IT-технологии

Эффективность и качество электронных сервисов

Кстати, все тот же ФНС России, о чьих сервисах еще будет не один раз в этой статье сказано, и, что характерно, с положительной точки зрения, по итогам 2013 года занял 4-е место в рейтинге CNewsTenders «100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах». Так, ведомство Михаила Мишустина потратило 938 млн рублей на один только контракт с ФГУП ГНИВЦ ФНС на работы по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России и еще почти 600 млн рублей – за сопровождение прикладного программного обеспечения автоматизированной информационной системы нового поколения (АИС «Налог-3») все тому же ФГУП ГНИВЦ ФНС.

Для сравнения – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на контракт по сопровождению автоматизированных информационных систем ведения государственного кадастра недвижимости и подсистем программного комплекса приема и выдачи документов потратило чуть более 200 млн рублей, заплатив их тоже ФГУПу – Российскому государственному центру инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральному бюро технической инвентаризации.

А вот Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, например, годом ранее оказалось далеко от лидеров – лишь 22-е место с 1 млрд рублей затрат на информационные технологии.

БК же решил посмотреть не на стоимость разработки тех или иных сервисов, а на их полезность для профессиональных участников рынка консалтинговых услуг.

ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ ФНС РОССИИ

ФНС россии входит в премьер-лигу налоговых администраций мира по предоставлению электронных услуг. Общее количество сервисов уже приблизилось к 40 это, в первую очередь, информационные базы, администрируемые ФНС как регистрирующим органом, так и электронные сервисы, упрощающие обмен информацией и документами с налоговыми органами. Все что касается информации из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и рисков бизнеса, связанных с рейдерскими захватами и ненадежными партнерами, недостоверными сведениями о контрагентах, доступны любому желающему.

• Раскрывается информация и о неплатежеспособности организаций.

• Если вы консультант – не бесполезна будет и информация о налоговой базе, в т. ч. кадастровой стоимости объектов недвижимости, и о величине налоговой нагрузки.

• Весь объем информации доступен даже неподготовленному пользователю.

Наиболее информативные it-сервисы, с точки зрения получения онлайн-информации о хозяйтствующих субъектах:

• Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств – статус, учредители, участники, рганы управления;

• Юридические лица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ;

• Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, – контроль «рейдерских захватов»;

• Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации, – контроль за фактами принятия решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого о бщества и т.д.;

• Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;

• Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц;

• Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;

• Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами;

• Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке;

• Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует;

• Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года;

• Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц;

• Наличие данных в Банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов.

11

ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ РОСРЕЕСТРА

Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 г. правительством Российской Федерации. Согласно концепции, электронное правительство должно создаваться в несколько этапов: 2008 г. – разработка и утверждение необходимых документов, 2009–2010 гг. – практическое внедрение, после 2010 г. – постепенный переход к оказанию большей части государственных услуг в электронной форме

Основная работа по формированию электронного правительства началась с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество, 2011-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р. Согласно программе, по уровню развития электронного правительства к 2015 г. Россия должна войти в число 20 ведущих стран мира.

Росреестр является одним из лидеров по предоставлению государственных услуг в России, взаимодействуя с физическими и юридическими лицами, в том числе в электронном виде. Более 20% от общего объема государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям различными федеральными органами исполнительной власти в России, оказывает Росреестр. Сайт Росреестра предоставляет сервисы оказания государственных услуг, обеспечивает прием платежей за предоставленные услуги в электронном виде.

Сайт Росреестра предоставляет следующие информационные услуги и сервисы:

• предоставление сведений по адресам офисов, нормативным документам, платежным реквизитам и способам получения услуг (по всей территории Российской Федерации);

• предоставление общедоступной справочной информации об объектах недвижимости в режиме онлайн;

• предварительная запись на прием посредством подачи электронной заявки (по всей территории Российской Федерации);

• формирование доверенностей на получение сведений из ЕГРП в форме электронного документа;

• предоставление возможности заявителям направлять в Росреестр предварительно подготовленный пакет электронных документов для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и на регистрацию прав с использованием электронных каналов связи;

• обеспечение проверки статуса выполнения запроса (заявления);

• представление сведений ЕГРП и ГКН (в том числе в виде справки о кадастровой стоимости) в виде электронного документа с электронной цифровой подписью;

• проведение опросов среди пользователей сайта Росреестра;

• постановка объектов недвижимости на кадастровый учет;

• предоставление сведений ГКН посредством доступа к публичной кадастровой карте (онлайн-сервис);

• информирование о ходе оказания услуги, предоставление результата оказания услуги в электронном или бумажном виде по выбору заявителя.

16

Росреестр активно внедряет мобильные сервисы. Разработаны и доступны для бесплатного скачивания в AppStore и GooglePlay мобильные приложения Росреестра, позволяющие пользователям получить оперативный доступ к Публичной кадастровой карте.

В настоящее время функционируют следующие бесплатные мобильные приложения Росреестра: − предоставление данных об объектах недвижимости и земельных участках с указанием адреса, кадастровой стоимости, категории земель и вида разрешенного использования;

• доступ к Публичной кадастровой карте России, поиск по номеру участка или с учетом текущего местоположения на карте, измерение расстояний и другие сервисы;

• контактная информация о территориальном органе Росреестра, обслуживающем данный объект недвижимости.

Для специалистов в области оценочной деятельности наиболее важным является ресурс – «Фонд данных государственной кадастровой оценки».

Базы данных сервиса содержат сведения о результатах проведения государственной кадастровой оценки. С их помощью можно получить информацию о том, как в ходе проведения государственной кадастровой оценки была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости. Интересующий объект можно найти по кадастровому номеру. Кроме того, в фонде содержатся отчеты об определении кадастровой стоимости, а также отчеты об определении рыночной стоимости, на основании которых были оспорены результаты определения кадастровой стоимости.

В целях обеспечения возможности ознакомления с проектом отчета об определении кадастровой стоимости и представления замечаний к нему Росреестр в течение трех рабочих дней с даты получения такого проекта отчета включает его в фонд данных государственной кадастровой оценки на двадцать рабочих дней.

В настоящее время содержатся следующие проекты отчетов.

17

Еще одним сервисом, заслуживающим внимания, является Публичная кадастровая карта.

Данный сервис позволяет получить справочную информацию о земельном участке, его размерах, точном местоположении, в том числе на карте, а также информацию о зарегистрированных правах на него. Поиск объекта проводится по кадастровому номеру или адресу фактического местонахождения. Однако сведения, полученные с помощью сервиса, не могут быть переданы в другие организации в качестве официального документа. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

Для автоматизации деятельности Росреестра, обеспечивающей информационную поддержку решаемых Росреестром государственных задач и всех предоставляемых Росреестром государственных услуг по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки», создана система Мониторинг рынка недвижимости.

Система предоставляет следующие возможности:

• просмотр объектов в табличном виде: колонки – показатели, строки – объекты и сделки;

• возможность сортировки и фильтрации объектов по показателям;

• выгрузка данных по объектам;

• работа с диаграммами, построение различных типов диаграмм, возможность экспорта диаграмм в графические файлы;

• возможность формирования сводных таблиц (просчет агрегированных показателей, выгрузка в Excel, возможность сопоставления результатов анализа по нескольким субъектам);

• возможность отбора данных по интересующему критерию;

• возможность просмотра сведений на Публичной кадастровой карте.

12

СВОЙ КОРПОРАТИВНЫЙ «ОБЛАЧНЫЙ» ПОРТАЛ TEAMLAB

Одна важная категория облачных сервисов, получивших в последнее время широкое распространение, – системы управления проектами. Одной из лучших и при этом бесплатной является TeamLab, достойный конкурент Basecamp и других популярных систем. TeamLab поставляется в трех решениях: в виде SaaS для использования в браузере сразу же после регистрации аккаунта; в виде открытого исходного кода, который можно самостоятельно дорабатывать под свои нужды и вкусы, чтобы затем развернуть систему на своих серверах; в виде виртуальной машины с предустановленным порталом TeamLab на серверах Amazon. TeamLab включает в себя модули: управления проектами; совместной работы; управления документами; календарь; CRM-систему (систему управления взаимоотношениями с клиентами).

13

YAST – БЕСПЛАТНЫЙ СЕРВИС УЧЕТА И ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ

С помощью сервиса для тайм-трекинга Yast можно отслеживать затраты времени на различные проекты и отдельные задачи, находить слабые места в своем рабочем графике и оптимизировать их. Сервис предназначен как для индивидуальных пользователей, так и для небольших команд. Счетчик времени при выполнении задачи запускается и останавливается одним щелчком мыши, а позже вы получаете подробные отчеты в разных разрезах. Тайм-трекеры являются очень полезными инструментами управления временем – не менее важными, чем менеджеры задач и календари. По своему опыту знаю, что личную эффективность можно радикально повысить, глубоко изучив свой рабочий график и уделив немного времени его оптимизации.

14

ASANA – БЕСПЛАТНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ И ЗАДАЧАМИ

Если вы – один из основателей Facebook, то любой ваш проект мгновенно становится известным. Так и случилось с системой управления проектами Asana Дастина Московица, сооснователя крупнейшей в мире социальной сети. Однако Asana заслуживает внимания не только из-за личности Дастина. Разработчики создали простой и удобный сервис с приятным, но строгим интерфейсом. Asana подойдет для индивидуального использования и для работы в небольшой команде. Функциальность системы трудно назвать богатой, но, возможно, именно в этом и заключается одно из ее главных достоинств для тех, кому не требуются перегруженные функциями инструменты управления проектами. Asana синхронизируется с Google Calendar, Applei Cal и Microsoft Outlook, интегрируется с почтой, имеет клиенты для смартфонов и планшетов.15

Автор
Комарова Ксения Ассоциация "Сообщество оценочных компаний "СМАО""
Мешков Роман ФГАУ ВППКиО ВС РФ «Патриот»