Новые правила старой системы
Закон о контрактной системе ставит перед собой важные и актуальные задачи. Так ли он отличается от действующего законодательства о размещении заказов?
ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВСЕ
Закон о контрактной системе призван существенно повысить качество обеспечения государственных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению госконтрактов, обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, содействовать предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Более широкая сфера регулирования – основное отличие нового закона от действующего законодательства о размещении заказов. Последнее регулирует только процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними контрактов, в то время как новый закон предусматривает весь цикл закупок, в том числе их планирование, кто выступит в роли исполнителя, как будет проходить заключение и исполнение контрактов, включая их изменение и расторжение, а также мониторинг, аудит и контроль.
Существовавшее законодательство о размещении заказов не могло эффективно решить некоторые актуальные проблемы, среди которых обеспечение прозрачности закупок. Предполагается, что новый закон справится с этим, в том числе благодаря более широкому внедрению современных информационных технологий и развитию института общественного контроля. Кроме того, очевидно, что требуется пересмотр расходования бюджетных средств на закупки, в том числе за счет их планирования и нормирования, предоставления заказчику более широких полномочий с одновременным усилением его ответственности за конечный результат.
Действующее законодательство о размещении заказов в своей основе содержит «процедурный подход», согласно которому заказчик имеет возможность, формально соблюдая процедуру закупки по срокам и содержанию проводимых мероприятий, уходить от ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Закон о контрактной системе отличается целым рядом нововведений. В первую очередь тем, что, как мы уже отмечали, вводится система планирования закупок. Это позволяет делать закупки предсказуемыми для рынка. Хозяйствующие субъекты, заблаговременно получая информацию о спросе на товары, работы, услуги со стороны государства и муниципальных образований, могут соответствующим образом регулировать свою хозяйственную деятельность и предлагать лучшие условия исполнения контрактов. Эта мера позволит сделать закупки не только средством обеспечения государственных и муниципальных нужд, но и более эффективным инструментом макроэкономического регулирования, улучшить инвестиционный климат в экономике.
Предполагается, что, после введения нормирования закупок, для товаров, работ и услуг будут утверждаться обязательные требования, в первую очередь, к потребительским средствам. Кроме того, нормирование позволит исключить закупку предметов роскоши.
Новый закон определил методику установления начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком. В действующем законодательстве размещение таких заказов не урегулировано, что создает предпосылки к злоупотреблениям.
Законом предусмотрено, что начальная цена контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, определяется заказчиком на основе нескольких методов: метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который определяется как первостепенный, нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода. Для отдельных видов товаров, работ и услуг, ценообразование на которые может вызывать затруднения у заказчиков, предусмотрено полномочие Правительства Российской Федерации устанавливать особые порядки определения начальных (максимальных) цен контрактов.
ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Изменилась в новом законе и линейка способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), которые вправе применять заказчик. Введены новые виды конкурсов (например, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс), запрос предложений. Указанные меры позволят повысить эффективность закупок, в том числе высокосложной и инновационной продукции.
Были в новом законе предусмотрены и антидемпинговые меры, направленные на защиту заказчиков от недобросовестных поставщиков, исполнителей и подрядчиков, существенно снижающих цену относительно рыночной и неспособных качественно исполнить обязательства по контракту. Рассматривается увеличение размера обеспечения исполнения контрактов в полтора раза, представление поставщиком (исполнителем, подрядчиком) документов, подтверждающих исполнение ранее заключенных контрактов без штрафов и пеней, снижение весового коэффициента цены контракта (для НИОКР), а также сокращение количества случаев заключения контрактов с единственным поставщиком. Ряд закупок, которые сейчас проходят через единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в новом законе могут быть осуществлены через проведение запроса предложений. Если контролирующий орган (ФАС России) дал согласие, возможность заключать контракты с единственным исполнителем может быть исключена, в случае если на торги не было подано ни одной заявки.
Предусмотрена многоуровневая система контроля, в том числе на этапах планирования и осуществления закупок, предполагается развитие института общественного контроля. Законом определены органы контроля, субъекты контроля, а также вопросы, подлежащие контролю на каждом этапе. Контракты могут быть расторгнуты в одностороннем порядке по основаниям, установленным гражданским законодательством. Эта мера направлена на обеспечение прав одной стороны контракта от недобросовестных действий другой.
Для того чтобы оценивать процесс, будет введен мониторинг закупок, который будет осуществляться Минэкономразвития России, и аудит эффективности закупок, проводимый Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов. Предполагается, что это позволит своевременно выявлять пробелы в законодательном регулировании и устранять их.
Кроме того, законом о контрактной системе предусмотрены банковское сопровождение контрактов, общественное обсуждение отдельных закупок, создание библиотеки типовых контрактов (типовых условий контрактов), более широкое использование банковской гарантии в качестве средства обеспечения заявок
и исполнения контрактов, обязанность операторов электронных площадок выплачивать участникам электронных аукционов доход, полученный от размещения их денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, на счете в банке.
Предполагается создать единую информационную систему в сфере закупок, которая будет обладать более широкими функциональными возможностями по сравнению с существующим официальным сайтом www.zakupki.gov.ru. В том числе предусматривать отдельные элементы автоматизации деятельности заказчиков, возможность подачи заявок на участие в процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронном виде, автоматизированный контроль размещаемой информации. Таким образом, закон о контрактной системе обеспечивает комплексное совершенствование сферы государственных и муниципальных закупок.
С УЧЕТОМ НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА
ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ПУТИ