Тема

Как защитить предприятие от банкротства, если собственник «проспал»?

 

Антисанкционные меры Правительства РФ в отношении импорта продукции стран Евросоюза и США позволили предприятиям всколыхнуться и увеличить свое присутствие на рынке, заместив импортное «наводнение» продукцией российских сельхозпроизводителей. Однако сельскохозяйственные предприятия (СХП) остаются слабозащищенными участниками «большого» рынка и по-прежнему нуждаются в особой поддержке и контроле. Напомним, что продовольственная безопасность – одна из ключевых и стратегических программ, утвержденных Правительством РФ.

Очень часто сельскохозяйственные предприятия, а в большей степени их земельные и имущественные активы, становятся прямой целью профессиональных захватчиков. Несмотря на огромное количество земельных наделов, стоимость земли сельскохозяйственного назначения самая низкая. Но ее можно скупить и «нарезать» на маленькие лоскуты, а ту часть, которая поближе к городской линии, – перевести в категорию земель для строительства жилья и продать. Либо использовать землю в целях развития эффективного сельхозпредприятия, что случается, к сожалению, крайне редко. Не реже СХП становятся жертвой бесконтрольных целенаправленных действий своего руководства, которые приводят к банкротству. Историй таких немало.

Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие им. С. А. Попова являлось крупнейшим сельскохозяйственным товаропроизводителем на территории Октябрьского района Оренбургской области. «Совхоз-миллионер» обеспечивал работой более 400 жителей четырех близлежащих населенных пунктов, при этом на самом предприятии работало более 330 жителей поселка Нижний Гумбет. Разнообразный спектр сельскохозяйственной деятельности предприятия позволял ему регулярно входить в число лучших по Оренбургской области. Производственные мощности предприятия давали надежду на перспективное развитие и после преобразования в акционерное общество. При этом все имущество предприятия являлось федеральной собственностью и находилось в ведении Минобороны РФ. Известные процессы реформирования Вооруженных сил в 2010–2012 годах отразились и на судьбе непрофильных активов Минобороны России, к которым было отнесено и реорганизованное в акционерное общество СХП им. С. А. Попова. Частая смена руководства субхолдинга «Агропром», в который входит ОАО им. С. А. Попова, неоднократная смена руководства самого общества, начавшиеся процессы ликвидации сельскохозяйственных

организаций Минобороны России позволили ряду лиц, специализирующихся на умышленных банкротствах сельскохозяйственных предприятий на территории Оренбургской области, ввести в ОАО им. С. А. Попова процедуру банкротства (конкурсное производство).

В сентябре 2012 года решением Арбитражного суда Оренбургской области по заявлению индивидуального предпринимателя ОАО им. С. А. Попова было признано банкротом в связи с наличием задолженности в сумме 1,1 млн рублей. Этим же решением была произведена замена кредитора: индивидуального предпринимателя заменили на правопреемника – компанию-кредитора. Новоиспеченный кредитор выполнил функцию инициирования банкротства и назначения «нужного» кому-то конкурсного управляющего. Через несколько месяцев после признания банкротом ОАО им. С. А. Попова ликвидировалось по решению его учредителей. Здесь необходимо обратить внимание, что конкурсный управляющий и глава администрации района по «случайному совпадению» являются ближайшими родственниками, что в значительной степени объясняет весь ход процедуры банкротства.

В реестр кредиторов ОАО им. С. А. Попова было включено 27 кредиторов, общая задолженность перед которыми составила около 120 млн рублей, в том числе больше 70 % совокупных требований материнского субхолдинга «Агропром» и ФНС России, то есть государственных организаций (конечным владельцем акций ОАО «Агропром» является Минобороны России). Имущество общества было оценено в 111 млн рублей, при этом по результатам проведенной годом ранее оценки акций ОАО им. С. А. Попова их стоимость составила не менее 300 млн рублей.

Следует отметить, что по случайному совпадению в одном здании с офисом конкурсного управляющего, утвержденного арбитражным судом, располагались компании, которые участвовали непосредственно в оценке имущества СХП: юридическая компания, задачей которой являлось полное юридическое сопровождение процедуры банкротства СХП по договору с конкурсным управляющим, а также последующий организатор торгов по продаже имущества компании-банкрота. Сам конкурсный управляющий текущей деятельностью СХП не руководил, в большинстве судебных процессов и собраний кредиторов от его имени выступал член другой саморегулируемой организации арбитражных управляющих, офис которой также располагался по указанному выше адресу. В ходе процедуры банкротства СХП продолжало осуществлять производственную деятельность, прибыль от которой в 2012 году составила около 50 млн рублей, однако израсходованы указанные денежные средства на иные цели, чем погашение задолженности кредиторов и выход из процедуры банкротства.

 

В октябре 2013 года победителем торгов по продаже имущества ОАО им. С. А. Попова было признано созданное в сентябре 2013 года общество, при этом окончательная цена продажи имущества (одним лотом) составила 46 млн рублей, меньше практически в 2,5 раза, чем цена по результатам оценки. При этом есть все основания полагать, что полученная прибыль от деятельности ОАО им. С. А. Попова в процедуре банкротства (50 млн рублей), распределение которой так и остается невыясненным, была направлена в ООО «Уральская зерновая компания» именно для последующей покупки имущества ОАО им. С. А. Попова. Ведь является же резонным вопрос: откуда у организации с уставным фондом 10 тыс. рублей появились денежные средства в размере 46 млн рублей при отсутствии производственной и иной хозяйственной деятельности? Уже к концу ноября имущество было зарегистрировано за победителями торгов, и к концу 2013 года ОАО им. С. А. Попова ждала неминуемая участь – проведение итогового собрасобрания кредиторов, расчет с ними и исключение из ЕГРЮЛ.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что руководство субхолдинга «Агропром», дочерним обществом которого являлось ОАО им. С. А. Попова, пришедшее в 2013 году после того, как министром обороны Российской Федерации был назначен С. К. Шойгу, начало принимать все возможные меры по недопущению окончательной потери активов ОАО им. С.А. Попова.

Борьба развернулась нешуточная. Сделать то, что было предпринято командой юристов ОАО «Агропром», не всем по силам. Необходимо было оперативно принять ряд важных мер и сложных решений, поскольку торги по продаже имущества были проведены с результатом не в пользу собственника, а само ОАО «Агропром», как материнская компания, практически лишилось «большого» актива и как кредитор, требования которого могли остаться неудовлетворенными ввиду низкой оценки реализованного имущества.

В результате системного анализа ситуации были выявлены существенные нарушения как в процедуре проведения торгов, так и в действиях арбитражного управляющего. Во-первых, при продаже имущества и имущественныхправ должника конкурсный управляющий должен выставить на торги предприятие должника. Однако имущество ОАО им. С. А. Попова выставлялось на первых и последующих торгах не в качестве предприятия как единого имущественного комплекса, а лотом, что свидетельствует о неправомерном характере продажи имущества должника конкурсным управляющим ОАО им. С. А. Попова. Во-вторых, преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. В свою очередь, арбитражным управляющим не совершены действия по выявлению лиц, обладающих преимущественным правом приобретения имущества ОАО им. С. А. Попова, что нарушило требования ст. 179 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон о банкротстве). В-третьих, конкурсный управляющий неправомерно предложил собранию кредиторов изначально незаконный порядок реализации имущества, хотя обязан был при реализации имущества должника руководствоваться нормами закона о банкротстве. В этой связи при всей пессимистичной ситуации ОАО «Агропром» не снизило интенсивности проводимых мероприятий по возврату незаконно выбывшего имущества ОАО им. С. А. Попова.

В рамках дела о банкротстве ОАО им. С. А. Попова оспорены результаты торгов по продаже имущества, которые были проведены с существенными нарушениями закона о банкротстве. ОАО «Агропром» в этой ситуации столкнулось с противодействием со стороны местной администрации, которая назвала организации, отвечающие требованиям норм ст. 179 закона о банкротстве, только после того, как предоставить такую информацию ее обязал суд. Более того, промежуточным позитивным итогом мероприятий, проводимых ОАО «Агропром», стало определение суда о наложении запрета проводить итоговое собрание кредиторов и решение суда о наложении ареста на реализованное имущество ОАО им. С. А. Попова.

В Арбитражный суд Оренбургской области были направлены жалобы на действия конкурсного управляющего с требованием отстранить его от исполнения обязанностей. Также жалобы были направлены в Росреестр, являющийся органом государственной власти, осуществляющим контроль за деятельностью арбитражных управляющих, в Дисциплинарный комитет Некоммерческого партнерства, членом которого являлся конкурсный управляющий.

Между тем, в связи с активизацией действий ОАО «Агропром», победитель первых торгов в марте 2014 года продал бывшее имущество ОАО им. С. А. Попова. Цена покупки неизвестна, однако известны покупатели – очередной индивидуальный предприниматель и то самое ООО им. С. А. Попова, представитель которого пытался активно противодействовать службе судебных приставов в наложении ареста, конечно, с помощью административного ресурса в лице главы администрации, а также путем направления в Арбитражный суд Оренбургской области заявлений от нескольких юридических лиц об отмене обеспечительных мер.

В этой связи ОАО «Агропром» не снизило интенсивности проводимых мероприятий по возврату незаконно выбывшего имущества ОАО им. С. А. Попова, направив соответствующие обращения в ФСБ России, так как действия ОАО «Агропром», направленные на защиту государственных интересов, необходимого понимания у иных правоохранительных органов не нашли. Тем не менее надежда на разоблачение лежащих на поверхности преступных умыслов лиц, инициировавших процедуру банкротства, сопровождавших ее и практически достигнувших окончательной цели – ликвидации ОАО им. С. А. Попова и распределения его имущества между «нужными» людьми, по-прежнему осталась. 


























































комментарий Василенко Наталья НП "Объединение арбитражных управляющих "Возрождение""

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ СОБСТВЕННИКА ПОСЛЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНИКА – СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 
ТЕМА, ПОДНЯТАЯ В СТАТЬЕ, КРАЙНЕ АКТУАЛЬНА: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО В НАШЕЙ СТРАНЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ,
ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ.
Если процедура банкротства возбуждена, необходимо поступать строго в соответствии с законом. Предлагаю некий алгоритм. 
  1. Обжаловать судебный акт, на котором основано требование заявителя о возбуждении дела о банкротстве. В абзаце 2 п. 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 г. № 35 разъяснено, что, если после принятия судом заявления конкурсного кредитора о возбуждении дела о банкротстве и до рассмотрения его обоснованности суд установит, что судебный акт, подтверждающий требования заявителя, был отменен (как до возбуждения дела о банкротстве, так и после), суд отказывает данному заявителю во введении наблюдения и прекращает производство по делу.
  2. Удовлетворить требования заявителя после возбуждения дела о банкротстве до рассмотрения его обоснованности, пока в дело не заявились другие кредиторы. Абзацем 7 п. 1 ст. 57 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон о банкротстве) предусмотрено, что арбитражный суд в этом случае прекращает производство по делу о банкротстве.
  3. Возможно удовлетворение требований кредиторов в ходе любой процедуры банкротства в соответствии со ст. 113 или ст. 125 закона о банкротстве. Абзацем 7 п. 1 ст. 57 закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 5 п. 11 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 г. № 35, для прекращения производства по делу в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры необходимо, чтобы требования были погашены только в части, включенной в реестр; не требуется погашения процентов, предусмотренных п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 закона о банкротстве, и текущих платежей.
  4. Если денег нет на удовлетворение требований кредиторов, то возможно заключение мирового соглашения. Заключение мирового соглашения, предусмотренного законом о банкротстве, допускается на любой стадии дела о банкротстве, но не ранее проведения первого собрания кредиторов (ст. 150 закона о банкротстве).
  5. Возможно купить «ценное» имущество или само предприятие на торгах. Если предприятие должника – сельскохозяйственной организации не было продано на торгах, на торги единым лотом выставляется имущество должника, которое используется в целях производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации.
Если выставленный на торги единым лотом производственнотехнологический комплекс не продан на торгах, то продажа имущества осуществляется в соответствии со ст. 111 и п. 4 ст. 139 закона о банкротстве.
Положения п. 2 ст. 179 закона о банкротстве предусматривают наличие преимущественного права приобретения имущества должника – сельскохозяйственной организации у лиц, занимающихся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. Речь идет о преимущественном праве приобретения имущества в случае, предусмотренном в абз. 4 п. 1 ст. 179 закона о банкротстве. На случай отсутствия таких лиц предусмотрено, что сельскохозяйственным организациям, КФХ, расположенным в данной местности, при прочих равных условиях принадлежит преимущественное право приобретения имущества, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом. Такое преимущественное право приобретения имущества должника принадлежит также соответствующему субъекту Российской Федерации или соответствующему муниципальному образованию.
В целях реализации преимущественного права п. 2 ст. 179 закона о банкротстве обязывает арбитражного управляющего, во-первых, направить уведомление о продаже предприятия должника, имущества должника лицам первой из указанных групп и, во?вторых, опубликовать информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, имущества должника, выставляемых на торги.
Пункт 3 ст. 179 закона о банкротстве регламентирует реализацию арбитражным управляющим имущества и имущественных прав должника – сельскохозяйственной организации.
 
Законом о банкротстве установлены следующие этапы продажи имущества:
  1. Продажа предприятия на первых и повторных торгах в порядке, установленном пунктами 4–19 ст. 110 закона о банкротстве.
  2. Продажа производственно-технологического комплекса на первых и повторных торгах в порядке, установленном пунктами 4–19 ст. 110 закона о банкротстве.
  3. Продажа имущества (возможно по частям) на первых и повторных торгах в соответствии со ст. 111 закона о банкротстве, предусматривающей возможность продажи имущества должника по частям и продажи посредством публичного предложения в соответствии с п. 4 ст. 139 закона о банкротстве, предусматривающим продажу посредством публичного предложения в случае признания повторных торгов несостоявшимися.
Объектами торгов последовательно становятся:
  1. предприятие должника – имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 110 закона о банкротстве);
  2. производственно-технологический комплекс – имущество, используемое для производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации (п. 1 ст. 179 и п. 1 ст. 222 закона о банкротстве);
  3. имущество должника – сельскохозяйственной организации. То есть в силу вышеуказанных норм права может сложиться ситуация, при которой арбитражный управляющий будет выставлять на продажу на торгах имущество и имущественные права должника – сельскохозяйственной организации семь раз.
Предприятие в целом и производственно-технологический комплекс признаются недвижимостью. Их продажа требуетпредварительного проведения действий по государственной регистрации прав должника на предприятие в целом и, в случае если предприятие должника не будет продано на торгах, на производственно-технологический комплекс.
Для принятия решения о порядке продажи имущества необходимо учитывать, что под сельскохозяйственными организациями
понимаются лица, у которых выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее пятьдесяти процентов общей суммы выручки (п. 1 ст. 177 закона о банкротстве). Вопросы продажи имущества сельскохозяйственных организаций нашли отражение в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 10.09.2013 г. № 14917/11, Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2014 г. № Ф09–10803/10 по делу № А60–10573/2010.
Автор
Парасочка Максим DayLight Consulting