Важная персона

Новому налоговому законодательству — быть

УЧИМСЯ СЧИТАТЬ ПО-НОВОМУ

Роман Мешков: Десять лет страна готовилась к тому, чтобы изменить налог на имущество физических лиц. Расскажите, пожалуйста, для чего эти перемены?

Светлана Бондарчук: Основная проблема действующего налога была именно в налоговой базе. Дело в том, что расчет сегодняшнего налога производится исходя из инвентаризационной стоимости, которая с точки зрения своего экономического содержания уже давно не выдерживает никакой критики. Она просто морально устарела. Начиная с 2013 года все новое жилье в процедуру налогообложения вообще не вовлекается, потому что налоговой базы нет. У владельцев этой новой недвижимости налоговые каникулы, по сути. Но одновременно муниципальные бюджеты теряют свои потенциальные доходы, и эту ситуацию нужно менять. Единственное решение – это отказаться от инвентаризационной стоимости и перейти для недвижимости, принадлежащей гражданам, на стоимость, имеющую рыночную основу. В качестве такой базы была выбрана кадастровая стоимость объектов капитального строительства. Эта стоимость определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Целый ряд вопросов, конечно, есть к методологии установления этой стоимости, а главное, к процедуре ее утверждения и оспаривания. Об этом отдельно.

Роман: Хорошо, вернемся к самому налогу.

Светлана: В первом чтении закон о местном налоге на недвижимость был принят в 2004 году. Больше 10 лет прошло с того времени, как появилась новая глава в Налоговом кодексе, установившая положения налога на имущество физических лиц (название налога, как вы видите, тоже несколько изменилось). Такой длительный срок принятия соответствующего законодательства был связан именно с технологической неготовностью государства к отказу от стоимости инвентаризационной и переходу на стоимость кадастровую. Нужно было поставить на учет в кадастре недвижимости все объекты капитального строительства, которые являются объектами налогообложения, и оценить их. В большей части регионов России эти работы были завершены только в 2013 году. Сейчас в некоторых наиболее экономически активных регионах проводится уже второй тур оценки. Сегодня у каждого объекта капитального строительства, который стоит на учете в государственном кадастре недвижимости, на который зарегистрировано право, есть кадастровая стоимость. Это позволило нам перейти на новый налог и исчислять его уже исходя из новой базы.

Роман: Новая система налогообложения в России будет вводиться постепенно?

Светлана: Федеральное законодательство позволяет субъектам Российской Федерации перейти к исчислению налога по новым правилам в течениепяти лет. До 2020 года мы должны завершить эту процедуру во всех регионах России. Те субъекты, которые к этому готовы (а это 28 регионов), уже в 2015 году приняли такое решение. По всем остальным субъектам это решение будет приниматься в 2016-м, 2017-м и так далее до 2020 года. За ближайшие три года вся основная часть регионов перейдет на этот новый налог.

Роман: Как этот налог будет исчисляться и что принципиально изменилось?

Светлана: Кроме базы изменился подход к налоговым вычетам. У нас вообще не было понятия вычета как такового. Сейчас появился обязательный вычет для всех основных объектов недвижимости, которыми владеют граждане. Для квартир это 20 квадратных метров, для комнат – 10 квадратных метров, для индивидуальных жилых домов – 50 квадратных метров, а именно: стоимость этого количества площади не облагается налогом. Все, что сверх этого, мы облагаем по соответствующим ставкам, установленным кодексом и муниципальными актами.
Второе нововведение – изменение ставок, они поменялись на порядки. Если рассматривать налог от инвентаризационной стоимости, предельная ставка для граждан была 2 %, сейчас основная ставка, которую налоговые органы применяют для налогообложения жилья, 0,1 %, то есть в 20 раз ниже. Но муниципалитеты имеют право ее увеличить до 0,3 % или снизить вплоть до 0. Для нежилых помещений предельная ставка 0,5 %, ее муниципальные образования также могут снизить вплоть до 0.
В случае если гражданин владеет коммерческой недвижимостью и эта недвижимость оформлена на него как на физическое лицо, предельная ставка для налогообложения этой недвижимости 2 %, и ее муниципалитет тоже может снизить. При этом физические лица(по коммерческой недвижимости) выравнены в правах с юридическими лицами и гражданами, которые являются индивидуальными предпринимателями.
Третья принципиальная позиция в отношении налога – это подход к льготам. Налог на имущество физических лиц сегодня полностью не уплачивается льготными категориями граждан: пенсионерами, инвалидами, героями войн и т. д. Это более половины всех владельцев недвижимости. Принимая новую схему исчисления налога, было решено сохранить этот подход, но ограничить льготников одним объектом недвижимости каждого типа. Если пенсионер имеет в собственности квартиру, гараж, индивидуальный жилой дом, он имеет льготу на все эти объекты. Но если у него несколько квартир, то льготу он будет иметь только на одну квартиру (плюс на дом, гараж, если они есть). Тип объекта ограничили, дабы избежать злоупотреблений, которые на сегодняшний день есть в части оформления имущества на льготные категории граждан, и вывода их из процедуры налогообложения. Надо сказать, что эта схема работает не только при новом подходе действия налога. Даже если субъект еще до 2020 года будет продолжать взимать налог, исходя из инвентаризационной стоимости, льготы распространяться будут только на один объект.

ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

Роман: Как меняется налоговая база?

Светлана: База очень сильно изменилась, потому что кадастровая стоимость со стоимостью инвентаризационной просто не сопоставима. Это две разных сущности, два абсолютно разных подхода к определению стоимости. Безусловно, возможный рост налоговой нагрузки беспокоит сейчас не только граждан, но и органы власти (региональные и местные). Связано это с тем, что, если налог будет непосильный и бремя будет высокое, планируемых поступлений в бюджет не будет. Муниципалитеты останутся со своими неисполненными расходными обязательствами. Поэтому решения о ставках, и льготах, и размерах вычетов принимает муниципалитет, и делается это очень взвешенно. Кодекс устанавливает только предельные значения. Для этого мы проводили детальный анализ последствий введения этого налога.

Роман: И что стало очевидным?

Светлана: Для крупных городов, вернее, центральной их части, налоговое бремя вырастет. Возьмем, например, Москву и нарисуем элементарную картинку, которая описывает нам положение дел. На окраинах Москвы инвентаризационная стоимость очень высокая, потому что здесь новое жилье строилось. Налог здесь может быть в несколько раз выше, чем для жителей Тверской, Арбата и так далее. В центре жилье старое, амортизированное, с точки зрения стоимости строительства уже очень дешевое. Но если оценивать его рыночную стоимость, оно очень дорогое, его цена никак не сравнится с ценой типовой, даже новой, многоэтажки на окраине города. В итоге картинка по налогу будет выглядеть вполне адекватно: в центре налог поднимется, на окраинах придет в норму. Налог на окраинах снизится, потому что инвентаризационная стоимость здесь почти равна рыночной, а ставка снизится практически в 20 раз. Такую же ситуацию мы будем видеть во всех крупных городах России, во всех регионах.

Роман: А что будет происходить в сельских населенных пунктах?

Светлана: В Центральной России основная часть граждан живет в населенных пунктах с индивидуальной жилой застройкой. Сколько бы мы ни говорили, что благосостояние наших граждан растет, большая часть индивидуальной жилой застройки имеет очень малые площади: домики 60–70 квадратных метров. Учитывая, что у нас минимальный вычет – 50 квадратных метров с дома, граждане в селе платить практически ничего не будут. Новый налог, если хотите, направлен на установление определенной справедливости в отношении граждан. Чем дороже недвижимость, чем выше благосостояние его владельца, который может себе позволить жить в городе в дорогой квартире или иметь большой коттедж, тем выше налог. Можно сказать, что это некий налог на богатство.
Еще раз повторюсь: 28 регионов ввели этот налог с 1 января 2015 года. Налоговое уведомление граждане по этому налогу получат в следующем году. Срок уплаты налога за 2015 год – до 1 октября 2016 года.

Роман: Каким образом нововведения будут донесены до населения страны?

Светлана: С 1 июня этого года мы начали PR-компанию по новым правилам налогообложения на следующий год. На уровне Федерации этим занимается Федеральная налоговая служба. Мы разработали и разместили на нашем сайте отдельный раздел, который посвящен этому новому налогу. В разделе есть калькулятор, который позволяет гражданину, исходя из параметров его жилья, рассчитать потенциальный размер налога, который он будет платить в следующем году.
Сама формула расчета достаточно непростая. Дело в том, что этот налог будет вводиться постепенно в течение пяти лет. Первый год введения налога налоговая нагрузка не может превысить 20 % от разницы между тем налогом, который гражданин платит сегодня, и который будет платить через пять лет. Эта налоговая нагрузка будет расти постепенно на 20 % каждый год, чтобы налоговое бремя было не настолько чувствительным для плательщика.
Сейчас уже граждане в 28 регионах получат письма с обязательствами за прошлый год. В них размещено информационное сообщение о том, что меняются правила исчисления налога. Мы даем два источника, в которые можно обратиться с вопросами: это наш сайт и единый по России телефон контакт-центра налоговой службы, где гражданин может получить исчерпывающую информацию о правилах исчисления, ставках, льготах. В налоговойинспекции, если гражданин пришел по какимто вопросам, специалисты могут рассчитать этот налог и выдать справку с тестовым расчетом. Что касается вопросов установления кадастровой стоимости (потому что это налоговая база), источником данных является Росреестр. У них на сайте тоже создана соответствующая страничка, и контакт-центр Росреестра дает все комментарии по правилам установления, оспаривания стоимости, источникам ее получения и т. д. Мы пытаемся граждан постепенно в эту проблему погрузить, чтобы до 1 октября следующего года у них было понимание объема налоговых обязательств, которые им предстоит платить. Надо отметить, что вся эта информация имеет налоговую тайну и будет выдаваться только персонально.

РАБОТАЕМ ON-LINE В ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ…

Светлана: Личный кабинет – ресурс сейчас крайне вос-требованный. У нас на сайте около 14 млн пользователей зарегистрировано уже сегодня. Он дает гражданину возможность иметь сведения абсолютно обо всем, что касается его налоговых обязательств. Более того, с 1 июля этого года закон нам позволил использовать кабинет для всех взаимоотношений с налогоплательщиком. Можно подать декларацию о доходах, получить официальную выписку о состоянии расчета с бюджетом и т. д. Граждане свои начисления по новому налогу в личном кабинете увидят гораздо раньше, чем получат налоговое уведомление на следующий год. Оплатить налог тоже можно через личный кабинет.

Роман: Светлана Леонидовна, давайте поговорим о том, что ждет юридических лиц.

Светлана: Правила, которые применяются к гражданам, будут применяться к индивидуальным предпринимателям, владеющим недвижимостью, и ко всем организациям (юридическим лицам). Здесь тоже налоговой базой будет являться кадастровая стоимость. Перечень объектов, которые вовлекаются в процедуру налогообложения, определяет орган власти субъектов Федерации. Каждый год он его утверждает, публикует, доводит до налоговых органов, и мы, опираясь на этот перечень, проводим администрирование этого налога. Налоговая база общая. Вопросы и проблемы, которые сейчас имеются с кадастровой стоимостью, одни и те же как для организаций, так и для физических лиц. Для организаций, может быть, жизнь в этом плане немного легче, потому что они обладают все-таки большим ресурсом и возможностями с точки зрения оспаривания стоимости. К сожалению, сейчас процедура оспаривания имеет непростую конфигурацию. Для того чтобы обратиться в комиссию по оспариванию результатов оценки, которая создана в регионах, или пойти в суд (такое право тоже есть), нужен отчет об оценке рыночной стоимости как альтернатива стоимости кадастровой. Ни при каких других обстоятельствах никто не будет вас принимать и рассматривать вашу проблему. А оценка рыночной стоимости – это затратная вещь: нанять оценщика, заказать работу, провести экспертизу в СРО, если стоимость отличается более чем на 30 % и т. д. Для гражданина это сложно реализуемая процедура. Возможно, Министерством экономики будет предложена какая-то упрощенная схема. Минэкономразвития готовит ряд законодательных новелл по большему огосударствлению системы кадастровой оценки, выводу ее из состава оценочной деятельности и формированию отдельного направления, которое бы занималось только обеспечением сферы налогообложения.

Роман: Санкт-Петербург и Московская область выступили с инициативой создания специализированных государственных учреждений. Игорь Шувалов дал соответствующее поручение.

Светлана: Да, этот вопрос обсуждался в Правительстве Российской Федерации. Признано целесообразным подготовить отдельный закон на эту тему и дать право (это необязательная конфигурация) регионам создавать подобного рода структуры. Будут ли это госучреждения или акционерные общества, которые на платформе региона, под эгидой субъекта Российской Федерации, в режиме онлайн ежедневно будут исчислять кадастровую стоимость как земельных участков, так и объектов капитального строительства, – это предстоит решить. В задачу будет входить мониторинг рынка, сбор факторов стоимости, построение моделей, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросу некорректности стоимости. По большому счету, и все досудебное урегулирование споров должно лечь на плечи этих структур.

Роман: Повлечет ли это в небогатых субъектах запрос на дополнительные средства для развертывания этой структуры?

Светлана: Безусловно, это затратные процедуры. Но регионы, для которых это большая финансовая нагрузка, могут остаться и на существующей схеме. Но действующие механизмы отбора оценщиков, ежегодное (или под каждый оценочный тур работ) проведение торгов – все это тоже непросто в части реализации, вернее, дальнейшей «жизни» результатов кадастровой оценки. Сегодня оценщик сделал работу, завтра его невозможно найти и привлечь хоть к какой-то ответственности в части того, чтобы он гарантийные обязательства по договору выполнял. Сейчас региональные бюджеты несут потери значительно большие, чем они бы несли при постоянном функционировании структуры. Как только правовая конструкция будет описана и такая возможность появится законодательно, я думаю, многие регионы такую структуру создадут. По большому счету, основа для создания таких организаций есть. Это те же самые бывшие БТИ, которые сегодня выполняют функции кадастровых инженеров. Одной из их основных функций всегда была инвентаризация недвижимости, определение ее характеристик и расчет инвентаризационной стоимости.

ПО БУКВЕ ЗАКОНА

Роман: Светлана, расскажите, пожалуйста, как ФНС относится к практике привлечения налоговых консультантов?

Светлана: Мы, как федеральный орган власти, просто двумя руками голосуем за создание этого института. Считаем его очень нужным, задачу по его созданию уже назревшей. Осталось только, чтобы он законодательно оформился, родился и работал. Налоговые консультанты дефакто существуют. Они просто не носят такое имя и не имеют официального статуса. И организации, и индивидуальные предприниматели, и физические лица, которые являются владельцами большого количества активов, пользуются услугами тех или иных организаций или отдельных физических лиц, которые им помогают всей этой системой управлять. В общем, практика как таковая есть, но мы ее не можем назвать официальной, потому что нет оформленного законодательно института. Нам кажется, что абсолютно всем слоям налогоплательщиков этот институт очень помог бы. Это надо делать в ближайшее время, потому что наша налоговая система не упрощается. Мы, как налоговые органы, изыскиваем все более изощренные механизмы контроля над налогоплательщиком. И налогоплательщик имеет право на оптимизацию своих налоговых затрат, если это не уход от налогов, а именно подбор оптимальной системы налогообложения.

Роман: Вернемся к налогу на имущество. Сейчас существует такая модная форма недвижимости, как апартаменты. И с ними связаны специфические проблемы с налогообложением…

Светлана: Апартаменты – это недвижимость, которая была введена как дополнительный вид, насколько мне известно, только в городе Москве. Ни в одном другом регионе вы такой недвижимости не встретите. В апартаментах не разрешена прописка. Их специфика в том, что это жилье когда-то продавалось в относительно дешевом рыночном сегменте, несмотря на то что оно построено в том числе и в очень престижных районах города Москвы. Это было связано с тем, что под каждый жилой дом обязательно проектной документацией закладывается социальная инфраструктура: школы, детские сады, магазины и т. д. К апартаментам это не относится. Сейчас Москва будет облагать налогом апартаменты не по ставке жилой недвижимости (0,1 %), а фактически по ставке недвижимости нежилой. Да, они, может быть, чуть дешевле были куплены, но налог на них будет высокий. Хотя я думаю, что власти города будут искать какой-то выход, потому что все-таки это было их, на первый взгляд, выгодное предложение горожанам. Теперь загонять владельцев апартаментов в угол, устанавливая повышенную ставку налогообложения, не очень справедливо. Если это жилье построено, то должно использоваться и приносить доходы в казну города.

Беседовал: Роман Мешков.

 

Автор
Бондарчук Светлана Федеральная налоговая служба