Мода на «зеленое» мышление

ФОРМИРУЯ ЭКОКУЛЬТУРУ

К концу 2012 года возникшая у автора мысль реализовалась в «дорожной карте», и в январе 2013 года губернатор Приморского края Владимир Миклушевский одобрил реализацию проекта экокластера на территории региона. Для его эффективной работы необходимо объединить четыре блока: социальный, политический, технологический и экономический. Все они будут направлены на одну цель – формирование у людей моды на «зеленое» мышление. Однако для того, чтобы это направление приобрело популяр- ность, должна появиться инфраструктура, которая позволит раздельно собирать и перерабатывать образующиеся отходы производства и потребления. Развитая инфраструктура и единая территория дадут общий выигрыш для компаний, занятых в экосферах, производящих экотовары или продающих товары с экологической направленностью. Это станет основой появления новых стартап-проектов.

Возрастающая концентрация компаний, так или иначе вовлеченных в экобизнес на территории Приморского края, будет способствовать формированию экобизнес-культуры и появлению профессиональных сообществ, занятых в экосфере. Пройдет около десяти лет, и новое поколение уже на уровне рефлекса станет сортировать отходы, а промышленность будет делать все больше для ресурсосбережения.

НАЧАЛО ПУТИ

Как показывает опыт, наша страна находится в самом начале исторической цепочки формирования «зеленого» мышления и создания экобизнес-индустрии, обслуживающей жителей. Каждый с уверенностью скажет, что на переработке отходов производства и потребления, экотоварах, экоуслугах зарабатываются миллиарды долларов. У всех на слуху примеры того, как эта сфера развита в США, Германии, Японии, Швеции. Но не у нас. При этом мало кто вспоминает, что на формирование инфраструктуры и «зеленого» мышления в указанных странах ушли десятки лет.

Общество оказалось в ситуации, когда звучит много разговоров, экология становится трендом, но фактически ничего не происходит и все остается на своих местах. Однако в части обращения с отходами ситуация начинает постепенно меняться. Дело не в том, что люди резко изменили свое отношение к этой проблеме, просто инфраструктура, построенная еще в СССР, исчерпала себя.

КОМПЛЕКСНОСТЬ — ЗАЛОГ УСПЕХА

Экологические кластеры было решено создавать в России с 2008 года, однако большинство этих проектов не предусматривали большой «матрицы» со множеством элементов и заканчивались, условно говоря, на строительстве одного мусоросжигательного завода, что, безусловно, в отдельных случаях решало только часть проблемы.

Комплексность – вот что необходимо для выстраивания всей системы. Вложения государства в экологическое воспитание, образование, программы стимулирования, создание современной нормативной базы для инвесторов – это то, что приведет к первичной сортировке отходов в жилом секторе: органика отдельно, все остальное отдельно. И конечно, за всем этим «присмотрит» закон. К сожалению, санкции – это обязательное условие. Именно государству необходимо формировать «зеленое» мышление – это долгие инвестиции, которые увеличат возможности инфраструктуры переработки. Сейчас в России из-за смешивания органических отходов с твердыми (например, с пластиковыми бутылками, бумагой и стеклом), при поступлении их на станции сортировки возможно извлечь лишь 8–15% вторсырья.

Не менее важной частью экокластера является создание физической инфраструктуры, включающей системы сбора, технологии, оборудование, магазины, в которых будут продавать экопродукты, и гибридные автомобили. Кроме того, все это должно быть организовано таким образом, чтобы люди, решившие сортировать отходы у себя на кухне, не были разочарованы.

ПЕРВЫЙ ОТКЛИК

Для того чтобы понять, готовы ли люди бережно относиться к окружающей среде, насколько рентабельно выстроены процессы обращения с отходами у промышленных предприятий и каковы объемы твердых бытовых отходов, достаточно взять официальные отчеты и оценить общую сбалансированную картину. Возникают вопросы: как собирали эти данные и какова цель отчета. Ведь любой проект дополняется статистикой, но не основывается на «чужой» статистике и данных. Получается, что для получения объективного материала, а также структурирования очередности и времени запуска проектов необходимо выйти из офиса, чтобы проверить все официальные данные и разобраться в реальной ситуации.

Первый рабочий отклик по утвержденной «дорожной карте» пришел от E&Y, оценившей ее «как логичную и содержащую интересные, инновационные предложения по обращению с отходами». Следующим предложением E&Y была реализация пилотного технопарка на территории Владивостока с последующим его «тиражированием» по Приморскому краю, учитывая потребности отдельных муниципальных образований. Все рекомендации выглядят правильными и понятными, а проведение технико-экономического обоснования (ТЭО) для всей территории в целях получения информации, которая потом ляжет в основу бизнес-моделей, рассматривается как высоко рискованные инвестиции и потребует привлечения 2 млн евро. Когда это стало ясно, идея использования консультантов при проведении ТЭО для территории была переработана. Консультанты «большой четверки» профессионально структурируют конкретные проекты, а вот «сгенерить» множество таких проектов и должно ТЭО. На сегодняшний день необходимо найти такого международного экоконсультанта, который сможет сформулировать наиболее выгодное предложение, основываясь на информации, полученной из ТЭО.

 

Автор
Ермолаев Владимир СКОЛКОВО