Тема

Объявляю Вас… банкротом!


В ноябре Госдума приняла проект закона, предусматривающий изменения в Федеральном законе«О несостоятельности (банкротстве)». В целом мнение большинства специалистов сводится к положительной оценке принимаемых нововведений, считая законопроект первой ласточкой на пути введения цивилизованных методов разрешения споров и урегулирования задолженности граждан. В данной статье мы постарались рассмотреть основные положения, предусмотренные законопроектом.

МОТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ

Проект Федерального закона № 105976-6 «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (далее – Законопроект), был внесен в Государственную Думу РФ по инициативе Правительства РФ в начале июля прошлого года. В ноябре он уже был принят в первом чтении. Однако судить о том, как нововведения будут реализовываться на практике, какие проблемные вопросы при этом будут возникать, можно будет лишь после принятия закона в окончательной редакции и формирования соответствующей судебной практики.

Отметим, что Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) и сейчас предусматривает теоретическую возможность признания граждан несостоятельными (гл. Х Федерального закона № 127-ФЗ). Однако указанные нормы о банкротстве граждан вступают в силу лишь после принятия и вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Федерального закона № 127-ФЗ). Именно такие изменения и дополнения и содержатся в рассматриваемом нами законопроекте.

В настоящее время единственный предусмотренный в действующем законодательстве способ взыскания задолженности с граждан – это процедура исполнительного производства. Однако, как показывает практика, в некоторых случаях она малоэффективна, а иногда и вовсе бесполезна. При этом можно наблюдать недостатки процедуры, которые негативно сказываются как на самом должнике, так и на его кредиторах. Отрицательным моментом для должника является отсутствиевозможности восстановления платежеспособности в рамках исполнительного производства.

Для кредиторов процедура исполнительного производства в ряде случаев также малопривлекательна: взыскание на имущество должника обращается, как правило, по требованию первого кредитора, подавшего в суд соответствующее заявление. Другие кредиторы, не осведомленные о возбуждении исполнительного производства или рассмотрение требований которых затянулось на длительный срок, рискуют предъявить свои требования слишком поздно и лишиться возможностивзыскать задолженность.

Одна из предпосылок разработки и принятия Законопроекта – широко распространившееся потребительское кредитование, которое вылилось в бурный рост объема просроченной задолженности граждан. Главный разработчик законопроекта – Министерство экономического развития РФ – внес в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на расширение возможностей урегулирования задолженности граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Главной идеей законопроекта стало введение правовой регламентации льготной процедуры реструктуризации долгов для граждан, которая предусматривает возможность предоставления рассрочки уплаты задолженности гражданина, а также стимулирование физических лиц – должников и их кредиторов к решению конфликтов цивилизованными способами.

Согласно принятому законопроекту, на граждан-должников также будут распространяться преимущества существующего института банкротства юридических лиц, который действует в Российской Федерации. Следует отметить, что процедура банкротства граждан (потребительского банкротства) уже давно широко известна в зарубежной практике и используется как цивилизованный механизм урегулирования задолженности.

Рассмотрим основные положения законопроекта, которые регламентируют процедуру банкротства граждан.

КТО ИНИЦИИРУЕТ ПРОЦЕСС

В первую очередь проект предполагает введение ряда новых правовых понятий в законодательство о банкротстве, таких как реструктуризация долгов, план реструктуризации долгов, финансовый управляющий. Это неудивительно, ведь введение новых процедур и явлений обусловлено необходимостью введения и новых понятий, описывающих данные явления.

Итак, рассмотрим основания инициирования процедуры банкротства гражданина. С заявлением о банкротстве может обратиться сам гражданин, его кредиторы или уполномоченные органы.

Основанием для обращения кредиторов и уполномоченных органов в суд с заявлением о признании гражданина банкротом является наличие требований к гражданину, которые в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч рублей, и исполнение которых просрочено не менее чем на три месяца. Сам гражданин может обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом и при отсутствии указанных обстоятельств. В частности, он вправе подать указанное заявление в случае предвидения банкротства и при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства в установленный срок. Более того, гражданин будет обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в том случае, если возникнет ситуация, при которой удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязанностей перед другими кредиторами.

В отличие от рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц (где для возбуждения процедуры банкротствав обязательном порядке требуется наличие вступившего в силу решения суда, подтверждающего наличие задолженности (п. 3 ст. 6 Федерального закона № 127-ФЗ), заявление о признании банкротом гражданина может быть сделано вне зависимости от наличия решения суда, подтверждающего требования по денежным обязательствам (п. 1 ст. 206 Федерального закона № 127-ФЗ (в редакции проекта Федерального закона № 105976-6).

В заявлении о признании гражданина банкротом, подаваемом как самим должником, так и кредиторами (или уполномоченными органами), может быть указана кандидатура финансового управляющего. Как видим, в деле о банкротстве гражданина вдобавок к существующим разновидностям арбитражного управляющего, выступающего одним из немаловажных персонажей процесса банкротства юридических лиц (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), появилось еще одно действующее лицо – финансовый управляющий. 

НОВЫЕ ЛИЦА

Итак, кем является финансовый управляющий? Это арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, для проведения реструктуризации долгов и осуществления иных полномочий.

Финансовый управляющий должен соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к арбитражному управляющему, в целях утверждения его в деле о банкротстве. Утверждение финансового управляющего осуществляется судом в соответствии с действующим сейчас порядком, установленным ст. 45 Федерального закона № 127-ФЗ. Минимальный размер фиксированной суммы вознаграждения финансового управляющего составляет 10 тыс. рублей в месяц. Напомним, что действующими нормами установлены следующие минимальные размеры фиксированной суммы вознаграждения: для внешнего управляющего – 45 тыс. рублей в месяц, для временного или конкурсного управляющего – 30 тыс. рублей в месяц, для административного управляющего – 15 тыс. рублей в месяц (п. 3 ст. 20.6 Федерального закона № 127-ФЗ).

Кроме того, помимо указанной фиксированной суммы вознаграждения, финансовый управляющий в ряде случаев может рассчитывать и на суммы процентов. Размер процентов варьируется в зависимости от общего объема удовлетворенных требований кредиторов и составляет 3; 4,5; 6 или 7%.

В целях придания соответствующего правового статуса финансовый управляющий наделяется определенными правами и обязанностями. В целом права и обязанности финансового управляющего коррелируют с правами и обязанностями иных арбитражных управляющих и специфичны лишь в силу иного статуса должника.

ДОЛГИ — НА РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ

Реструктуризация долгов – это новая процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина в целях погашения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Процедура реструктуризации долгов может быть введена судом в случае признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом. В противном случае суд может оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу.

Определение о признании заявления обоснованным и введении реструктуризации долгов подлежит немедленному исполнению, его обжалование не приостанавливает его исполнение.

Не позднее десяти дней с момента истечения срока для предъявления требований кредиторов в целях участия в первом собрании кредиторов, гражданин вправе направить участникам процедуры банкротства план реструктуризации долгов.

План реструктуризации долгов должен содержать положения о порядке и сроках погашения требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, известных должнику на дату направления плана. Максимальный срок реализации плана составляет пять лет. К плану реструктуризации долгов должны быть приложены: перечень имущества гражданина, сведения о кредиторской задолженности и о постоянных доходах гражданина за предшествующие полгода, кредитный отчет (или документ, подтверждающий отсутствие кредитной истории у гражданина) и заявление о достоверности и полноте прилагаемых документов.

План реструктуризации долгов предоставляется на утверждение собранию кредиторов и впоследствии – в арбитражный суд. По результатам рассмотрения плана суд выносит одно из следующих определений: либо об утверждении плана реструктуризации долгов, либо об отложении рассмотрения этого вопроса, либо об отказе в утверждении плана и признании гражданина банкротом.

В дальнейшем, после утверждения плана реструктуризации долгов законопроект предусматривает два возможных варианта развития событий. Первый вариант предполагает успешное выполнение должником плана реструктуризации долгов, который означает удовлетворение требований кредиторов и уполномоченных органов, включенных в план. Данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, освобождения гражданина от обязательств и всех ограничений, наложенных в связи с судебным разбирательством и процедурой банкротства.

В случае же если по истечении установленного срока для реализации плана гражданин по той или иной причине не сможет расплатиться с кредиторами и погасить имеющуюся задолженность, суд должен отменить план реструктуризации долгов и признать гражданина банкротом. К слову, решение о признании гражданина банкротом арбитражный суд может принять и ранее – в случае непредставления гражданином плана реструктуризации долгов в установленный срок или в случае отказа в его утверждении.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ БАНКРОТСТВА

После объявления банкротства гражданина все его имущество, составляющее конкурсную массу, подлежит реализации на торгах, а вырученные денежные средства идут на удовлетворение требований в порядке установленной очередности. Причем требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, считаются погашенными. В связи с этим некоторые специалисты высказывают опасения по поводу того, что введение института банкротства граждан повлечет за собой увеличение количества случаев использования данной процедуры недобропорядочными гражданами в целях освобождения от обязательств платить по долгам в ущерб интересам добросовестных кредиторов. Однако законопроект также предусматривает внесение соответствующих изменений в уголовное и административное законодательство, чтобы создать возможность привлечения к ответственности недобросовестных должников в случае фиктивного или преднамеренного банкротства. Кроме того, признание гражданина банкротом само по себе несет ряд неблагоприятных факторов для гражданина. Так, гражданин, в случае признания его банкротом, не вправе в течение пяти лет принимать на себя обязательства по кредитным договорам или договорам займа без указания на свое банкротство.

Кроме того, в течение указанного срока не может быть возбуждено дело о банкротстве по заявлению гражданина. В течение одного года с момента признания гражданина банкротом он не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Признали банкротом, а дальше что?

С даты вынесения определения о признании гражданина банкротом вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам. Кроме того, наступают следующие последствия:

  • считается наступившим срок исполнения возникших до введения реструктуризации долгов денежных обязательств и уплаты обязательных платежей для участия в деле о банкротстве;
  • все имущественные требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены в рамках процедуры банкротства гражданина (исключение составляют требования о признании права собственности, о взыскании алиментов, об истребовании имущества из чужого незаконного владения; требования, связанные с недействительностью сделок);
  • прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и применение иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина;
  • прекращается взыскание по всем исполнительным документам с гражданина (исключение составляют исполнительные документы по требованиям о возмещении причиненного жизни и здоровью вреда, компенсации морального вреда, по виндикационным требованиям, об устранении препятствий к владению, о признании права, а также о взыскании алиментов);
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина.

Кроме того, введение реструктуризации является безусловным основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение должником неденежного обязательства в пользу кредитора.

Права нужно заслужить

Не всякий должник имеет право предоставлять участникам процедуры банкротства план реструктуризации долгов. Такое право есть только у тех граждан, которые отвечают следующим требованиям:

  • наличие постоянного дохода;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики;
  • отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство в течение трех лет до дня принятия заявления о банкротстве;
  • в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов, гражданин не признавался банкротом, и в течение восьми лет в отношении гражданина не утверждался план реструктуризации долгов.

В какое издание дать информацию

Сообщение о введении реструктуризации публикуется в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Кроме этой информации подлежат опубликованию и иные сведения: о признании должника банкротом, о прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего, о проведении и результатах проведения торгов по продаже имущества гражданина, а также об отмене или изменении опубликованных ранее сведений. Следует обратить внимание на то, что в законопроекте прямо указано на отсутствие необходимости публиковать вышеуказанные сведения в официальном издании – газете «Коммерсантъ» (в процедурах, применяемых при банкротстве юридических лиц, публикация сведений в данном издании является обязательной). Срок для предъявления требований кредиторов в целях участия в первом собрании кредиторов составляет два месяца с момента опубликования сообщения о введении реструктуризации.

Автор
Курамшина Ольга "Корпус права"