельности компании, то это может быть департамент по корпоративной ответственности или подразделение, которое отвечает за коммуникации. В каких-то компаниях создается специальная рабочая группа из представителей всех ключевых подразделений, чтобы наладить регулярный сбор, обобщение и анализ информации. Важно, чтобы на ее основе формировалось ясное представление о том, как связаны между собой стратегия, цели и политики в каждом из ключевых направлений деятельности, будь то вопросы развития производства, обеспечения промышленной, экологической безопасности, охраны труда или  управления персоналом, качеством продукции, социальными инвестициями.

Нужно понимать, насколько полученные в каждом из этих направлений  результаты продвигают  к достижению общей стратегической цели, где есть точки роста. Хорошо налаженный процесс отчетности позволяет такую информацию получить, что служит основой для принятия управленческих решений и материалом для публичного нефинансового отчета, комплексно представляющего сведения о компании.

Беседовала: Едемская Арина

Автор
Феоктистова Елена Центр корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП, директор