Сотрудничество

Кому выгодно партнерство с государством?

 

УЧЕСТЬ ВСЕ

В 2012 году компания Ernst & Young провела опрос, в котором попыталась выяснить состояние практики применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. Участниками опроса стали представители федеральных и региональных органов власти, занимающихся вопросами ГЧП, а также частные инвесторы, банки и институты развития. В одном из разделов опроса предлагалось оценить качество подготовки российских проектов ГЧП по шкале от нуля до трех, где оценка три означала высокое качество проекта. Средняя оценка участников составила 0,9 балла, причем никто из них не поставил оценку выше 1,5 балла. В чем же причины столь низкого качества подготовки проекта и какие меры необходимо принять, чтобы улучшить ситуацию?

В последнее время грамотность государственных служащих по вопросам, связанным со структурированием проектов ГЧП, растет. Тем не менее, существует несколько мифов о ГЧП, которые мешают эффективному применению данного механизма. И первый из них – мнение, что основным преимуществом ГЧП является привлечение внебюджетного финансирования. Это одно из наиболее распространенных заблуждений. Сейчас большинство субъектов РФ имеют возможность привлекать заемные средства. Частное финансирование проектов в большинстве случаев будет дороже, чем стоимость бюджетных заимствований. Поэтому решение о реализации проекта ГЧП следует принимать по итогам комплексного анализа эффективности данной схемы, а также с учетом долгосрочной бюджетной политики.

РАЗВЕНЧИВАЯ МИФЫ

Не менее популярен миф о том, что ГЧП – это возможность бесплатно получить инфраструктурный объект. Проекты ГЧП предполагают либо оплату государством услуги, предоставляемой частным партнером (например, школы или бесплатные автодороги), либо передачу частному инвестору права получать доход от эксплуатации объекта (например, платные автодороги, объекты коммунальной инфраструктуры). В любом случае инвесторы, участвуя в проекте, получают доход. Помимо прямых денежных выплат инвестору, государство в проектах ГЧП имеет целый ряд обязательств, которые могут привести к значительному оттоку инвестиций.

Кроме того, ошибочно считать, что инвесторы сразу предложат правильные параметры проекта. ГЧП – это форма государственной закупки. Государство несет ответственность за гармоничное развитие инфраструктуры в соответствии с общественными потребностями, а партнерство является формой достижения государством четко определенных целей. Цель инвесторов – получение прибыли путем применения доступных им технологий, ноу-хау, опыта управления проектами. Правильно структурированный проект ГЧП позволяет каждой из сторон достичь своих целей, повышает общую эффективность процесса строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры.

ПРИВЛЕКАТЬ ЧАСТНОГО ИНВЕСТОРА ИЛИ НЕТ

Начальным этапом подготовки любого инфраструктурного проекта является определение ключевых параметров создаваемого объекта. Социально-экономическое обоснование проекта включает несколько стадий, среди которых исследование спроса на инфраструктурный объект (необходимости строительства), определение целей проекта, анализ альтернативных вариантов достижения целей, анализ затрат жизненного цикла проекта, его доходов и возможностей бюджета по финансированию, а также сопоставление затрат и результатов проекта, сравнение с альтернативными вариантами.

По результатам анализа принимается решение о реализации проекта. Этот этап принципиально важнен, поскольку качество анализа прямо влияет на дальнейшую судьбу проекта. Есть ряд примеров, когда осуществление анонсированного проекта, в который было вложено немало усилий и средств, прекращалось, в том числе из-за низкой его эффективности. Подобных ситуаций можно избежать путем проведения тщательного анализа еще на этапе принятия стратегического решения о реализации того или иного проекта. Стоит отметить, что тогда же проводится анализ общих социально-экономических параметров реализации проекта. Решение о форме реализации проекта (с привлечением частного инвестора или нет) принимается позже.

В ОТСУТСТВИЕ МЕТОДИКИ

На втором этапе подготовки инфраструктурного проекта анализируется целесообразность его реализации именно в форме ГЧП. В странах с развитым рынком ГЧП существуют официально утвержденные методики для выбора формы реализации проекта. Наиболее известная подобная методика – Value for Money (VFM), применяемая в Великобритании. Суть методики VFM состоит в сравнении доходности в случае привлечения инвестиций в частный сектор при ГЧП с экономией государственных средств, достигаемой путем передачи ответственности за реализацию проекта в частные руки. В России подобной методики принятия решения о форме реализации проектов не существует. По результатам анализа принимается решение о принципиальной схеме реализации проекта. Права и обязательства сторон ГЧП, а также распределение ответственности за основные риски проекта будут уточнены на следующем этапе подготовки проекта.

Если же было решено остановиться на форме государственно-частного партнерства, то на третьем этапе разрабатываются детальная конкурсная документация и соглашения по проекту. Это трудоемкий этап, требующий привлечения технических, правовых, финансовых, страховых консультантов, специалистов по прогнозированию спроса и многих других.

На данном этапе в том числе проводится анализ и принимаются решения о технических требованиях к проекту, требованиях по качеству эксплуатации: они должны быть ясными, выполнимыми, измеряемыми. Разработчикам необходимо продумать организационно-правовую схему реализации проекта, основные права и обязательства сторон, схему финансирования проекта на стадии строительства (реконструкции) и эксплуатации, механизм оплаты инвестору, распределение ответственности за основные риски проекта между участниками, порядок расторжения соглашения. Наконец должны быть определены требования к участникам конкурса, параметры оценки предложений, утвержден график проведения конкурса и ключевые даты проекта. Качественно подготовленный проект, понятный инвесторам, со сбалансированным распределением ответственности за риски, позволит наиболее эффективно привлечь инвестиции и гарантировать достижение социально-экономических целей проекта.

В упомянутом опросе, проведенном компанией Ernst & Young, респонденты предлагали варианты решения проблемы некачественной подготовки проектов. Более 70% ответивших считают, что к работе необходимо привлекать опытных консультантов. Половина опрошенных считает, что стоит создать единый центр поддержки проектов ГЧП. Сейчас Россия продвинулась и в том и в другом направлении: есть ряд опытных консультантов, на федеральном уровне организованы центры поддержки ГЧП, что с уверенностью позволяет говорить о перспективности развития подобных проектов.

Почему стоит выбрать ГЧП?

Выбирая для реализации проекта форму государственно-частного партнерства, стоит ответить на несколько важнейших вопросов.

  1. Существует ли необходимость передачи ответственности за риски проекта частному инвестору? Типовые проекты, неоднократно успешно реализованные государством или государственными предприятиями, возможно, эффективнее осуществить без привлечения частного партнера.
  2. Сможет ли частный инвестор эффективно управлять рисками проекта? Уникальные, инновационные, технологически сложные проекты зачастую эффективнее реализуются государством, так как частный сектор не в состоянии оценить и управлять всеми рисками проекта.
  3. Будет ли конкуренция за проект? Конкуренция – один из ключевых факторов успеха проектов ГЧП. Перед принятием решения о реализации проекта необходимо проанализировать рынок и выяснить, достаточно ли в настоящий момент претендентов, технологически и финансово готовых участвовать в тендере.
  4. Каков будет ожидаемый объем государственной поддержки проекта и какие обязательства будет нести государство по соглашению о ГЧП? Необходимо оценить возможность предоставления необходимых ресурсов, а также риски, ответственность за которые остается на государстве по договору о ГЧП.
  5. Какова ожидаемая стоимость строительства и эксплуатации объекта? В проектах ГЧП инвестор берет на себя жесткие финансовые обязательства построить и эксплуатировать объект качественно, в срок, по заранее согласованной стоимости. При подготовке проекта государству важно адекватно оценить капитальные и эксплуатационные затраты, а также финансовые затраты инвестора, чтобы принять взвешенное решение о схеме реализации проекта и объеме необходимой государственной поддержки.

Как видят Российский рынок иностранные инвесторы?

По прогнозам, в 2013 году рынок российской недвижимости будет привлекательным для иностранных инвесторов. Такой вывод содержится в ежегодном отчете, опубликованном компанией Ernst & Young и аналитическим отделом журнала The Economist.

В исследовании, с результатами которого можно ознакомиться на сайте Ernst & Young, рассматривается общая оценка условий на рынке инвестиций в недвижимость и содержится прогноз стратегий инвесторов на следующий год. Среди участников исследования – представители банков, закрытых фондов недвижимости, корпораций недвижимости, инвестиционных фондов недвижимости, институциональных инвесторов, инвестиционных компаний, фондов инвестиционных возможностей и фондов прямых инвестиций, страховых компаний, жилищно-строительных организаций и других компаний, предоставляющих заемное финансирование. В общей сложности в работу были вовлечены представители более 500 компаний из 15 европейских стран.

Согласно результатам исследования, 87% опрошенных считают Россию привлекательным направлением для инвестиций. В целом перспективы российского рынка в 2013 году выглядят следующим образом:

  • ожидается рост активности на рынке слияний и поглощений (57% респондентов придерживаются такого мнения). Предполагается, что объем сделок в этом году существенно возрастет (с этим согласны 70%);
  • продолжая тенденцию прошлого года, наиболее активной группой среди «продавцов» останутся банки (83% опрошенных согласны с этим), в то время как самыми активными среди «покупателей» будут управляющие компании (в том числе инвестиционные фонды недвижимости) и компании по управлению частным и семейным капиталом (так считают 90 и 87% респондентов соответственно);
  • основными препятствиями для роста объемов сделок в 2013 году будут ограниченный доступ к несубординированным кредитам (согласны 84% опрошенных) и требования кредиторов к уровню собственных средств заемщика (73% согласны);
  • в центре внимания инвесторов по-прежнему будет торговая недвижимость (33%) , в то время как привлекательность офисной недвижимости в глазах инвесторов снизится (23%);
  • Москва будет самым популярным направлением для инвестиций в офисную недвижимость, в то время как спрос на торговые объекты будет наиболее высок в других крупных городах России.

 

комментарий Архангельская Ольга Ernst &Young

Российская недвижимость привлекательна для инвестиций

«Исследование «Инвестиционная привлекательность рынка недвижимости в России в 2013 году» уникально – оно системно отвечает на задаваемый многими вопрос об ожидаемых тенденциях 2013 года, который ранее оставался без определенного ответа. Исследование обобщает представления инвесторов о развитии российского рынка недвижимости, а также их восприятие нашего рынка по сравнению с рынками других европейских стран. Отрадно видеть, что, несмотря на некоторую мировую экономическую неопределенность, явное большинство инвесторов (87%) считают российскую недвижимость привлекательной для инвестиций; все это гарантирует, что 2013 год будет интересным для всех участников рынка».

Автор
Седов Илья Ernst & Young