Тема

Раскрытие информации о процедуре банкроства

 

МИРОВОЙ ОПЫТ

Порталы, аналогичные bankrot.fedresurs.ru, действуют и в других странах. Сегодня обсуждаются поправки в регламент Европейского союза № 13462000/2000, в соответствии с которыми предполагается, что в государствах – членах ЕС должны быть созданы некие электронные ресурсы, где будут публиковаться основные сведения о несостоятельности фирм. В некоторых европейских странах такие ресурсы уже существуют, но они имеют принципиальные отличия от российского электронного реестра. Например, портал «Электронное раскрытие информации о банкротстве» в Чехии находится в ведении судов, что для России неприемлемо. Дело в том, что в Чехии суды занимаются не только судопроизводством, но и другими вопросами, в частности регистрацией компаний. Кроме того, в этой стране суды принимают многие решения, которые в России на рассмотрение попадают только в случае возникновения разногласий. Например, в Чехии именно суд определяет дату и место проведения собрания кредиторов. У нас это обязанность арбитражного управляющего. В Австралии сведения о банкротстве содержатся в реестре, но они предоставляются пользователям за определенную символическую плату – около одного австралийского доллара. За включение сведений в реестр также взимается плата.

ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ

Итак, в России базовая информация на ресурсе bankrot.fedresurs.ru размещается арбитражными управляющими. Однако есть часть блоков, за публикацию которых отвечают госорганы. Единый федеральный реестр о банкротстве впервые появился в Федеральном законе от 30.12.2008 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”» (далее – закон № 296-ФЗ). Он внес большие изменения в действующий закон о банкротстве. Один из блоков касался изменений в ст. 28 этого нормативного акта. Ранее она обязывала арбитражного управляющего раскрывать определенные сведения в печатных изданиях. В разные годы это были «Российская газета», «Коммерсант» и др. В последние годы сведения о банкротстве публикует газета «Коммерсант» в своих субботних выпусках. Именно ст. 28 в редакции закона № 296-ФЗ установила обязанность арбитражных управляющих и организаторов торгов включать в ЕФРСБ определенные данные о банкротстве, установленные по перечню. К ним относится информация о введении процедур, о прекращении производства по делу, о проведении торгов, об отстранении или освобождении арбитражного управляющего и т. д.

Разработка функционала ЕФРСБ началась в 2008 году, а запущен он был 1 апреля 2011 года. Федеральный закон от 22.12.2014 г. № 429-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обращении лекарственных средств”» установил, что отныне арбитражные управляющие обязаны публиковать информацию в ЕФРСБ. А закон № 296-ФЗ содержал отсылку к актам регулирующих органов, но по состоянию на 2011 год они не были утверждены Минэкономразвития. В результате теперь непосредственно законом о банкротстве предусмотрена обязанность раскрывать информацию вне зависимости от того, есть ли таковой акт. Практика показала, что решение было вполне оправданным. Приказ Минэкономразвития № 178 о порядке формирования и введения единого федерального реестра сведений о банкротстве появился только 5 апреля 2013 года, то есть спустя два года после начала функционирования ЕФРСБ и практически спустя квартал после начала функционирования другого ресурса – Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, порядок формирования которого приказ № 178 также регламентирует.

По состоянию на 1 апреля 2011 года арбитражные управляющие были обязаны раскрывать сведения о начале процедуры, о прекращении производства, о торгах и отстранении/освобождении арбитражного управляющего. Позднее разными федеральными законами объем сведений, подлежащих включению в реестр, неоднократно уточнялся. В частности, появились отдельные данные, обязанность раскрытия которых лежала на госорганах. На сегодняшний день одними из основных раскрывающих государственных органов являются Росреестр, который предоставляет для включения в ЕФРСБ информацию о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, и Центральный банк. Он вносит сведения по финансовым организациям, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства.

Последние изменения в части объема сведений, подлежащих включению в реестр, введены Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”» (далее – закон № 482-ФЗ), который был принят в конце 2014 года. В частности, он предусматривает необходимость раскрытия данных о результатах проведения комитета кредиторов, информации по заявлению кредиторами о своих требованиях в ходе процедур несостоятельности. Статьей 100 регламентируется информация об утверждении порядка реализации предмета залога. Для того, чтобы предоставить незалоговым кредиторам возможность ознакомиться с этим порядком и обжаловать его основания, условия содержания в суде, а также для того, чтобы минимизировать вероятность злоупотребления залоговым кредитором своими правами. Закон № 482-ФЗ также предусматривает, что порядок реализации предмета залога утверждается им единолично. В случае нескольких залоговых кредиторов – по их соглашению.

СЛЕДУЯ ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ

Цели, которые ставились перед единым федеральным реестром в начале его разработки, – снизить риск мошенничества в процедурах несостоятельности путем обеспечения прозрачности их проведения, обеспечить возможность контроля и мониторинга со стороны госорганов. На сегодняшний день это выполняется. Но основная цель, конечно же, заключалась в обеспечении достоверности, корректности информации и однозначной идентификации лица, которое раскрывает эти сведения. На данный момент в ЕФРСБ достоверность и корректность обеспечивается за счет правовой регламентации. Установлено, что ответственность за достоверность несет лицо, раскрывающее информацию, и существует определенная санкция за нарушение. Действует технология усиленной квалифицированной электронной подписи, которая позволяет однозначно идентифицировать лицо, раскрывающее сведения.

Если говорить о публикации в печатном издании, то в рамках ведения системы профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК), которую делает «Интерфакс», было выявлено, что около 40% сообщений содержали недостоверную, некорректную информацию. Как правило, это были ошибки в одном знаке идентифицирующих кодов: ИНН, ОГРН. До 10% сообщений содержали абсолютно или близкие к абсолютно недостоверным сведения. Например, название – одной компании, ИНН – другой, ОГРН – третьей. Поэтому на этапе разработки ЕФРСБ было принято решение о том, что нужно проверять информацию по должникам за счет экспортных данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП: основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика, иные данные.

Да, бывают случаи, когда арбитражные управляющие включают некорректные данные. Допустим, если в судебном акте в ИНН ошибся судья, то арбитражный управляющий должен обратиться за разъяснениями в суд. При этом он должен разместить сообщение в ЕФРСБ. При его формировании мы предупреждаем о том, что ИНН некорректен, и также предоставляем эту информацию кредиторам. На вкладке «ЕГРЮЛ» отмечены те сведения, которые не стыкуются с данными государственных реестров. Кроме того, в госорганах мы также получаем данные картотеки арбитражных дел. На данный момент все дела рассматриваются арбитражными судами, и всю информацию по делам о банкротстве мы экспортируем по номеру дела, который указывает арбитражный управляющий. Если

какие-то материалы дела в карточке по арбитражным деламне соответствуют описанию дела, значит, соответствующим арбитражным управляющим данные были внесены некорректно. 

Предполагалось, что в ЕФРСБ будут данные реестра дисквалифицированных лиц, но, к сожалению, уже достаточно долгое время ФНС их не передает. До 2013 года ведение этого реестра осуществляло Министерство внутренних дел, соответственно, портал получал эти данные от него. Неофициальные сведения использовать нельзя. В частности, порталу предлагали брать данные с ЕГРЮЛ nalog.ru, но это неофициальный источник. 

Безусловно, ключевой источник информации – это сообщения арбитражных управляющих и саморегулирующих организаций арбитражных управляющих. Это данные о ключевых фактах в ходе процедур. Дополнительно с 1 июля 2014 года арбитражные управляющие должны раскрывать сведения о результатах проведения процедур (в форме отчетов). Также портал получает данные от организаторов торгов о ходе их проведения и данные от электронных торговых площадок. В целом систематизация информации на одном ресурсе позволяет в достаточной степени раскрыть для потенциальных или действующих кредиторов сведения о ходе дела о банкротстве. Соответственно, своевременно и адекватно отреагировать на те или иные события и ключевые факты.

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Первый и основной метод знакомства с ЕФРСБ для непрофессиональных кредиторов – это бесплатный просмотр web-страниц портала http://bankrot.fedresurs.ru. Каких-либо ограничений, за исключением программных средств, которые противостоят Ddos-атакам, и автоматизированных средств для выгрузки информации, не требуется. Информация является общедоступной.

Вторым вариантом, доступным для непрофессионального пользователя, является возможность подписки на мониторинг. Любое лицо может зарегистрироваться в качестве подписчика и на один электронный адрес оформить соответствующую подписку. Можно подписаться по определенному должнику, например ООО «Ромашка». Тогда вне зависимости от изменения арбитражного управляющего вы будете получать новые данные по этой фирме. Можно подписаться по арбитражному управляющему или по любому другому публикатору, например Банку России, и получать на электронную почту все, что тот будет обнародовать. По таким ключевым тегам вы можете оформить 15 подписок бесплатно.

Третий вариант, который доступен для пользователей, – оформление подписки на загрузку информации в xml-формате в режиме реального времени. Этот способ предназначен для профессиональных кредиторов. Он позволяет получить информацию о сотнях и тысячах должников. Понятно, что даже устранение ограничений в мониторинге не дает достаточных возможностей для профессиональных кредиторов для глобального мониторинга своих должников и потенциальных контрагентов. Подходит он для информационных агентств, большинство из которых получают эту информацию на портале.Также он интересен системным участникам процедур, таким как банки, сетевые компании, например «Мосэнерго». После 1 июля 2015 года, то есть после введения банкротства физических лиц, данный сервис является платным, и его стоимость составляет чуть менее 15 тыс. рублей в месяц.

БАНКОВСКИЙ ИНТЕРЕС

Таким образом, ресурс представляет интерес для системных кредиторов. В частности, здесь получает данные Росимущество для того, чтобы отслеживать ход процедур в отношении государственных предприятий, акционерных обществ с существенной долей государства, а также для того, чтобы более эффективно участвовать в делах о банкротстве. Это может быть интересно банкам, для которых существует необходимость не только проверять ход уже текущих процедур банкротства, но и отслеживать потенциального контрагента: не введены ли в отношении него процедуры несостоятельности. Также для корректного отражения кредиторской задолженности в своих отчетных данных, для изменения режима ведения текущих счетов, поскольку для текущего или расчетного счета компании в банкротстве и не банкротстве он в достаточной степени отличается.

Со стороны банков резко вырос интерес к порталу именно в части получения данных в структурированном виде через web-сервис в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”», которым вводится процедура несостоятельности граждан. Полное раскрытие информации будет осуществляться на fedresurs.ru в реестре сведений о банкротстве, тогда как в печатном издании будет публиковаться только два ключевых сообщения. Интерес со стороны банков очень велик, и уровень сервиса xml всех пользователей устраивает.

На самом деле грех было изначально не использовать данные, которые размещаются на портале, для получения статистических данных о проведении процедур несостоятельности в России. До первого квартала 2014 года портал еще имел информацию от высшего арбитражного суда, который обобщал некоторые статистические данные по процедурам, но после его ликвидации судебная система статистику давать перестала. Высший арбитражный суд предоставлял статистику исключительно по количеству судебных актов, которые вынесены в тех или иных случаях. Это давало возможность проанализировать количество поданных заявлений о банкротстве, количество введенных процедур того или иного типа, количество обособленных споров в рамках этих процедур.

А ЕФРСБ базируется на информации, которую размещают арбитражный управляющий, электронные торговые площадки и саморегулируемые организации. Соответственно, портал имеет возможность давать и получать несколько больший объем статистических данных.

Непосредственно ст. 28 закона о банкротстве предусмотрено раскрытие арбитражными управляющими сведений о результатах проведения процедур в деле о банкротстве. Эти данные портал просит заполнять в форме отчетов. В них арбитражный управляющий размещает сведения по объемам требований кредиторов к должникам, по объему удовлетворенных претензий, по количеству исков об оспаривании сделки и т. д. В соответствии с той же ст. 28 портал ежеквартально должен предоставлять государственным органам вводную информацию о ходе процедур банкротства. Самим законом о банкротстве и постановлением правительства № 999 на оператора возложена обязанность ежеквартально предоставлять информацию по требованиям кредиторов к должникам, по совокупному размеру удовлетворенных претензий, по завершенным и незавершенным делам. А также сведения по издержкам на процедуру, включая вознаграждения арбитражного управляющего, по количеству поданных и удовлетворенных исков об оспаривании сделок, по числу поданных и рассмотренных жалоб на действие арбитражных управляющих. Это уникальные данные, которые до нашего появления не были доступны. Также на портале можно посмотреть и проанализировать объем удовлетворения требований кредиторов, эффективность расходов на проведение процедур, эффективность действий арбитражных управляющих с точки зрения процента удовлетворенных жалоб на них. Если говорить про второе полугодие 2014 года, то отношение расходов на проведение процедур к объему погашенных требований составило 12,45%. В принципе процент достаточно большой, но здесь подвел четвертый квартал 2014 года. Хотя усредненные данные можно продемонстрировать только по итогам не менее шести-восьми периодов.

В этой связи можно сделать вывод, что такие электронные ресурсы, как ЕФРСБ, доказали свою эффективность, востребованы среди участников рынка и имеют большой потенциал развития.

Цена вопроса

С 1 апреля 2015 года цена одного сообщения в ЕФРСБ составляет 712 рублей 96 копеек. Для сравнения: в печатном издании – 177 рублей 29 копеек за 1 кв. см. Таким образом, цена одной заметки на электронном ресурсе остается величиной постоянной, тогда как в «Коммерсанте» за небольшой объем данных придется отдать 7000–8000 рублей, за большой – десятки и даже сотни тысяч рублей.

Анализ выборки по фирмам-банкротам

Проанализировав сведения о составе конкурсной массы организаций-банкротов из раскрытой в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации можно сделать следующие выводы. По данным случайной выборки, в отношении 20 организаций с общей реестровой задолженностью более 20 млрд рублей размер конкурсной массы (по данным инвентаризации или оценки, если она была произведена) составил всего 6,72 млрд рублей. При этом 2,5 млрд рублей, или 37,36%, – это дебиторская задолженность, реальная рыночная стоимость которой близка к 0. Однако, как ни странно, высока оказалась доля финансовых вложений в ценные бумаги и акции (доли ООО) – 1,5 млрд рублей, или 22,84%. А вот наиболее ликвидное имущество – недвижимое (земля и здания, сооружения) – составило лишь 4,74% консолидированной конкурсной массы.

комментарий Комарова Ксения Ассоциация "Сообщество оценочных компаний "СМАО""

ОШИБКИ НА ТОРГАХ

СМАО проанализировало ошибки, которые наиболее часто допускают оценщики при оценке имущества, реализуемого конкурсными управляющими на торгах.

ПО ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОСТИ
Как видно из представленной на рис. 1 диаграммы, львиную долю в рассматриваемых отчетах в качестве объектов оценки составляет недвижимое имущество. Также прослеживается тенденция увеличения доли такого объекта оценки, как право требования (дебиторская задолженность). Первый блок вопросов связан с идентификацией объекта оценки, в частности отсутствием анализа и указанием имущественных прав на улучшения и земельный участок. Преимущественно данное нарушение определяет непредоставление оценщику указанных документов ввиду имеющихся трудностей их получения на объект оценки.
Второй блок вопросов связан с анализом рынка. В ФСО № 7 данный раздел четко структурирован и разделен на смысловые блоки:
  • анализ влияния общей политической и социально-экономической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта, в том числе тенденций, наметившихся на рынке в предшествующий дате оценки период;
  • определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект;
  • анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала значений цен; 
  • анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, например ставки доходности, периоды окупаемости инвестиций на рынке недвижимости с приведением интервалов значений этих факторов;
  • основные выводы относительно рынка недвижимости в сегментах, необходимых для оценки объекта, например динамика рынка, спрос, предложение, объем продаж, емкость рынка, мотивации покупателей и продавцов, ликвидность, колебания цен на рынке оцениваемого объекта и т. д. К сожалению, указанный раздел отчета не всеми оценщиками воспринимается как основа для проводимых расчетов, которая способствует более глубокому и полному пониманию объекта оценки и рынка, где этот объект находится.
Третий блок вопросов связан с методологией. Как ошибки раздела, анализ рынка, так и методологического блока не являются специфическими для предполагаемого использования. Во-первых, это может быть неправильный выбор подхода к оценке, во?вторых, основной блок – это неполная/некорректная идентификация объектов-аналогов, в?третьих – это выбор ценообразующих факторов. Следует отметить, что ФСО № 7 дает подсказку оценщикам в части основных элементов сравнения (ценообразующих факторов), но в то же время недоработка данного вопроса связана со вторым блоком замечаний, а именно с анализом рынка. В-четвертых, также напрямую связано с анализом рынка неполное или неподтвержденное обоснование вносимых поправок по элементам сравнения.
 
ПО ПРАВАМ ТРЕБОВАНИЯ
Ошибки при оценке данного объекта связаны в первую очередь с огромным методологическим вакуумом. Несмотря на возрастание доли работ по данному объекту оценки, качественных публикаций на эту тему очень мало.
Автор
Юхнин Алексей ЗАО "Интерфакс"