Офис

«Лаборатория Касперского»: антивирусная вселенная

   

НАСТОЯЩАЯ НАХОДКА

Переезд в новую штаб-квартиру – обязательный пункт в истории многих лидеров рынка. У «Лаборатории Касперского» проблема смены локации назрела давно. До 2013 года большая часть штата работала в бизнес-центре «Диапазон», остальные сотрудники располагались в «Авионе». «Мы понимали, что компании нужно переезжать в бизнес-центр класса А. С одной стороны, нам было важно улучшение “качества жизни” в офисе для наших сотрудников, с другой – мы хотели прибавить в конкурентных преимуществах на рынке HR», – комментирует Олег Иваненко, директор по управлению недвижимостью «Лаборатории Касперского». В итоге компания взяла в аренду, а вскоре приобрела в собственность бизнес-центр «Олимпия Парк» на Ленинградском шоссе. «Лаборатория Касперского» занимает два корпуса – второй и третий. Территория первого разбита между несколькими арендаторами – BMW, Tele2, «Тинькофф Банк». Все они имеют долгосрочные договоры аренды «Олимпия Парк» на таких финансовых условиях, которые вполне устраивают нового собственника.

Скромный с виду пятиэтажный бизнес-центр оказывается очень вместительным за счет большой площади отдельного этажа – 2,7 тыс. кв. м против в среднем 1,5 тыс. кв. м в типовой башенке или небоскребе. В двух шагах от «Олимпия Парк» на берегу Химкинского водохранилища находится Royal Bar, где сотрудники Лаборатории обслуживаются со скидкой, и пляж. Так что хороший досуг в послерабочие часы обеспечен, что немаловажно для молодого коллектива. А около 70% сотрудников – мужчины, что вполне логично с учетом отраслевой специализации компании. В бизнес-центре предусмотрена подземная парковка на 650 машино-мест, где можно оставить не только машину, но и электрокар. Хотя последней возможностью пока никто не воспользовался, тогда как велосипедные стойки в сезон сверхвостребованы.

СПАСТИ МИР

Проектированием офиса занималось архитектурное бюро ABD architects. Авторы проекта по запросу «Лаборатории Касперского» создали нейтральную среду, настраивающую на рабочий лад. Интерьер преимущественно выполнен в приглушенных серых, бежевых, черных тонах, яркие краски достались лишь зонам неформального общения. Фирменный зеленый цвет несут в офис растения, которые здесь буквально на каждом шагу. Защитная символика считывается очень быстро – зеленые насаждения спасают мир, что также является основной миссией компании. Дважды в неделю ухаживать за растениями приезжают флористы. Кроме того, хорошему состоянию зелени способствует прекрасная освещенность офиса.

«Наши разработчики ведут сосредоточенную работу, и уровень утомляемости глаз у них колоссальный. Поэтому для нас было принципиально важным обеспечить высокое качество освещенности в офисе, – отмечает Олег. – Мы остановили свой выбор на светильниках австрийской фирмы Zumtobel, в которых применяется патентованная компанией-производителем оптика. Они обеспечивают бесподобный уровень визуального комфорта. Конструкция светильника защищает глаза от прямой видимости источников света. При этом свет равномерно распределяется в пространстве с идеальным балансом: 60% прямого и 40% отраженного. Кроме того, мы постарались использовать преимущества панорамного остекления фасадов и сохранить максимальный уровень естественного освещения офисного пространства. Искусственный и естественный свет синхронизированы друг с другом датчиками естественной освещенности».

ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Очень много внимания было уделено планировочному решению с точки зрения эргономики. Результатом жарких споров стал выбор преимущественно открытой посадки – open space. Исключение было сделано только для нескольких подразделений компании (например, службы безопасности), для которых использование при рассадке кабинетов и комнат – объективная необходимость. Эти изолированные помещения вынесены на первые этажи зданий. Также свои кабинеты у топ-менеджмента компании, они находятся по углам каждого здания на пятом этаже. Помимо своей смысловой нагрузки – изолированной территории для работы, кабинеты-«аквариумы» выполняют зонирующую роль в пространстве. Планировка офиса со второго по четвертый этаж каждого здания типовая. Сектора рассадки отделены друг от друга стеклянными перегородками – очень аккуратный и не бросающийся в глаза прием.

«Почему мы пытались использовать минимум архитектурных решений, связанных с разделением пространства? Мы компания-разработчик, и специфика нашей индустрии состоит в необходимости оперативно и правильно реагировать на состояние и запросы рынка, где крайне быстро меняется ситуация, – объясняет Олег. – Мы должны быть готовы очень быстро проводить организационные изменения внутри компании, формировать команды для решения новых задач. Открытая планировка прекрасно справляется с поставленной задачей – обеспечением организационной мобильности и гибкости, а также максимальной эффективностью внутренних коммуникаций».

Инновационный принцип рассадки Workplace Innovation, когда за сотрудником не закреплено определенное рабочее место, Лаборатория не поддерживает. «Мы посчитали, что для большей части коллектива такое решение преждевременно. Это все равно, что перепрыгнуть пропасть за два прыжка, – отмечает Олег. – Мы только переехали в open-space из здания с кабинетно-комнатным типом планировки. Было бы излишне революционно, размещая людей в open-space, еще и лишить их постоянных рабочих мест. Тем не менее в Москве и в мире большинство крупных компаний уже сейчас активно пользуется системой hot desk, и будущее за этим типом организации офисного пространства. Но всему свое время».

ОТ ПИТЕРА ДО МОСКВЫ

Средний корпус «Олимпии» занимают технические «мозги» «Лаборатории Касперского» – разработчики программ. Здесь находятся и антивирусная лаборатория, исследовательский центр, кабинет Евгения Касперского.

Самое визуально эффектное помещение в офисе – антивирусная лаборатория, где так называемые дятлы (антивирусные аналитики) ловят и обезвреживают вирусы. Это круглая площадка, обнесенная тонированной стеклянной перегородкой с изображением программного кода, похожа на центр управления космической станции. «Дятлы» чистят Интернет за круглым столом с двумя десятками мониторов, часть из которых вынесена под потолок. Третий корпус преимущественно административный. В нем располагаются маркетологи, финансисты, юристы, IT-специалисты, обеспечивающие техподдержку, и другие службы.

Важность коммуникационной функции отражена в количестве переговорных комнат. Их в компании более 100, и расположены они равномерно в обоих зданиях бизнес-центра. Переговорные на первых этажах предназначены для «внешних» встреч и представительских целей. Отделаны они в соответствии с назначением – строго, качественно, технично. Зачастую это черно-белое пространство с вставками деревянных панелей на стенах, наливными полами и дорогой кожаной мебелью. Переговорные для внутренних встреч и собраний находятся на каждом из этажей в непосредственной близости от зон рассадки сотрудников. Это типовые рабочие площадки, обустроенные по принципу «ничего лишнего».

Для поиска переговорных комнат использована географическая навигация, согласно которой «Лаборатория Касперского» – маленькая вселенная. За каждым этажом закреплен определенный континент, а каждая переговорная обозначена названием достопримечательности или города, которым он славится. Евгений Касперский заядлый путешественник. Названия были выбраны из списка 100 мест, рекомендованных им для посещения. В основании мира Касперского (на первых этажах) лежит Россия, причем второй корпус представляет ее восточную часть, а третий – западную. Крайними точками на западе стали тренинг-классы, расположенные в «Калининграде» и «Сочи». Это одна из немногих территорий в компании, акцентированная яркими красками и смелыми дизайнерскими решениями. Восточные пограничные географические точки – переговорные «Чукотка», «Камчатка», «Сахалин».

«Когда мы только занимались разработкой проекта, то думали, что в переговорные сотрудники будут привозить сувениры из поездок по всему миру. И помещения начнут постепенно индивидуализироваться и приобретать уникальное, запоминающееся лицо», – комментирует Олег. Первый шаг в этом направлении уже сделан. В вестибюле второго корпуса этим летом появилась реплика «Триумфального слона» Сальвадора Дали. Слон корпоративного цвета был приобретен Евгением Касперским на аукционе в Лондоне и стал настоящей гордостью компании. Являясь классической музейной достопримечательностью, в Лаборатории слон выполняет декоративную функцию. В фирменный музей компании в двух шагах от него он не попал. Там в мобильных боксах место другим экспонатам – артефактам из жизни компании. Все желающие могут проследить историю развития продуктов компании или ознакомиться с темой спонсорства «Лабораторией Касперского» гоночной команды Ferrari. В других типах музейных боксов встроены тачскрины.

Поскольку музей расположен в зоне кофе-брейков перед конференц-залом, участники мероприятий могут в перерывах «посерфить» в Интернете. Конференц-зал компании может использоваться для проведения крупных внутренних и внешних мероприятий и рассчитан на 200 мест, при этом мобильные перегородки могут делить пространство на три самостоятельных отдельных помещения для более эффективного его использования в повседневной жизни.

РАБОТА НЕ ВОЛК…

Комфорт в офисе – это не только удобство рабочих мест. Формула комфорта складывается также из благоустроенных точек питания и проведения досуга, а таких в «Лаборатории Касперского» достаточно. На каждом этаже со стороны водохранилища устроены «патио» – созданные по принципу кафе площадки, где обустроена кухня, стоят столики и диваны. Под потолком патио развешены плазменные мониторы, но транслируют по ним только ролики, относящиеся к жизни компании, иначе пришлось бы пересиливать себя, чтобы покинуть эти укромные уголки. Рядом с патио на пятых этажах зданий расположены открытые террасы, где можно освежиться, разглядывая Химкинский пляж и стадион «Динамо». С другой стороны коридора есть маленькие кофе-поинты. Готовые обеды по весьма демократичным ценам можно приобрести в столовой, расположенной на минус первом этаже бизнес-центра.

Досуговая составляющая отыграна в Лаборатории прекрасно. На рабочих этажах можно расслабиться в игровых комнатах. Пока в них только личные настольные игры сотрудников – хоккей, футбол, теннис, но компания планирует закупить игровые комплекты. К услугам энергичных людей работающий целый день спортзал и сауна на первом этаже третьего корпуса. Можно заниматься по индивидуальной программе под руководством фитнес-тренера или примкнуть к групповым урокам по балетной гимнастике, растяжке, йоге и т. д. О спортивных успехах компании красноречиво свидетельствует ряд кубков, завоеванных сотрудниками на различных межотраслевых состязаниях.

Уровень благополучия компании зачастую определяют по ее отношению к благотворительным мероприятиям. В «Лаборатории Касперского» разработано много социальных программ, как постоянных, так и разовых. Например, если в мире происходит какое-то драматическое событие, какими стали наводнение в Крымске или цунами в Японии, то сотрудники собирают пожертвования, а компания удваивает собранную сумму.

О компании

«Лаборатория Касперского» – российская компания, специализирующаяся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов. Она входит в четверку ведущих мировых производителей программных защитных решений для крупных корпораций, предприятий малого и среднего бизнеса и частных пользователей. Компания ведет свою деятельность почти в 200 странах мира. В ее московском офисе работает почти 2000 сотрудников. «Мы здесь, чтобы спасти мир», – основная миссия компании, выраженная словами ее главы Евгения Касперского.

Цифры и факты

  • 2700 кв. м. площадь одного этажа
  • Около 100 переговорных обустроены в бизнес-центре каждого здания
комментарий Мичурин Леонид lllooch

Отрыв от привычных реалий

Решение входной группы офиса «Лаборатории Касперского» сразу увлекает посетителя в мир инноваций. Здесь все создает ощущение отрыва от привычных реалий: сложная форма «складчатого» потолка, подчеркнутая расположением линейных светильников; отражающие поверхности стен, искажающие и расширяющие пространство фойе; светящаяся стена, расположенная напротив входа в здание. В контровом освещении стойка ресепшен, и секретари за ней сливаются в общий сложный силуэт, похожий на логотип или товарный знак, запоминающийся и узнаваемый. Подобное «крупное» решение сразу дает ощутить масштаб компании.
Усложненность построения пространства общественных зон вообще характерна для данного архитектурного решения, что выгодно дополняет типовое устройство рабочих зон. В столовой сложное пространственное решение подчеркнуто цветовой гаммой. Даже стены коридоров не параллельны, что разнообразит это, всегда унылое, пространство.

Общение на равных

На мой взгляд, важным волевым решением заказчика стала унификация рабочих зон. Подобное решение создает ощутимую атмосферу демократичности и смягчает вертикальное деление коллектива.
Удачной находкой стали столы квадратной формы в кабинетах руководителей отделов. Традиционный прямоугольный стол превращается в преграду между владельцем кабинета и вошедшим, а квадратный, более свойственный для переговорной, располагает к общению на равных.
Также важно, что все рабочие зоны в равной степени не ориентированы на воду и соседнюю парковую территорию. Это дополнительно усиливает ощущение равенства сотрудников и позволяет открыть на природное окружение общественную зону каждого этажа (патио). Вместе с тем расположение рабочих пространств параллельными группами в двух зданиях делает двор между ними еще одним общественным пространством офиса, включенным в чередование рабочих и общественных зон.

Создавая настроение

Важно наличие в офисе знаковых зон, создающих настроение компании в целом. Здесь это музей компании, доступный и сотрудникам и посетителям, а также зона «дятлов», создающая вокруг себя восхитительную атмосферу рабочего процесса.
Мне очень понравилось то, что места для игр и отдыха выделены в отдельные комнаты. Это позволяет разместить их на каждом этаже, но вместе с тем не превращать офис в игровую площадку. 
Обращает на себя внимание количество и качество растений в помещениях компании. Здесь важную роль играют два фактора: во‑первых, единообразное решение всех кашпо, что создает ощущение ансамбля, а не хаоса; во‑вторых, качество ухода за растениями.
Автор
Смирнова Светлана PRCB Group