Закон и порядок

Есть ли жизнь после деофшоризации?

 

ОПИРАЯСЬ НА ЗАПАД

18 марта 2014 года Минфин разместил на своем официальном сайте первую версию законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)», которая вызвала активную полемику в бизнес-кругах. В течение восьми месяцев законопроект неоднократно дорабатывался. И наконец 25 ноября 2014 года он был подписан президентом и вступил в силу 1 января 2015 года.

Законодательство о контролируемых иностранных компаниях, так называемое CFC-законодательство (термин, образованный от понятия Controlled Foreign Company), впервые было реализовано в системе права США. Смысл CFC-законодательства в том, что компании, зарегистрированные в низконалоговых или безналоговых юрисдикциях и контролируемые резидентами государств, применяющих высокие ставки налога на прибыль (доходы), обязуются декларировать прибыль, полученную от контролируемых компаний, как свою собственную и уплачивать в отношении нее налог по национальным ставкам фактического получателя прибыли (доходов).

Принятый закон устанавливает обязанность для российских компаний и граждан платить налог в размере 20 либо 13% соответственно с нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании. Кроме того, вводится понятие о контролируемой иностранной компании и расширяется легальное толкование термина «контролирующие лица».

КОНТРОЛИРУЕМАЯ ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В законе предусмотрены два условия для признания организации контролируемой иностранной компанией: 

  • организация не является налоговым резидентом РФ;
  • контролирующими лицами организации являются физические или юридические лица – налоговые резиденты РФ.

Вместе с тем в законе приведен список особенностей, освобождающих прибыль контролируемых иностранных компаний от налогообложения, в частности: 

  • она является некоммерческой организацией, которая не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
  • она образована в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза;
  • ее постоянным местонахождением является государство (территория), включенное в перечень государств (территорий), обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль организации;
  • активные компании (не более 20% доходов носят пассивный характер), при условии их местонахождения в государствах, имеющих с РФ международный договор по вопросам налогообложения;
  • она является иностранной структурой без образования юридического лица, в отношении которой соблюдаются все следующие условия:
    • учредитель (основатель) не вправе получить активы этой структуры в свою собственность;
    • права учредителя (основателя) не могут быть переданы иному лицу, за исключением наследования или универсального правопреемства;
    • учредитель (основатель) не вправе получать прямо или косвенно какую-либо прибыль (доход) структуры, распределяемую между всеми ее участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) или бенефициарами;
    • она является банком или страховой организацией, постоянное местонахождение которой включено в перечень государств (территорий), обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ;
    • эмитенты некоторых типов еврооблигаций, если доля процентного дохода, получаемого от указанных облигаций, составляет не менее 90%;
    • она участвует в зарубежных нефтедобывающих проектах – доля доходов от таких проектов должна составлять не менее 90%;
    • она является оператором шельфовых проектов и их непосредственные акционеры (участники).

РАЗБИРАЕМ ПО ПОЛОЧКАМ

На налогоплательщиков возлагается обязанность предоставлять в налоговый орган уведомление о своем участии в иностранных организациях и иностранных структурах без образования юридического лица и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган:

  • о своем участии в иностранных организациях, в случае если доля участия превышает 10%;
  • о своем участии в иностранных структурах без образования юридического лица, в случае если налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения;
  • о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых он является контролирующим лицом.

Отчетность в виде уведомления об участии в иностранной организации необходимо представлять в срок не позднее одного месяца со дня возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации. В случае, если в период после предоставления уведомления об участии в иностранной организации основания для предоставления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

При этом закон закрепляет право налоговых органов в случае наличия у них оснований полагать, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации/структуры без образования юридического лица, и при условии, что данное лицо не направило в налоговый орган уведомление о контролируемой иностранной компании, потребовать у налогоплательщика представить в течение 20 дней необходимые пояснения или непосредственно уведомление.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Относительно порядка расчета прибыли контролируемой иностранной компании в законе установлено следующее:

  • прибыль контролируемой иностранной компании, зарегистрированной в юрисдикции, имеющей с РФ международный договор по вопросам налогообложения, подлежит расчету на основании финансовой отчетности такой компании, составленной в соответствии с ее личным законом (при условии, что финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту);
  • во всех иных случаях применяется механизм расчета прибыли «в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ».

В случае если по данным финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, составленной в соответствии с ее личным законом за финансовый год, определен убыток, он может быть перенесен на будущие периоды без ограничений и учтен при определении налоговой базы этой компании.

Указанная сумма прибыли контролируемой иностранной компании делится между контролирующими лицами пропорционально долям их участия в организации. Если же такую долю определить не удается, то прибыль этой иностранной компании учитывается пропорционально числу участников.

Необходимо отметить, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы, если ее величина составила более 10 млн рублей.

 

За нарушение обязательств по предоставлению уведомлений, а также за сокрытие сведений о прибыли контролируемых иностранных компаний предполагается установить существенные штрафные санкции. В законе сформулированы следующие меры налоговой ответственности:

  • штраф в размере 100 тыс. рублей за непредоставление информации о компаниях, контроль деятельности которых налогоплательщик осуществляет через третье лицо; аналогичный штраф установлен и за предоставление налогоплательщиком недостоверных документов и сведений;
  • штраф в размере 100 тыс. рублей за каждую контролируемую иностранную компанию, сведения о которой не были представлены налогоплательщиком в налоговый орган;
  • штраф в размере 20% от суммы сокрытой прибыли, но не менее 100 тыс. рублей за неуплату или неполную уплату налога на прибыль организаций или налога на доходы физических лиц в отношении прибыли контролируемой иностранной компании (в переходный период 2015–2017 годов штраф не взимается).

НОВЫЙ ПОДХОД

До настоящего времени в российском праве налоговое резидентство юридического лица определяется либо местом его государственной регистрации, либо фактом наличия постоянного представительства организации. Это утверждение справедливо и для иностранных компаний, которые признаются налоговыми резидентами РФ только в том случае, если они действуют через постоянные представительства.

Закон предполагает новый подход, который существует в целом ряде государств Европы, когда место фактического управления организацией также влияет на ее налоговое резидентство. Такие компании будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае если:

  • относительное большинство заседаний проведено в России (количество заседаний, проведенных в России, больше, чем в любом другом государстве);
  • исполнительный орган организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации в России в объеме существенно меньшем, чем в ином государстве;
  • главные должностные лица организации преимущественно осуществляют свою деятельность в России.

В случае если не выполняются первое и второе условия, указанные выше, то для определения фактического места правления применяются дополнительные условия:

  • ведение бухгалтерского учета или управленческого учета организации в России;
  • ведение делопроизводства организации в России;
  • оперативное управление персоналом осуществляется в России.

Не может рассматриваться в качестве фактического места управления иностранной организацией осуществление на территории РФ:

  • подготовки и (или) принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников);
  • подготовки к проведению совета директоров иностранной организации;
  • отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации, в частности стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой отчетности, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все или существенную часть дочерних организаций такой организации.

Иностранная компания при выполнении ряда условий вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ.

НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ

В соответствии с законом, в случае если ликвидируемой организацией является иностранная компания, то у налогоплательщика-акционера (участника, пайщика), признаваемого контролирующим лицом этой иностранной организации, доходы в виде стоимости полученного имущества (имущественных прав) не включаются в налоговую базу. Данное положение является временным и применяется только до 1 января 2017 года. Эта норма является переходной и вводится с целью стимулирования реструктуризации российских групп для соответствия требованиям новых правил контролируемых иностранных компаний.

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА

Сохраняется вопрос о применимости западного опыта контроля иностранных компаний на российской территории. Реальная возможность российских налоговых органов получать информацию о бенефициарах и акционерах иностранных компаний состоит в применении международных соглашений об обмене информацией. Однако именно эти соглашения и отсутствуют между Российской Федерацией и территориями, внесенными в «черный список» Минфина.

Таким образом, следующим обязательным действием Министерства финансов должна стать выработка стратегии, позволяющей получать сведения о наличии у российских физических и юридических лиц доходов от организаций, зарегистрированных в офшорных зонах. Например, сведения о движениях по счетам российских лиц в банках за пределами РФ. Представляется, что единственный эффективный метод, позволяющий получать такую информацию, – внедрение инструментов надзора за операциями по счетам российских граждан и юридических лиц, открытым в банках, в том числе за пределами РФ. Подобный метод используется органами государственной власти США при реализации законодательства FATCA, обязывающего все банки, где открыты счета американских резидентов, раскрывать соответствующую информацию налоговому департаменту США. Однако:

  • объективно законодательство FATCA навязывается мировому сообществу путем установления запретительных ставок налогов для банков, отказавшихся предоставлять такую информацию;
  • запретительные меры, указанные выше, могут распространяться только на транзакции, проводимые соответствующими банками на территории установившего их государства. Так, для банков, не присоединившихся к FATCA, устанавливается 30%-ный налог с операций, проводимых по счетам, открытым на территории США;
  • подобное законодательство подразумевает значительное нарушение банками национального законодательства о банковской тайне в большинстве стран, где проводятся банковские операции.

Следовательно, для внедрения аналогичного инструмента в России требуется, чтобы иностранные банки были настолько заинтересованы в проведении операций на территории России, чтобы быть готовыми передавать соответствующую информацию российским налоговым органам.

Кроме того, если в России все же будет создана система контроля иностранных компаний, бенефициарами которых являются российские лица, то на бенефициаров будет в том или ином объеме возложена обязанность по уведомлению контролирующих органов о наличии у них контролируемых иностранных компаний.

И в этом случае единственным по-настоящему эффективным инструментом принуждения станут санкции, налагаемые на нарушителей. Предусмотренные законом штрафы в размере 100 тыс. рублей не смогут стать по-настоящему действенным средством, а будут рассматриваться налогоплательщиками лишь как дополнительный и не слишком существенный сбор, связанный с ведением ими предпринимательской деятельности.

Нужно знать

Доля участия лица в организации или иной структуре определяется путем сложения долей участия:

  • самого бенефициара;
  • его супруга (супруги);
  • его несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных).

В течение переходного периода, до 1 января 2016 года, процент бенефициарной массы установлен в размере 50% в отношении двух критериев, указанных выше.

Нюансы

Контролирующим лицом признается:

  • лицо, доля участия которого в организации составляет более 25%;
  • лицо, доля участия которого в организации совместно со своим супругом и (или) несовершеннолетними детьми составляет более 10%, если доля прямого и (или) косвенного участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации совместно со своими супругами и (или) несовершеннолетними детьми превышает 50%.








































Автор
Сенченко Анна "Корпус Права"