Рейтинг

Кому в социальных сетях жить хорошо?

Как консалтинговые компании позиционируют себя в социальных сетях?

Пару лет назад уже проводил анализ присутствия консалтинговых компаний в социальных сетях. Сегодня мы снова решили вернуться к этому вопросу и понять, как изменились страницы, какие ошибки делают и насколько эффективно работают social media для консалтинговых компаний

Без Интернета, как говорится, нынче – и не туда, и не сюда. Однако организации мало создать свой привлекательный и интересный для рядового пользователя и клиента сайт. Надо поучаствовать и в общественной жизни – а это для электронного века, прежде всего, самые разные социальные сети. Тем более, что Россия занимает одно из первых мест в мире по вовлеченности пользователей в социальные сети, порядка 65 млн человек ежемесячно выходят в Интернет, из которых 90% посещают социальные сети. Сегодня если компании нет в социальной сети, то возникают трудности с налаживанием контакта с потенциальными клиентами и с привлечением лучших работников.

Мы проанализировали присутствие в соцсетях ряда консалтинговых компаний. В расчет принимали количество подписчиков и уровень вовлеченности пользователей, на какую аудиторию ориентирован контент страницы или группы, интересные форматы, такие как инфографика, оригинальная аналитика и т.д. Мы также обращали внимание на такой показатель, как Employer Branding для социальных сетей, применение инструментов краудсорсинга. Более всего нас интересовало отношение аудитории к сообществам, показатели активности людей, их интерес к постам, фотографиям, ссылкам на статьи и иному контенту.

ГЛАВНОЕ – FACE

Страничка в социальной сети Facebook – это своего рода «статус». Большинство крупных компаний, государственных корпораций и органов власти имеют страничку в данной социальной сети. Депутаты Государственной думы, ФС РФ, чиновники, журналисты, крупные бизнесмены – все они «тусуются» именно на Facebook. И хотя это не самая многочисленная социальная сеть в России (24,5 млн человек против 53,6 млн аудитории “Вконтакте”), качество же аудитории, то есть подходящих связей для консалтинговой компании, определенно самое высокое. Вполне логично, что «Большая четверка» в полном составе присутствует в Facebook, ведь использовать PR в социальных сетях начали именно на Западе, поэтому представители «Большой четверки» имеют не одну страничку в данной социальной сети, а несколько на разных языках. Естественно, мы рассматривали именно русскоязычные страницы. Приведем примеры только двух представителей «Большой четверки», дабы не утомлять читателей одами о прекрасной работе пиарщиков данных компаний.

За страницей PwC следят 9 207 подписчиков – это лучший показатель по количеству лайков среди консалтинговых компаний. Приятный дизайн, красочные иллюстрации и инфографика (в соцсетях никому не хочется читать огромные тексты, а посмотреть на красочную картинку с цифрами, стрелочками и все понять – самое то). Контент составлен прекрасно и бьет сразу по всем зайцам, а точнее, аудиториям. Специалисты – потенциальные клиенты найдут массу актуальных новостей, комментариев, аналитики по консалтингу. Нужно отметить, что все материалы уникальны и являются комментариями специалистов компании, в группе нет репост-новостей. К слову, за сентябрь вышло 5 таких аналитических статей и 8 заметок с мероприятий, проводимых PwC или с тех, где участвовали их эксперты. Считаем, что страницу действительно интересно читать топ-менеджменту крупного и среднего бизнеса. Соискатели вакансий периодически могут видеть свободные должности компании и тут же узнавать, как живется тем, кто уже там работает (фотоотчеты с участием сотрудников в благотворительных акциях, кооперативах и мероприятиях). А работники могут гордо делать перепосты из этой жизни, что, в принципе, и делают. За прошедший месяц в группе было опубликовано 8 постов с развлекательным контентом. Хороший баланс – за месяц подписчик прочитал что-то новое по своей специальности, оценил активность и востребованность компании и узнал, как проводят свободное время сотрудники PwC. Ссылка на Twitter компании, календарь мероприятий, офисы PwC по всей России и даже ссылка на собственный сериал – все это можно найти в колонке «Приложения», очень удобно. Ребята «выжимают» из социальной сети все возможности. Прекрасный пример работы.

Deloitte – аудитория в 2 215 пользователей. Вполне приличный багаж для группы, но самый низкий показатель по сравнению со стальными представителями «четверки». Красочный дизайн странички, собственные (корпоративные) иллюстрации к новостям – можно констатировать, что над группой трудится не только администратор, периодически выкладывая новости, но и дизайнер. Вообще эта группа – отличный пример гармонии между желанием показать всю важность и экспертность компании, о чем свидетельствуют аналитические материалы, и открытостью, лояльностью к новым подписчикам. Периодически появляются новости о вакансиях, рабочей жизни коллектива Deloitte. Особенно понравился проект «Дети говорят», где подрастающее поколение работников компании делилось своими размышлениями о житейских стереотипах. Ну как это может не расположить к себе аудиторию? За прошедший месяц – 4 собственных аналитических материала, 7 постов об участии Deloitte в различных мероприятиях или о проводимых ими встречах и 6 публикаций о корпоративной жизни в нерабочее время – хороший показатель, а значит, страничку интересно читать всем и всегда. Реакция на публикации есть, правда, не всех 2 215 фоловеров, но ни один пост не остается без лайка. Но вот комментариев маловато – контента, который бы вовлекал подписчиков в жаркую дискуссию, нет. Но в общем Deloitte можно поставить «четыре с плюсом».

Рассмотрев примеры прекрасной работы в социальных сетях, перейдем к тому, какие бывают ошибки. Да не обидятся на нас пиарщики следующих компаний!

ЕВРОЭКСПЕРТ – высокую оценку можем дать только дизайну аккаунта, остальное не радует и не вызывает интереса ни у кого, кроме соседей по офису контент-менеджера. Количество подписчиков незначительно (52 человека), унылые фотографии к постам – поздравления с 8 Марта, кто-то получил диплом, тому подобное. Комментариев вообще нет, лайки кое-где присутствуют. Видимо, даже сотрудники не хотят общаться в соцсетях со своими же коллегами. Проще назвать это клоном корпоративного сайта в Facebook.

Аудитория SWISS APPRAISAL – 71 человек. Стабильная небольшая группа людей, которым интересна деятельность компании, – этот факт точно радует. Есть интересные ссылки на аналитику других сайтов и на интересные мероприятия, в которых компания принимает участие. Однако было бы интересно почитать собственную аналитику, ознакомиться с разбором кейсов, получить информацию о работе в компании. Публикации посетителей отдельной колонкой – отличная идея, но этого явно не хватает, чтобы стать полноценной группой в Facebook с насыщенным контентом и кипучей жизнью.

01

В таком же ключе работает ГРУППА SRG. Аудитория – 117 человек. Экспертное мнение, конференции, максимум 2–3 лайка – не больше этого. Комментариев никаких нет совершенно. Приглашения на мероприятия, оценка событий со стороны руководителей организации – этого недостаточно, чтобы вызвать интерес аудитории, спровоцировать общение, комментарии, лайки, репосты.

РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА – инфографика, дизайн – все это находится на вполне приличном уровне. Видно, что люди работали над площадкой, стремясь сделать ее максимально привлекательной и доступной. Есть лайки, интересное освещение разных событий в жизни компании с нормально выполненными фотографиями. Новости подаются своевременно, в достаточно оригинальной манере. Однако, несмотря на это, вовлеченность пользователей в жизнь группы не самая высокая. Среди фото компании в группе на главной странице в основном дипломы компании – возможно, стоило опубликовать там что-то дополнительно к этому? Не ведется общение с потенциальными и настоящими клиентами. Собственно, самих комментариев также практически нет. Аудитория 67 человек.

КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА НЭО “ЦЕНТР” – подписчиков – 244 человека. Количество лайков под публикациями – от 3 до 6. Никаких комментариев под записями постов нет. Хорошо уже то, что администратор группы обращается к обычным человеческим ценностям – к примеру, поздравляет с Днем ангела людей с теми или иными именами.

Общий вывод не слишком утешительный – большинство компаний уделяют слишком мало внимания своим представительствам в социальной сети.

Для всех проанализированных компаний характерно одно и то же свойство – использование площадки социальных медиа для общения с представителями отрасли. Порой возникает ощущение, что эти материалы публикуются в основном для конкурентов и коллег, а никак не для потенциальных и настоящих заказчиков. Это могут быть разговоры о демпинге, о ценах, привлечении потребителей, очередных мероприятиях. Часто такие организации строят такие сообщества, в которых состоят люди, имеющие непосредственное отношение к компании, – бывшие и настоящие сотрудники, партнеры, клиенты.

При просмотре множества страничек консалтинговых компаний в Facebook возникло стойкое ощущение, что администратор получил задание создать группу или страницу, отчитался о выполнении начальству и забыл об этом. Например, Группа компаний «Центр независимой экспертизы собственности». На странице стоит один лайк – группа понравилась одному человеку. Инфографики нет, текстов нет, никакого присутствия администратора группы нет, вообще ничего нет.

А ведь соцсеть – это мощное оружие, которое в умелых руках способно принести максимальное количество пользы при минимальных затратах. Совершенно очевидно, что им есть еще над чем работать.

НЕМНОГО О ДРУГИХ

Солидные компании, точнее, их пиарщики, также в своем продвижении используют и другие социальные сети. Это полезно с точки зрения того, что состав аудитории у социальных сетей разный, и это позволяет расширить круг потенциальных клиентов. Так, например, социальная сеть Facebook большей популярностью пользуется в Москве, тогда как жители Петербурга предпочитают «Вконтакте» и Twitter, а «Одноклассники» – это кладезь представителей регионов. Linkedin, на первый взгляд, не очень популярная сеть в России, но подойдет тем, кто, например, хочет привлечь иностранных специалистов, т.к. сеть больше пользуется популярностью на Западе, или найти российского работника в компанию, т.к. сеть позиционируется как профессиональная. Конечно, если в вашей компании не предусмотрены большие затраты на пиар в социальных сетях, рекомендуем не распыляться на все социальные сети, а больше уделить внимание Facebook.

PwC постарались охватить все западные сети: Twitter, Linkedin, YouTube, Instagram. «Вконтакте» мы тоже нашли страничку, зарегистрированную в 2011 году, но, видимо, в том же году создатели от этой затеи решили отказаться.

Deloitte также присутствует в вышеназванных социальных сетях, но страничка «Вконтакте» популярней странички в Facebook – 7 324 человека. Однако стоит отметить, что контент публикуется не весь. Страничка больше нацелена на поиск новых сотрудников для компании. Она так и называется – Deloitte Careers.

Имеет страничку «Вконтакте» SWISS APPRAISAL. Как и на Facebook, это небольшая группа людей – 66 человек, контент повторяется. Создана страничка и в Linkedin, даже имеется 229 отслеживающих, но публикации почему-то отсутствуют. Там же есть страничка группы из 49 участников, где публикуются новости, но гораздо реже чем на Facebook. Есть и Twitter, у которого 7 читателей.

То же самое и у ГРУППЫ SRG – 93 человека “Вконтакте”, контент повторяется с Facebook, но читателей в Twitter больше – 41, и в дополнение есть YouTube с 5 подписчиками, что определенно полезно.

Страница КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА НЭО “ЦЕНТР” в Linkedin гораздо более популярна и активна, чем на Facebook, – 1 180 отслеживающих и постоянные лайки постов. Есть также Instagram с 207 подписчиками.

02
Автор
Леонова Юлия Центр развития коммуникаций
Королева Наталья QUEEN MEDIA AY