Обучение

Ошибка на учебном полигоне дороже успеха

 

НА КОГО ЖЕ ПОЛОЖИТЬСЯ?

Когда волнующий запуск стартапа и драйв начального роста (если его удалось обеспечить) позади, возникает новый интересный вопрос: как перевести бизнес на регулярную основу и создать качественную операционную машину. Чтобы эта машина работала без перебоев, необходимы выстроенные процессы, контрольные индикаторы, мотивированная команда, а также осмысленная бизнес-модель, создающая добавленную стоимость. Если получится все это наладить, можно спокойно заняться собой, перейти к новым планам и амбициям или просто отдохнуть.

Генеральный директор и собственник среднего бизнеса в России – очень часто один и тот же человек. Нередко такой руководитель на определенном этапе хочет выйти из операционного управления. Ситуация у каждого индивидуальна, но есть и объективные факторы, например демографическая ситуация и средний возраст российских компаний. Соответственно, собственники ищут и рассматривают возможности передать бизнес в управление. Ключевой вопрос: кому?

Чтобы ответить на него, мы провели исследование и построили на его основе образовательную программу нового поколения. Она нацелена на подготовку преемников, которым можно будет доверить управление бизнесом, и директоров, желающих привести управленческие навыки в стройную систему.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Новая программа СКОЛКОВО позволяет подготовить преемника или штаб директоров в интенсивном режиме. Система управленческих навыков формируется за счет понимания бизнес-модели, основных агентов влияния и их интересов; связей и конфликтов между ключевыми процессами, вопросов командообразования и мотивации сотрудников; методов финансового контроля и привлечения капитала.

Нам было важно не просто предоставить участникам дискретные управленческие знания, но построить целостную систему. Интегрировав функциональные элементы, критичные для среднего бизнеса, мы сформировали полный, необходимый и достаточный инструментарий для работы современных генеральных директоров. Так нам удалось спроектировать образовательную программу, где повесткой обучения являются, с одной стороны, проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются российские руководители, а с другой – понимание российских и международных управленческих трендов, достигнутое нами в бизнес-школе СКОЛКОВО.

Площадка программы – управленческий полигон. Мы создаем условия и призываем участников совершать управленческие ошибки здесь и сейчас, во время обучения. Ошибка, сделанная на учебном полигоне, дороже успеха. Потому что шанс научиться возникает на стыке неуспеха и осознания границ своих возможностей. Так возникает прирост «управленческих мышц». Так участники начинают видеть границы своих решений и действий.

Руководителю важно научиться просчитывать и точно понимать последствия своих решений. Если вы сразу видите резонанс и возможный эффект каждого шага, ситуация становится более управляемой и устойчивой.

Сначала, конечно, все будут ошибаться – принимать решения, исходя из своих стереотипов и нынешних функциональных позиций. Поэтому одна из важнейших задач для нас как разработчиков – научить участников программы действовать адекватно ситуации, не упуская из виду фокус бизнеса и текущую задачу. По результатам исследования и по признанию самих директоров, с которыми мы проводили интервью, самое сложное – научиться в каждый операционный момент согласовывать маленькие шаги с большой стратегической целью. То есть в повседневном управлении необходимо координировать обозначенную стратегию и операционные задачи, ни на минуту не упуская из виду заданный вектор. Это отдельная управленческая техника, и ей нужно заниматься. Мы будем отрабатывать ее на программе: показывать, как входить и выходить из этого режима, никогда не отступая от стратегии. Именно это и есть ситуация настоящего генерального директора.

Итак, рассмотрим модули программы более подробно.

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ: УЧИМСЯ ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ

Программа начинается с модуля «Бизнес-модель», в ходе которого мы разбираемся с вопросом, не тривиальным для среднего бизнеса. Если в больших корпорациях бизнес-модели, как правило, уже отстроены, то в среднем бизнесе, где совершенно другая конъюнктура и цикл изменений, нужно быстрее перестраиваться в условиях большей чувствительности к рынку и большей неопределенности. Поэтому необходимо выделять бизнес-модель, уметь ее обсуждать и систематически пересматривать. «Большая часть компаний среднего бизнеса в России не выживет потому, что не умеет перестраиваться – не видит рынки и инвестиционные возможности. Эффективный генеральный директор и владелец бизнеса должен понимать, что рынки конечны и в определенный момент времени нужно приложить ресурс к другому рынку – придумать продукт или переход», – считает один из участников нашего исследования.

Как программа помогает это реализовать? Через стратегическое проектирование бизнеса. Таким образом, цель первого модуля – научиться выделять бизнес-модель как таковую и понимать ее текущие ограничения: видеть границы рынка и восстанавливать картину рыночных трендов в целом.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Задача модуля «Организационный дизайн и система управления» – научиться настраивать организационный дизайн компании применительно к стратегии. Подгонка организационной системы под бизнес-модель позволяет чувствовать себя максимально свободным и уверенным, обеспечивает управляемость и помогает наладить механизмы контроля.

Организационная структура, спроектированная под текущие задачи компании, – фактор жизнестойкости среднего бизнеса. В ситуации ограниченного ресурса и поджимающего рынка нужно очень четко понимать, на какие элементы необходимо сделать ставки и как связать их между собой, чтобы машина бизнеса работала, как отлаженный механизм. Работая над программой, мы столкнулись с фактом отсутствия эффективных примеров и моделей для среднего бизнеса: концепции бережливого производства или операционной эффективности заточены под крупные компании. Пока продуктивный организационный дизайн реализуется на уровне персонального искусства отдельных руководителей и собственников. Наша задача – показать технологию, с помощью которой можно подготовить схему управления, и научить, как ее адаптировать к компаниям участников программы.

КОМАНДА: ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Модуль «Команда» поможет участникам проработать вопрос привлечения сотрудников. Владельцы компаний среднего бизнеса отмечают, что их основная проблема – недостаток кадров. Напряженная конкуренция за сотрудников для среднего бизнеса стала обычным явлением, особенно в регионах. Поэтому необходимо понять, какой личностью и каким лидером должен быть генеральный директор, чтобы повысить привлекательность компании и выиграть конкуренцию за людей.

В программе мы делаем акцент на формировании прочных и долгосрочных отношений с ключевыми сотрудниками компании. Ресурс материальной компенсации конечен, и в определенный момент включаются амбиции: желание решать сложные задачи, повышать социальный капитал, расти и развиваться. И еще сотрудникам очень важно, чтобы у компании была душа.

В этом модуле мы предлагаем не ограничивать себя стереотипом «нет финансовых ресурсов, а сотрудники стоят очень дорого», а посмотреть и найти, чем компания может заинтересовать персонал. В теории и на практике мы учим определять, где проходят границы материальных факторов, и работать с индивидуальной траекторией сотрудников. Эти навыки позволяют сформировать комплекс взаимовыгодных факторов, благодаря которым ключевой сотрудник найдет реализацию в компании на длительный период. Это и определяет устойчивость конструкции с точки зрения команды.

ФИНАНСЫ: ПРИВЛЕКАЕМ ИНВЕСТОРОВ

Блок «Финансы» завершает программу, поскольку он фиксирует модель как целое, являясь ее внешним скелетом. Но для нас финансовый модуль имеет и другой принципиальный разворот – мы говорим не только о стандартах финансовой модели, но и учим смотреть на бизнес как на капитал для привлечения инвестора или кредитора. В результате наши участники получают навык работы с капиталом для долгосрочного развития компании. Также мы поставили себе отдельную задачу: подготовить директоров-преемников, которые будут относиться к бизнесу как к своему и делать свой вклад в капитализацию компании.

Мы подаем финансовый блок через анализ управленческой и финансовой отчетности. Наша цель – показать разницу между ними и выделить, что необходимо для принятия решений и на что стоит обращать внимание в отчетах. Эти навыки позволяют отслеживать контрольные показатели и ставить задачи финансистам или бухгалтеру. Ряд экспертов отмечает, что умение совмещать и понимать финансовую и управленческую отчетности, конвертировать их друг в друга и отслеживать бизнес в базовых показателях – один из ключевых навыков руководителя.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Образно говоря, программа позволяет нарастить «управленческие мышцы» и с их помощью выиграть в конкурентной среде, используя свой потенциал и управленческое мышление. Факторы внешней среды – это ограничители, в рамках которых руководителям необходимо создавать и поддерживать бизнес, рассчитывая на себя.

Мы предоставляем возможность уйти от «трофейного» подхода к бизнесу и научиться с помощью собственной креативности, компетентности и управленческих идей находить новые ходы, рынки, продукты, которые позволят завоевывать рынок и предлагать покупателю новые качественные услуги и продукты. Собственникам нужны генеральные директора, способные создавать механизмы, которые обеспечат устойчивость бизнеса. А мы помогаем воспитать таких директоров.

Большая часть компаний среднего бизнеса в России не выживет потому, что не умеет перестраиваться – не видит рынки и инвестиционные возможности. Эффективный генеральный директор и владелец бизнеса должен понимать, что рынки конечны и в определенный момент времени нужно приложить ресурс к другому рынку – придумать продукт или переход.

Автор
Аникина Евгения Московская школа управления СКОЛКОВО, контент-дизайнер программы СКОЛКОВО Практикум
Бондаренко Елена Московская школа управления СКОЛКОВО, директор программы СКОЛКОВО Практикум