Интервью

Объединяя усилия

 

ОПЫТ В КОНСАЛТИНГЕ КАК ПОМОЩНИК ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Алина Коста: Артем, насколько полезен для Вашей текущей деятельности в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) опыт, вынесенный из работы в консалтинге?

Артем Аветисян: Опыт, вынесенный из работы в сфере консалтинга, помогает прежде всего посмотреть на ситуацию со стороны, оценить ее максимально объективно и далее принять верное решение. Полученные в консалтинге компетенции позволяют выявлять системные проблемы, обобщать и на основании этого видеть, скажем, перспективы развития целой отрасли.

Алина: Каковы особенности работы в АСИ? Изменился ли Ваш подход к организации рабочего процесса?

Артем: Подход к работе – это определенная жизненная философия, которая не меняется с годами. Умение быстро и верно принимать решения и нести за них ответственность, понимать задачи каждого сотрудника и организации в целом, верить в успех своего дела – это базовые моменты, которые для меня неизменны вне зависимости от того, над каким проектом ведется работа. Не могу сказать, что как-то принципиально изменился сам рабочий процесс, скорее, появились новые задачи и компетенции. В рамках направления «Новый бизнес» деятельность АСИ направлена на поддержку лидеров-предпринимателей, в том числе путем содействия в реализации уникальных бизнес-проектов, улучшения предпринимательского климата, выявления и преодоления имеющихся барьеров развития среднего бизнеса. Среди моих новых компетенций есть, например, активное взаимодействие с государственными органами власти, общественными организациями, отраслевыми ассоциациями, институтами развития и фондами.

Алина: Согласно данным официального сайта АСИ, в ведении блока «Новый бизнес» находится порядка 100 проектов, из которых 21 одобрен Наблюдательным советом. Расскажите о процедуре отбора проектов. Насколько трудно проекту попасть в список одобренных?

Артем: За время существования направления «Новый бизнес» АСИ утвердило на Наблюдательном совете 21 проект из 470, которые мы успели к текущему моменту получить, взять в работу и подвергнуть многоступенчатой экспертизе. Все проекты регистрируются через специальную форму на официальном сайте агентства, каждому из них присваивают свой номер. Проекты проверяются на соответствие количественным и качественным критериям, предъявляемым к бизнес-проектам. Далее проекты проходят через специальные «фильтры», такие как Рабочая группа и Бюро Экспертного совета, состоящие из авторитетных представителей экспертного и предпринимательского сообщества. По итогам проведенной работы проект может быть рекомендован Экспертным советом к рассмотрению на Наблюдательном совете агентства, который возглавляет Президент России. При отборе максимальное внимание отводится проектам, направленным на внедрение инновационных решений, проектам с возможностью масштабирования в другие регионы страны, а также проектам с выявленными системными проблемами при их реализации.

ПРОЕКТЫ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Алина: Что происходит с проектом после одобрения Наблюдательным советом АСИ?

Артем: Каждый проект закрепляется за определенным сотрудником агентства, который курирует его на всех этапах реализации. Безусловно, по всем одобренным проектам ведется непрерывная работа. Однако запустить проект сразу получается не всегда. Определенное время занимает внесение изменений в нормативно-правовую базу, содействие в преодолении административных барьеров, поиск площадок для реализации проекта. Очень часто приходится сталкиваться с проблемой отсутствия длинных денег. Многие проекты, с которыми к нам обращаются, рассчитаны не на один и не на два года.

Алина: Как известно БК, в список одобренных вошли проекты, ориентированные на совершенствование инфраструктуры в различных регионах России. Расскажите о наиболее интересных, на Ваш взгляд.

Артем: Все проекты, получившие одобрение на Наблюдательном совете, уникальны и перспективны. Особенно значимо то, что некоторые поддержанные проекты затрагивают системные проблемы, решение которых окажет положительное влияние не просто на деятельность одного обособленного предпринимателя, а на ряд предприятий данной отрасли, даст новый толчок развитию отраслей.

Например, ранее существовавшие ГОСТы не позволяли в полной мере использовать преимущества проводонового поколения. При содействии агентства 15 февраля 2013 года Росстандарт рассмотрел этот вопрос. Был определен план действий по актуализации стандартов применения неизолированных высоковольтных проводов нового типа и производства катанки. В программу разработки национальных стандартов на 2013 год включена разработка двух стандартов – на провода и на проволоку. Итог – открытие в Угличе (Ярославская область) инновационной линии по производству энергоэффективных неизолированных проводов нового поколения на заводе ООО «Сим-Росс-Ламифил» в рамках государственного заказа ОАО «ФСК ЕЭС» для Дальнего Востока. Данные провода снижают потери линии на 30–40%; они на 25% прочнее и на 60% легче, чем обычные сталеалюминевые провода, не подвержены коррозии и электролизу между алюминиевыми проволоками и неметаллическим сердечником. Кроме того, их использование позволяет существенно сократить выбросы СО2, снизить электро- магнитное излучение и степень аварийности.

Интересен и проект «Создание высокотехнологичного комплекса по выпуску базальтопластиковых композитов», в рамках которого планируется создать комплекс производств по выпуску базальтового непрерывного волокна для северных регионов России. 24 июля 2012 года при содействии агентства состоялся запуск первой очереди, 27 декабря 2012 года был осуществлен рабочий запуск производства базальтопластиковой арматуры. В настоящее время мощности доведены до 80-процентной загрузки. Уникальность проекта заключается в том, что он реализуется с применением новых, не имеющих аналогов в мире технологий и принципов организации производств базальтопластиков. Реализация проекта позволит не только сократить материалоемкость и расходы на транспортировку строительных материалов из Центральной части России, но и организовать подобные производства в других регионах страны. Производство строительных материалов для использования в жилищном, промышленном и дорожном строительстве в сложных климатических условиях Севера России будет способствовать сокращению расходов на северный завоз из бюджета РФ (порядка 500 миллионов рублей в год от замещения металлической арматуры в Республике Саха (Якутия)).

ЛИДЕРЫ, УЛУЧШАЮЩИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Алина: Артем, Вы являетесь председателем Клуба лидеров. С какой целью создан данный проект?

Артем: Идея создания Клуба заключалась в сохранении потенциала предпринимателей, принимавших участие в конкурсе на замещение руководящих должностей Агентства стратегических инициатив, а также в привлечениновых социально ответственных предпринимателей к реализации инициатив, которые направлены на улучшение предпринимательского климата в Российской Федерации. Инициатива представителей бизнеса по созданию Клуба лидеров была поддержана Владимиром Путиным 3 февраля 2012 года на заседании Наблюдательного совета АСИ. Задачей Клуба лидеров является выработка конкретных предложений по улучшению инвестиционного климата в России, сделанных на основе знаний членов Клуба лидеров о практической деятельности собственных предприятий. Сегодня Клуб лидеров объединяет широкий круг владельцев собственного бизнеса из более чем 40 регионов России.

 

 

 

 

 

Алина: Как Клуб лидеров взаимодействует с АСИ?

Артем: Клуб лидеров и АСИ являются стратегическими партнерами. Члены Клуба лидеров на базе АСИ принимают активное участие в разработке дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) по улучшению инвестиционного климата в России. При их непосредственном участии разработаны и одобрены дорожные карты в сфере строительства, подключения к электросетям, таможенного администрирования, регистрации собственности и предприятий, поддержки экспорта, развития конкуренции. Клуб лидеров выполняет неформальный, содержательный мониторинг хода реализации дорожных карт, так называемые контрольные закупки на местах, которые позволяют понять, в полной ли мере исполнено то или иное мероприятие. Так, начиная с декабря 2012 года члены Клуба лидеров совершают выезды на таможенные посты, что позволяет на месте оценить реализацию некоторых пунктов дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Подготавливаемые членами Клуба лидеров отчеты о ходе реализации мероприятий дорожных карт на регулярной основе представляются в Минэкономразвития России.

СЛЕДУЯ ДОРОЖНЫМ КАРТАМ

Алина: В рамках своей деятельности Вы готовили мониторинг дорожных карт. Много ли критики получено от бизнеса?

Артем: Задача Клуба лидеров не критиковать, не обвинять ответственные за выполнение мероприятий ведомства и министерства, а выявлять проблемные точки и совместными усилиями в режиме конструктивного диалога решать проблемы.

Во время так называемых контрольных закупок на таможенных пунктах мы убедились, что Федеральная таможенная служба заинтересована во взаимодействии с бизнесом. Так, на автомобильных пунктах пропуска осуществляются различные виды контроля, в связи с этим весьма актуальна задача упрощения порядка перемещения товаров и транспортных средств через пункты пропуска, расположенные на границе Таможенного союза. Необходимо совершенствовать инфраструктуру пунктов пропуска и развивать автоматизацию процессов государственного контроля, повышая качество технического оснащения и программного обеспечения. Это комплексная задача для всех федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска. Первоочередными мерами должны стать обеспечение межведомственного электронного взаимодействия при выполнении функций в сфере контроля перемещения товаров и транспортных средств через российский участок таможенной границы Таможенного союза.

Алина: Прислушалось ли государство к инициативам предпринимателей по совершенствованию дорожных карт?

Артем: Участники рабочих групп НПИ столкнулись с тем, что дорожные карты по госзакупкам и строительству отличаются от тех вариантов, которые утверждались предпринимателями. В свою очередь член Клуба лидеров, руководитель рабочей группы по строительству Леонид Казинец лично обратился к Дмитрию Медведеву. Председатель правительства поручил доработать карту и утвердил ее только тогда, когда предложения предпринимателей были учтены. На Красноярском экономическом форуме в феврале 2013 года Дмитрий Медведев еще раз подтвердил, что дорожные карты – это не догма, а руководство к действию, что они созданы именно для предпринимателей, и предложил бизнесу встречаться напрямую, даже без участия профильных министерств, если тема того стоит.

Алина: Как налажена работа с другими деловыми объединениями? На что направлено соглашение о сотрудничестве, которое Клуб лидеров подписал с «Деловой Россией»?

Артем: У Клуба лидеров изначально не было цели подменить собой успешно действующие деловые организации. И мы сознательно не формализуем работу Клуба, не проводим и не планируем проводить съезды, собрания, заседания. Предприниматели работают на удаленном доступе с помощью портала предпринимательских инициатив www.leadersclub.ru Что касается взаимодействия с другими деловыми ассоциациями, АСИ было поручено совместно с Клубом лидеров и другими общественными объединениями предпринимателей и независимыми экспертами наладить контроль со стороны бизнеса за ходом реализации дорожных карт. Клуб лидеров подписал соглашение с «Деловой Россией», которое так и называется – «По объединению усилий при осуществлении мониторинга НПИ». Мы приглашаем к диалогу Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опору России» для работы над улучшением инвестиционного климата, созданием условий по упрощению и улучшению процедур ведения бизнеса в нашей стране.

Беседовала Алина Коста

Автор
Аветисян Артем