Колонка

Сколько стоит звездный час?

 

БОЛЬШИЕ ДОХОДЫ — БОЛЬШОЙ РИСК

Стоит ли говорить, что эти компании теперь оцениваются в миллиарды долларов, а такие слова, как стартап, венчурный фонд, бизнес-ангел, прочно вошли в нашу жизнь. Повальный ажиотаж вокруг интернет-бизнеса и огромного числа интернет-предпринимателей сослужил отрасли двоякую службу: с одной стороны, отрасль начала активно развиваться и затрагивать все больше и больше сфер нашей жизни, с другой – все чаще стали слышны разговоры о новом мыльном пузыре. Но не будем углубляться в полемику, а перейдем к теме сегодняшней статьи: как же оценить интернет-бизнес на ранних стадиях и понять его инвестиционную привлекательность? Я не случайно отметил именно ранние стадии, потому как на более поздних стадиях развития (работающий бизнес, выход на IPO) оценка стоимости компании проводится классическими методами, которые применимы не только к интернет-бизнесу. Отметим, что венчурное (рискованное) инвестирование является одним из самых высокодоходных. Но не стоит переоценивать свои силы и знания и на волне повальной моды на стартапы бежать инвестировать в интернет-проекты в надежде стать новым Рейдом Хоффманом или Джимом Брайером. Стоит понимать, что высокая доходность всегда сопровождается высокими рисками. Но доходность может быть очень высокой. Очень. Речь идет о сотнях процентов, что и привлекает инвесторов в область венчурных инвестиций. Есть еще один несомненный плюс – по сравнению с производством и другими видами «классического бизнеса» затраты на входе тут несоизмеримо ниже.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Как же оценивают интернет-проекты? Основными факторами, на которые следует обратить внимание при определении привлекательности проекта для инвестора, являются:

  • актуальность проекта, его обоснованность и востребованность, а также его целевая аудитория;
  • риски, связанные с проектом (технологические, юридические, человеческий фактор, конкуренты и т.д.), а также способы их минимизации;
  • прогнозируемые финансовые показатели, рост и доля рынка;
  • маркетинг проекта и проработка стратегии развития;
  • контроль за проектом и возможность выхода из проекта в случае как успешного, так и неуспешного его завершения.

Кроме того, важно понимать, что одной из отличительных ценностей интернет-проектов является их аудитория.

Важными для оценки аудитории являются следующие показатели:

  • каналы привлечения;

  • стоимость привлеченного посетителя;

  • конверсия;

  • удержание пользователя и привлечение пользователей пользователями;

  • монетизация.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Теперь перейдем непосредственно к используемым при оценке проекта методам. Прежде чем их описывать, стоит сказать, что выбор метода чаще всего зависит от стадии развития проекта и его направления (понятно, что методы оценки интернет-магазина и, например, того же Instagram будут существенно отличаться). Так, на ранних стадиях развития проекта чаще всего применяются оценочные методы и привлекаются мнения экспертов отрасли (экспертные методы). На поздних стадиях особенно широко применяются общие расчетные методы.

Метод «Восстановительный» или «затратный»

Этот метод позволяет оценить финансовые затраты на создание проекта путем сопоставления с аналогичным имеющимся на рынке проектом.

Метод учитывает:

  1. зарплатный фонд специалистов, требующихся для реализации проекта;
  2. затраты на услуги третьих лиц (маркетинговые исследования и т.д.);
  3. стоимость основных фондов и активов;
  4. затраты на лицензирование, патентование и юридическое сопровождение проекта;
  5. затраты на маркетинг, продвижение проекта и привлечение аудитории;
  6. расходы на выкуп доли у инвесторов более ранних стадий финансирования.

Затратный метод позволяет с легкостью осуществить оценку проекта и эффективность расходования средств на его выполнение. К минусам данного метода следует отнести то, что он не учитывает интеллектуальную собственность, нематериальные активы и качество команды.

Метод Беркуса

Впервые был опубликован в 2001 году в книге «Winning Angels: The 7 Fundamentals of Early Stage Investing» Дэвида Амиса и Говарда Стивенсона.

Данный метод позволяет оценить проект путем добавления к восстановительному методу коэффициентов, полученных эмпирическим путем.

В методе Беркуса используются следующие коэффициенты:

  • 20-40% привлекательная идея
  • 20-80% профессиональный менеджмент, снижающий риски выполнения задач
  • 20-50% хороший совет директоров, известный бизнес-ангел проекта
  • 10-20% хорошая рыночная позиция (крупный партнер, участие государства)
  • 20-50% сниженные технологические риски благодаря прототипу
  • 20-40% продажи продукта или его внедрение

Стоит отметить что, как и любой эмпирический метод, этот метод является субъективным и зависит от рыночных факторов.

Метод венчурного капитала

На ранней стадии развития компании ее стоимость может определяться методом венчурного капитала. Метод основан на вычислении прогнозируемой стоимости компании на момент выхода инвестора (обычно он составляет от трех до пяти лет). Прогнозируемая стоимость компании с использованием целевой нормы внутренней доходности (internal rate of return – IRR), которая зависит от стадии развития компании, – от 80% на начальной стадии развития (SEED) и до 20% на более поздних стадиях. Оценка стоимости компании происходит следующим образом: вычисление будущей стоимости (forward value, FV) планируемых инвестиций. Для расчета используется соответствующая формула (см. вверху).

Вычисление конечной стоимости (terminal value) компании при выходе из проекта производится методом сравнения с аналогичными компаниями. Прогнозируемый чистый доход на акцию умножается на среднее соотношение цены акций к доходу для аналогичных компаний. Для расчета используются зрелые и ликвидные компании, схожие по отраслевой принадлежности с инвестируемой компанией. Наиболее важным при использовании данного метода является подбор компаний-аналогов. Необходимо найти компромиссное решение для сравнения, так как одни компании удовлетворяют инвесторов, а другие – основателей компании.

Метод оценки потенциальной аудитории

  1. По стоимости клиента

    Данная методика используется для оценки проектов, ключевую роль в развитии которых играет аудитория. Этим методом удобнее всего оценивать компании, предоставляющие услуги. Например, умножив оценочную стоимость клиента на ожидаемое их количество, мы получим оценочную стоимость компании на определенном этапе. При расчете данным методом необходимо учитывать риски, дисконтирование и прочие факторы.

  2. По доходности клиента

    Данный метод наиболее близок к классическим финансовым методам расчета стоимости проекта в будущем. Он базируется на стандартном методе оценки по доходу (income approach, BSV-VII).

Метод учитывает:

  • усредненную доходность (или прибыль) от одного клиента;

  • расчет или оценку числа клиентов на определенном этапе.

Бенчмарк-метод (Bill Payne Method)

Этот метод сравнивает компанию с другими похожими компаниями в отрасли, финансируемыми в этом же регионе. Сравнения проводятся для компаний на одинаковых стадиях развития. Данный метод похож на метод Беркуса, но имеет привязку к конкретным условиям (регион, отрасль).

Этап 1.
Определение средней оценки компании в данном регионе и в данном секторе. Оценка может меняться в зависимости от различных факторов, таких как регион, экономическое состояние, конкуренция и т.д.

Этап 2.
На данном этапе рассматриваемая компания сравнивается с данными о похожих компаниях, но с учетом следующих факторов и коэффициентов:

  • 0–30% наличие сильной команды;
  • 0–25% возможность роста на рынке;
  • 0–15% продукт / технология конкурентное окружение;
  • 0–10% маркетинг / каналы продаж / партнеры потребность в дополнительных инвестициях;
  • 0–5% другие факторы.

Как видим, ранжирование факторов при оценке очень субъективно. В большинстве случаев инвесторы ставят наличие сильной команды выше, чем технологию или продукт, потому что именно команда является движущей силой любого проекта. Одна и та же идея может прийти в голову сразу нескольким людям или группам людей, но лишь сильная команда грамотно воплотит ее и сможет минимизировать риски. Именно поэтому не стоит удивляться частым заявлениям инвесторов о том, что «идея ничего не стоит».

Соотношение коэффициентов P/S и P/E

Оценка, основанная на коэффициентах P / S (капитализация компании к ее годовой выручке), P / E (капитализация компании к ее годовой прибыли).

Данный метод применяется к компаниям на более поздних стадиях развития. Обычно сравнение идет с показателями публичных компаний. Правда, в последнее время эти коэффициенты не совсем явно отражают стоимость интернет-бизнеса. Например, у крупнейших IT-корпораций Apple и Google P/E составляет 13,48 и 17,34 соответственно, а у Facebook – 86,58!

P.S.

Итак, мы познакомились с основными методами оценки компаний венчурными инвесторами. Конечно, это далеко не полный перечень. У многих серьезных инвесторов есть свои выработанные годами методы. Заканчивая обзор, замечу лишь, что наиболее распространенным «методом» является интуиция инвестора. Ведь никакой из вышеперечисленных методов не предсказал бы звездного часа Facebook, а тем более Instagram.

Досье

Рейд Хоффман, сооснователь Linkedin Corp.

Участвовал во всех крупных стартапах последнего десятилетия либо как бизнесмен, либо как инвестор, либо как советник. Прославился тем, что вместе с другими выпускниками Стэнфордского университета развил систему электронных платежей PayPal, а в 2002 году продал ее eBay за 1,5 млрд долл. После этого Хоффман стал одним из самых активных инвесторов-ангелов Кремниевой долины, раздавая советы и деньги многим стартапам, судьба которых в то время была неясна: фотообменнику Flickr, соцсети Facebook, разработчику онлайн-игр Zynga, а также таким компаниям как Digg, Last.fm и Ning. В 2002 году Хоффман стал сооснователем Linkedin, где сейчас работает председателем совета директоров, а в 2010 – партнером венчурной фирмы Greylock Partners.

Джим Брайер, венчурный капиталист и инвестор.

Окончил Стенфордский и Гарвардский университеты. В апреле 2011 года и мае 2012 года Брайер занял первое место в списке инвесторов по мнению Forbes, а в августе 2010 года журнал Fortune назвал его одним из 10 самых умных людей в области технологий и самым умным инвестором в технологии. В 2011 году Брейер вошел в состав совета News Corporation. Брайер также является членом совета директоров Wal-Mart Stores и членом совета корпорации Dell Inc.

Автор
Григорян Саркис